Совсем недавно отгремели праздничные салюты, мы отмечали один из самых главных и почитаемых праздников в нашей стране - Новый год.
Всё тот же ежегодный праздничный ажиотаж: люди мечутся по магазинам в поисках подарков, в выборе продуктов к праздничному столу, скупают мишуру, ёлки и прочие праздничные атрибуты. Но вот парадокс: всё необходимое закуплено, меню составлено, гости приглашены, на улицах переливаются огнями вывески и гирлянды, радуя глаз, но «глаз не радуется».
В социальных сетях то тут, то там мелькают картинки с надписями: «где же ты, праздничное настроение?». В развлекательных пабликах устраивают опросы, есть ли оно, это самое настроение, и откуда его взять?
В комментариях к этим опросам люди сокрушаются, что нет ощущения праздника. Им мало просто проголосовать, им нужно кому-то адресовать этот крик души, и увидеть, что они совсем не одиноки в своём несчастье. Делятся друг с другом рецептами, как же его поднять или создать - это праздничное настроение.
Но задумывался ли кто-то из них всерьёз, почему так происходит? Что такое Новый год вообще? Смешно было бы предполагать, что мы празднуем просто смену цифр в календаре, у каждого праздника есть свои истоки, корни, смысл, традиции празднования. И вот когда нас отрывают от этих самых традиций, от смысла - исчезает и праздничное настроение, человек перестаёт испытывать радость.
Одна из причин отрыва от традиций - это уничтожение исконно русских символов праздника. Многие ли знают сегодня, откуда появился такой персонаж, как Дед Мороз? Война с нашей культурой, повальная американизация сделали своё дело - даже учителя в школах на полном серьёзе рассказывают детям, что прототипом нашего Деда Мороза является один из особо почитаемых святых Николай Чудотворец. Но он изначально почитался у католиков, и является прототипом Санта-Клауса, более того, Санта-Клаус в европейских странах является символом Рождества, а не Нового года. В России самой распространённой религией является православие, а не католичество, соответственно, католические символы и традиции к нашим праздникам не имеют никакого отношения, не смотря на то, что сегодня святой Николай Угодник так же почитаем и в православии. В славянской традиции появление Деда Мороза уходит своими корнями в язычество. Позднее рядом с Дедом Морозом появилась внучка Снегурочка - уникальный персонаж русской культуры, не имеющий ни прототипов, ни аналогов в других странах.
Одними из традиций, ритуалов празднования Нового года являются песни и хоровод вокруг ёлки. Многие ли взрослые сегодня в праздники поют хором песни? Да и хоровод остался прерогативой детских утренников, а у взрослого населения нашей страны всё празднование свелось к застолью с обилием еды и напитков. Как известно, дети в переходном возрасте начинают во всём подражать взрослым, и чаще перенимают именно дурные «взрослые» привычки, это касается и празднования. Они уже «не малышня», чтобы водить хороводы (взрослые же их не водят), вот и получается замкнутый круг.
ХОРОВОД - древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. (БЭС). Люди, соединившись за руки, представляют собой единое целое. Сегодня в эпоху насаждаемого индивидуализма именно этого единения нам так не хватает.
Как уже указано выше - Новый год, это не просто смена цифр на календаре, это подведение определённых итогов. По сложившейся в советское время традиции, перед началом празднования руководство предприятий, организаций зачитывало доклад о достигнутых за год результатах.
Глубоко эту тему раскрывает С.Е. Кургинян в передаче "Смысл игры-75".
Люди понимали, что они празднуют определённые достижения, свершения, и что они непосредственно к этому причастны: это их труд, это их вклад, это их очередная победа. Сегодня многие из нас работают, чтобы «где-то работать», «заработать на кусок хлеба» и т.д., а вовсе не для того, чтобы были какие-то свершения, достижения и открытия. Например, в сфере торговли человек старается увеличить продажи не для процветания организации (ведь организация-то ему всё равно не принадлежит), а для того, чтобы получить с них процент. Радость от получения улетучивается после первого посещения магазина, и так по кругу. Говорят, что человек живёт своими детьми (то есть тем, что он создал), но в сегодняшнем мире рынка человек не является творцом, созидателем, ни к чему не причастен, ничего после себя не оставляет, выходит, что и праздновать ему кроме смены цифр на календаре нечего.
Вот и получается как в песне: «Куда уходит детство? В какие города? И где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда?».
Но если в детство мы вернуться не можем (да и незачем), то вернуть себе настоящий праздник Нового года вполне в наших силах. Продолжение следует.