Материалы VII международной научно-практической конференции. Отв. ред. Д.В. Буяров, Д.В.Кузнецов, Н.В.Киреева. - Благовещенск.
Оккупация Маньчжурии милитаристской Японией в 1931 г. вызвала массовые выступления китайского населения, превратившиеся в короткий срок во всенародное партизанское движение против захватчиков.
Образовывались различные добровольческие антияпонские военные формирования, среди которых наиболее крупным была т.н. "Северо-Восточная народная революционная армия". Тем не менее, китайские патриоты не всегда могли противостоять регулярной японской армии.
Так в 1932 г. с территории Северо-Восточного Китая в СССР перешло 2890 военных и 1,2 тыс. гражданских лиц из состава т.н. "армии спасения Родины" Су Бинвэня. В январе 1933 г. из Маньчжурии в СССР перешло ещё 5 тыс. китайцев во главе с генералами Ли Ду и Вань Дэминем.
В феврале 1934 г. была создана Северо-Восточная Объединенная армия сопротивления Японии (Объединенная армия) которую возглавил секретарь военного отделения КПК в Маньчжурии Чжао Шанчжи (1908-1942). Руководство войсковыми колоннами (фронтовыми армиями) вышеупомянутой Объединенной армии осуществляли маньчжурские провинциальные комитеты КПК.
Боевые действия отрядов Объединенной армии, насчитывавшей в своих рядах до 30 тыс. чел., носили характер партизанской войны. К китайцам примыкала и часть корейских патриотов, укрывавшаяся в Маньчжурии от преследований японцев.
Все началось еще 1917-м.
Начатая весной 1938 г. в бассейне Амура, Сунгари и Уссури крупномасштабная карательная экспедиция 24-х тысячного корпуса Маньчжоу-го против плохо вооруженных и малознакомых с военным делом китайских партизан привела к уничтожению более чем 3 тыс. повстанцев и разгону ещё большего их числа.
Окруженные японскими карателями остатки китайских партизанских формирований и спасавшееся от японцев мирное население в 1938-1939 гг. были вынуждены повсеместно переходить дальневосточную границу СССР. В этом же году в уезде Фуюань японцами было уничтожено 6 тыс. крестьянских семей.
В связи с этим 15 апреля 1939 г. последовало указание Наркома обороны и Наркома внутренних дел СССР "Об оказании помощи китайскому партизанскому движению в Маньчжурии".
В нем разрешалось военным советам 1-й и 2-й Краснознаменных армий "в случаях обращения руководства китайских партизанских отрядов оказывать партизанам помощь оружием, боеприпасами, продовольствием и медикаментами, а также руководить их работой".
Китайцев из числа интернированных партизан, после проведенной органами НКВД отбора и проверки предписывалось "небольшими группами перебрасывать обратно в Маньчжурию в разведывательных целях и в целях оказания помощи партизанскому движению".
В соответствии с этим указанием всех перешедших на территорию СССР китайцев и корейцев подвергали тщательной проверке и отбору. Лиц работавших на японскую разведку передавали в органы военной контрразведки.
Интернировали тех, кто не мог подтвердить свои биографии. Их отправляли на работы в дальневосточные леспромхозы, например, в село Кукан, или в китайские колхозы "Кантонская коммуна".
С этого времени пограничными отрядами дальневосточных округов войск НКВД из перешедших советскую границу китайцев стали формироваться группы специального назначения численностью до 10 чел. для выполнения на территории Маньчжурии разведывательных задач.
В мае 1939 г. по решению Военного совета ОКДВА из китайских партизан был сформирован отряд численностью более 100 чел. Он получил 6 лёгких пулеметов, 100 винтовок, 6 пистолетов, 30 тыс. патронов, 230 гранат. В июле 1939 г. этот отряд во главе с Чжао Шанчжи был переправлен через р. Амур в Маньчжурию.
В июне 1940 г. главкомом Объединенной армии стал Чжоу Баочжун. В январе 1941 г. в Хабаровске состоялось руководителей партизанского движения и представителей штаба Дальневосточного фронта.
Было решено, что за связь Объединенной армии Китая с РККА будет отвечать начальник разведывательного отдела Дальневосточного фронта полковник (с ноября 1944 г. - генерал майор) Наум Семёнович Соркин (1899-1980), имевший опыт работы в Министерстве иностранных дел СССР
Весной 1941 г. личный состав южного и северного лагерей приступил к военной учебе. Она включала занятия по огневой, строевой, физической и тактической подготовке.
Программа огневой подготовки включала изучение принципов и правил стрельбы, технического устройства винтовок, пистолетов, пулеметов, минометов, противотанковых ружей, а также практические стрельбы из винтовки и пистолета.
На занятиях по тактической подготовке изучались приемы ведения разведки, партизанских действий, правила ведения боя и взаимодействия партизанских отрядов с регулярной армией, методы защиты от воздушных нападений и газовых атак противника. Изучались правила ведения топографической съёмки и фотографирования, приемы работы на переносной радиостанции
Наум Семёнович Соркин.
Физическая подготовка бойцов и командиров включала в зимнее время лыжные гонки, в летнее - бег, плавание на 100 м и 400 м и гребля. Программа включала занятия по скалолазанию и по прыжкам с парашютом.
В июле 1941 г. личный состав северного лагеря на один месяц был направлен на Большой аэродром г. Хабаровска для занятий по парашютной подготовке. В числе выполнивших прыжки с самолета были 16 китайских женщин-военнослужащих.
Изучались также правила несения караульной и внутренней службы, принципы учета личного состава, тылового обеспечения и медицинского обслуживания. Важно отметить тот факт, что преподавателями и инструкторами на всех занятиях были офицеры РККА, руководство которыми осуществлял офицер штаба фронта майор В.А. Самарченко.
С началом 1942 г. на учебу тренировки и работы отводилось 12 час., в том числе 3 час. на изучение русского или китайского языка. Помимо этого, в полевых лагерях для командного состава действовали курсы по изучению наступательных действий, оборонительных боёв, снайперской войны, военного снабжения, военной медицины, саперного дела и др.
В апреле 1942 г. согласно мнению, высказанному Н.С. Соркиным и Чжоу Баочжуном, командующий Дальневосточным фронтом генерал армии И.Р. Апанасенко (1890-1943) направил предложение о создании из бойцов китайской Объединенной армии учебного полка в ставку ВГК СССР.
Верховный главнокомандующий И.В. Сталин одобрил эту инициативу и принял решение о создании учебной бригады с присвоением ей номера советской войсковой части и полным обеспечением по нормам РККА.
21 июля 1942 г. командующий Дальневосточным фронтом генерал армии И.Р.Апанасенко подписал приказ № 00132 о создании 88 отдельной стрелковой бригады (осбр) и назначении её командиром Чжоу Баочжуна с присвоением воинского звания "майор".
Воинские звания были также присвоены Чжану Шоуцзяну и корейцу Ким Ир Сену. Через три дня в расположении северного полевого лагеря приказ был доведен до всего личного состава. 6 января 1943 г. командование фронта вручило отдельной 88-й стрелковой бригаде РККА Боевое знамя.
Комплектование подразделений бригады осуществлялось из числа китайцев и корейцев - участников сил сопротивления, а также за счет советских граждан китайского и корейского происхождения, представителей других национальных меньшинств СССР (нанайцы, эвенки и др.).
Большинство в бригаде составляли китайцы и только 10% - корейцы. За короткое время численность личного состава 88-й осбр превысила 1,5 тыс. чел. Военная подготовка в ней приравнивалась к 1,5 годичной программе военного училища и давала право на получение офицерского звания.
К началу формирования бригады в её списках числился 471 военнослужащий, а ко дню расформирования 15 октября 1945 г. в бригаде насчитывалось 197 офицеров, 1028 сержантов и рядовых, всего 1225 чел.
Заместителем командира бригады по политической части был назначен Чжан Шоуцзян, заместителем командира бригады по строевой и боевой подготовке - майор Тимофей Никитович Ширинский, которого в начале 1943 г. сменил майор Н.С.Баталин, начальником штаба бригады - майор В.А.Самарченко (с начала 1943 г. Т.Н.Ширинский), начальником политотдела бригады - майор В.Е.Серегин.
Командиром 1-го учебного батальона был назначен капитан Ким Ир Сен, заместителем командира батальона капитан С.Г.Мальцев. 2-й батальон возглавил старший лейтенант Ван Сяомин, его заместитель - старший лейтенант Е.П.Адамов.
Командиром 3-го батальона был назначен капитан Сюй Хэнчжи, а после его гибели в августе 1942 г. командование принял капитан Ван Мингуй. Заместителем командира батальона был назначен капитан Шабашников.
4-й батальон возглавил Чай Шижун, которого в 1943 г. сменил кореец Цзян Синтай, заместителем командира батальона стал капитан Жилинов. Командиром учебной роты связи был назначен капитан А.Е.Остриков, а командиром комендантской роты капитан Христенко.
Необходимо отметить тот факт, что большая часть китайских и корейских командиров не знала русского языка. В связи с этим по ходатайству командования Дальневосточного фронта призванные в РККА советские граждане корейской и китайской национальности, знавшие родной язык стали направляться в бригаду.
Общее руководство политическими занятиями в бригаде с лета 1943 г. осуществлял офицер штаба Дальневосточного фронта китайский коммунист майор Лю Ялоу (1910-1965), выпускник Военной академии им. М.В.Фрунзе, участник Сталинградской битвы.
Полное укомплектование 88 бригады было завершено в апреле 1944 г. К этому времени она состояла из штаба, политотдела и отдела контрразведки ("Смерш"), 4-х отдельных стрелковых батальонов (в каждой по 3 роты из трех взводов, а в 4-м батальоне 8 стрелковых рот), батальона автоматчиков, радиобатальона, 4-х отдельных рот (минометной, саперной, противотанковых ружей, хозяйственной), отдельного пулеметного взвода и специального отделения курсов военных переводчиков.
Личный состав бригады был вооружен по нормам РККА. В сентябре 1942 г. - июле 1943 г. на его вооружении состояло 4 тыс. 312 винтовок, 370 автоматов, 48 станковых и 63 ручных пулемета, 21 орудие, 16 противотанковых ружей, 23 автомашины.
В каждом учебном взводе имелся 1 легкий пулемет, а в каждом учебном отделении 2 автомата. Размер денежного довольствия, служивших в бригаде офицеров-китайцев и корейцев соответствовал денежному довольствию офицеров РККА того же ранга.
О высоком уровне военной подготовке в бригаде, свидетельствует тот факт, что после возвращения в Корею военнослужащие корейцы, ставшие впоследствии офицерами и генералами Корейской народной армии, заполняя анкетные данные, в графе образование писали: "88-е военное училище".
С весны 1941 г. по август 1945 г. в Маньчжурию из северного и южного лагерей, а также из расположения 88 бригады, на боевые задания было отправлено более 30 групп численностью около 300 чел.
Но не все уходившие в Китай возвращались обратно в место постоянной дислокации. В июне 1941 г. в уезде Жаохэ группа Ян Цихая была окружена и расстреляна крупным японским патрульным подразделением.
В этом же бою погибла талантливая радистка Чэнь Юйхуа. 12 февраля 1941 г. во время выполнения задания в Маньчжурии в возрасте 34 лет в японских застенках погиб основатель Объединенной армии китайский патриот Чжао Шанчжи.
3 августа 1942 г. при выполнении задания во главе малой группы, назначенный командиром 3-го батальона 88 учебной бригады капитан Сюй Хэнчжи, погиб в Маньчжурии в возрасте 33 лет. По неполным данным в вышеуказанный период погибли или же пропали без вести не менее 200 чел. китайских военнослужащих.
29 августа 1945 г. 88 военнослужащих бригады были награждены боевыми орденами и медалями по приказу командующего Дальневосточного фронта №100/Н 257. В их числе орденом "Красного знамени" были награждены подполковник Чжоу Баочжун, майор Чжан Шоуцзянь, капитаны Ким Ир сен, Ван Сяомин и Ван Мингуй. Кроме того, все командиры и бойцы бригады были удостоены медали "За победу над Японией".
Формально восемьдесят восьмая стрелковая входила в состав действующей армии с 9 августа по 3 сентября 1945 года, но непосредственно в боевых действиях она не участвовала: все это время пребывала по месту своей постоянной дислокации в хабаровском поселке Вятск.
И это обстоятельство стало поводом для серьезного роптания среди ее личного состава, что в итоге вылилось в докладную записку, направленную 24 августа 1945 года подполковником Бао-Чжун Чжоу Главнокомандующему советскими войсками на Дальнем Востоке Маршалу Советского Союза Александру Василевскому.
Вот выдержки из нее: "Я, командир 88-й отдельной стрелковой бригады, как подчиненный Вам и как член братской Коммунистической партии Китая решил обратиться к Вам непосредственно о нижеследующем.
Вверенная мне 88-я осбригада была организована в июне месяце 1942 г. по личному указанию товарища Сталина. В бригаде насчитывается около 4000 бойцов и офицеров и до 150 чел. находится вне бригады (кроме русского и нанайского состава).
Почти все китайские товарищи являются членами Китайской коммунистической партии и Киткомсомола, бывшими руководителями и участниками партизанского движения в Маньчжурии против японских захватчиков. Бригадой непосредственно руководит Военный совет ДВФ.
Бригаде было уделено большое внимание и ей придавалась особая роль и политическое значение, как китайской национальной части (по примеру польской, чехословацкой и др. частей, бывших на территории СССР), и она должна была стать ядром подготовки военных и политических кадров. Как воинская часть бригада готовилась принять активное участие вместе с Красной Армией в борьбе против японских империалистов за освобождение китайского народа...
Бойцы, сержанты и офицеры три года готовились и ждали того дня, когда они смогут принять активное участие в борьбе против японского агрессора.
Этот день наступил 9 августа с.г. Советский Союз объявил войну империалистической Японии. Весь личный состав бригады, воодушевленный благородными целями войны, ждал боевого приказа выступить против японских самураев.
Однако через четыре дня после начала военных действий оперативный план бригады был отменен, а ее передислокация на территорию Маньчжурии была задержана и до настоящего времени бригада не использована.
Мои неоднократные запросы к генерал-майору тов. Сорокину и через него к командующему 2 ДВФ генералу армии тов. Пуркаеву об использовании бригады до сегодняшнего дня положительного решения не получил. Поэтому я вынужден обратиться к Вам, товарищ Маршал, с просьбой о разрешении вопроса об использовании бригады.....".