Направлена с грифом "Совершенно секретно. Только лично" председателям КГБ союзных и автономных республик, начальникам УКГБ по краям и областям, самостоятельных управлений и отделов КГБ СССР.
ЦИРКУЛЯРНАЯ ШИФРОТЕЛЕГРАММА В.А. КРЮЧКОВА РУКОВОДИТЕЛЯМ ОРГАНОВ КГБ СССР ОБ ОБСТАНОВКЕ В СТРАНЕ ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1990 Г.
По оценкам Комитета государственной безопасности, социально-политическая напряженность в стране может быстро подойти к критической черте.
Используя обострение экономического кризиса, усиливающееся недовольство людей ухудшающимся уровнем жизни, деструктивные силы открыто дестабилизируют обстановку, инспирируют социальную панику, ведут дело к захвату власти.
Последнее в полной мере наблюдается в республиках Прибалтики, западных областях Украины, в значительной степени в Закавказье. Эти процессы угрожают в ближайшее время охватить важнейшие политические центры страны, такие, как Москва и Ленинград, ряд крупных промышленных областей РСФСР.
По прогнозным оценкам, в случае, если не будет предпринято решительных мер по защите существующего конституционного строя, развитие деструктивных тенденций может принять необратимый характер.
Движущими силами в борьбе за власть сегодня являются те, кто и прежде стоял на откровенно антисоциалистических позициях, национал-шовинисты, действующие под флагом реализации национальной идеи, реакционные религиозные круги, представители слоев общества, живущих за счет теневой экономики.
Несмотря на несовпадение их коренных интересов, объединение на антикоммунистической платформе позволяет им действовать согласованно и целеустремленно. Эти силы чаще всего предстают перед общественностью в виде различных партий, движений, течений, клубов, претендующих на выражение интересов и настроений широких слоев населения.
В то же время специально проведенное изучение этого явления неопровержимо свидетельствует о том, что многие политические заявки, претензии этих сил не отражают ни потребностей времени, ни интересов подавляющего большинства граждан страны.
Однако в условиях глубокого экономического кризиса, значительного ослабления КПСС, и прежде всего ее организующей роли, неотлаженности механизма власти, а также захвата ключевых постов в средствах массовой информации, политическая оппозиция оказалась в состоянии навязывать обществу свой сценарий перестройки.
В результате проводившейся в последнее время организационной, идеологической и политической работы, ей удалось значительно усилить свое влияние в основных центрах политической жизни страны, прежде всего в Москве и Ленинграде.
Навязываемая здесь деструктивная позиция получает широкий резонанс, деморализует здоровые силы, во многом дестабилизирует обстановку в Союзе в целом.
Анализ поступающих материалов подтверждает справедливость прогнозов, о которых неоднократно информировались Инстанции, относительно зарождения и развития деструктивных тенденций, их вдохновителях и движущих силах, истинных намерениях оппозиционных кругов - кардинально изменить основы государственного и общественно-политического устройства нашей страны, не останавливаясь даже перед развалом Союза ССР.
И если еще относительно недавно подобные устремления содержались в тайне, обсуждались в узком кругу единомышленников, то сегодня они трансформировались в систему широкомасштабных и скоординированных действий по вовлечению различных слоев населения, представителей депутатского корпуса в кампанию разрушения ныне действующих институтов власти.
Часть оппозиционеров из тактических соображений пока еще прикрывается лозунгами искоренения допущенных "извращений" социализма. Однако, если смотреть правде в глаза, то речь идет об искоренении социализма как такового.
В своей деятельности оппозиция опирается на все возрастающую поддержку многочисленных зарубежных консультантов и экспертов, нередко связанных с западными спецслужбами, в том числе с опытом ликвидации социализма в странах Восточной Европы, борьбы с прогрессивными режимами в других государствах.
Действия последних принимают характер все более откровенного вмешательства во внутренние дела СССР. Малейшие попытки органов власти как-то сковать эту подрывную работу объявляются "антидемократичными", сопровождаются угрозами принятия против СССР разного рода санкций.
Ядро блока антисоциалистических сил с самого начала находилось в Москве. И сегодня такие партии и политизированные объединения, как Межрегиональная ассоциация демократических организаций, Демократическая партия России, Социал-демократическая партия Российской Федерации, союз "Щит", Московское объединение избирателей, клуб "Московская трибуна", часть Межрегиональной депутатской группы находятся под влиянием таких сил и продолжают играть роль генераторов антисоциалистических идей.
В последние дни антикоммунистические круги открыто объявили о необходимости "взять на себя политическую ответственность за будущее".
Сегодня сценарий захвата власти применительно к особенностям ситуации, сложившейся в стране, становится все более очевидным.
Главный удар был нанесен по партии, а по мере передачи ею власти Советам объектами атак последовательно становятся союзное правительство, Верховный Совет и Президент, а также такие наиболее организованные институты власти, как армия и органы госбезопасности.
С этой целью продолжается кампания разнузданной демагогии и дешевого популизма, подмены социальных, политических и нравственных ориентиров.
Особенно очевидна разрушительная сила оказавшихся под контролем оппозиции средств массовой информации, нагнетающих атмосферу социального пессимизма и истерии.
Парадокс ситуации состоит в том, что эту функцию выполняют не столько печатные органы различных антисоциалистических партий и движений, а зачастую отдельные ведущие государственные средства массовой информации - каналы телевидения, радио, печатные органы, действующие от имени Верховных Советов страны и республик, КПСС, массовых общественных организаций.
Разрушение присущих гражданам социалистического общества ценностных ориентаций осуществляется путем огульного очернения истории социалистического государства, дискредитации марксизма-ленинизма, нападок на его основоположников, прежде всего В. И. Ленина.
В последнее время это приняло форму волны вандализма в отношении памятников вождю, особенно в Прибалтике, Закавказье, на Украине, отдельных областях России, в том числе и в Ленинграде.
Вновь возрастает роль политики "контроля за улицей" - поддержания массового психоза путем нескончаемых пикетов, митингов, демонстраций, голодовок. Для этого антисоциалистические силы используют вспышки недовольства населения провалами в снабжении (т. н. "винные", "табачные" и прочие "бунты"), стремятся придать им антигосударственную, антикоммунистическую направленность.
Не следует предаваться иллюзиям, что сегодня никто из претендующих на власть оппозиционеров не призывает к насильственному изменению строя. Такой призыв прозвучит, как только накопленный потенциал, в том числе и в органах власти, покажется им достаточным для близкой победы.
Очевидно, что ставка будет сделана на апробированный в Восточной Европе сценарий вывод на улицу сотен тысяч людей и направление накопившегося недовольства против существующих руководящих государственных и политических структур.
Уже сегодня не вызывает сомнения готовность к насилию со стороны антиконституционных сил. То и дело прорываются очаги гражданской войны в Закавказье, они зреют в Молдавии, Прибалтике, на Украине.
Эти процессы сопровождаются разжиганием межнациональной вражды, моральным террором, угрозами физической расправы над отдельными депутатами, советскими и партийными работниками, а подчас и убийствами депутатов, как это имело место в Армении.
В текущем году только на Украине в правоохранительные органы обратилось более 100 народных депутатов с просьбой защитить их и их близких от угроз физической расправы.
Все это разоблачает упорно создаваемый миф, что в результате политических перемен к власти придут некие "либеральные демократы". Такое заблуждение уже опровергнуто опытом некоторых стран Восточной Европы и, частично, прибалтийских республик.
Реальная перспектива такова, что сделавшие свое дело "либералы" в скором времени будут сметены идущими вслед за ними силами, не скрывающими свои диктаторские замашки, за которыми просматриваются вскормленные коррупцией и теневой экономикой круги.
О наличии таковых в России свидетельствует принятая 31 июля с. г. "Программа действий-90" "Российского демократического форума", объединившего стоящих на крайне антикоммунистических позициях "Демократическую партию", "Христианско-демократический союз" и ряд других формирований.
"Программа" включает в себя борьбу посредством всеобщей политической стачки за отставку союзного правительства, роспуск Съезда народных депутатов СССР с заменой его Учредительным собранием, захват земли с помощью специально сколоченных "отрядов скваттеров".
По имеющимся данным, требование отставки союзного правительства нацелено не столько на оздоровление политической и экономической ситуации в стране, сколько на взятие под контроль ключевых министерств и ведомств, в том числе обороны, внутренних дел и государственной безопасности.
Лейтмотивом публичной агитации становится скрытая или явная угроза "пролить кровь", если нынешнее политическое руководство не сдаст своих позиций.
По примеру Закавказья, Прибалтики в ряде районов страны идет процесс создания группирований, которые могут быть использованы как вооруженная опора оппозиции.
Антисоциалистические силы, особенно через своих представителей в депутатском корпусе, стремятся распространить негативное влияние на рабочих и молодежь, подтолкнуть их на активные политические выступления.
По поступающим сведениям, в ближайшее время планируется резкая эскалация силовой, антиконституционной активности, пиком которой должна стать "всеобщая политическая стачка". Она призвана парализовать экономическую жизнь страны и вынудить нынешнее правительство уйти в отставку.
В этом направлении, в частности, лидерами "Российского народного фронта", "Соцпрофа", "Демократической партии России" ведется интенсивная подстрекательская работа в стачкомах горняков, других "независимых" объединениях трудящихся.
В качестве одного из действенных инструментов для осуществления своих замыслов оппозиция рассматривает студенчество. С его участием планируется организовать бойкот занятий, блокирование зданий советских и партийных органов, создавать "отряды охраны порядка". Все это подтверждается последними событиями на Украине.
Ситуация в стране усугубляется острой нехваткой товаров первой необходимости, в том числе продовольствия, невозможностью отоварить даже весьма скромные нормы их отпуска по талонам. Рост дефицита и перебои со снабжением отмечаются в промышленных центрах страны, где расположены предприятия ключевых отраслей экономики: горнодобывающей, металлургии, химии.
По сравнению с прошлыми годами намного хуже обстоит дело с заготовкой сельскохозяйственной продукции на зиму. Особенно беспокоит тяжелое положение со снабжением продуктами питания, даже в таких городах, как Москва и Ленинград.
По оценкам лидеров оппозиции, момент решающего штурма приближается, все чаще звучит лозунг "Сейчас или никогда!". Резко активизировались различные массовые акции, которые пытаются проводить под лозунгом "демонтажа империи".
Особые усилия прилагаются к тому, чтобы омрачить празднование очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, представить 7 ноября как "день национальной катастрофы".
Подтверждением нашим оценкам служит поток обращений граждан с требованием дать объяснение, почему не принимаются меры по стабилизации политической обстановки. В основе этих обращений - глубокое беспокойство в связи с реальной возможностью потери социалистических завоеваний в стране.
Эта информация представляется сугубо для вашего сведения. В целом органы КГБ обеспечивают слежение за оперативной обстановкой, регулярно информируют высшие органы государственной власти и управления о развитии ситуации в стране, вносят предложения по ее стабилизации, в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами принимают конкретные практические меры по предупреждению и пресечению экстремистских антиконституционных действий.
Однако в сложившейся обстановке на органы государственной безопасности ложится величайшая ответственность в деле защиты советского конституционного строя.
В этой связи крайне необходимо оценивать политическую и оперативную обстановку в каждом регионе, каждое действие деструктивных сил с точки зрения определения степени угрозы с их стороны для безопасности государства и общества.
Председатель В. Крючков.
18 октября 1990 г.