Кто на самом деле победил в Первой мировой.

Feb 25, 2016 20:01

Из статьи Алексея Волынца.

В годы Первой мировой войны всего шесть государств Европы сохранили нейтралитет - Голландия, Швейцария, Дания, Испания, Норвегия и Швеция. Их гражданам посчастливилось избежать ужасов кровавой бойни, оккупации и разрухи.
      По итогам Великой войны все они оказались в выигрыше - экономики нейтральных стран усиленно работали на воюющие державы, причем порой одновременно на обе стороны. Именно в годы Великой войны были заложены основы нынешнего "скандинавского социализма" и славы швейцарских банков.
     Однако далось это богатство большинству нейтралов не просто. Лично нажилось на войне лишь очень ограниченное число банкиров и промышленников, а для большинства простых граждан война обернулась массовой безработицей и теми же продуктовыми карточками.


Голландская армия.




Голландия.

Голландия к 1914 году была отнюдь не маленькой европейской страной, а большой и богатой колониальной империей. Ее заморские владения в Ост-Индии (Индонезия) и Вест-Индии (острова Антильского архипелага и Суринам) превышали размеры метрополии более чем в 60 раз.
     В колониях проживало 38 млн человек, в то время как население собственно Голландии едва превышало 6 млн. По формальному числу подданных Koninkrijk der Nederlande, Королевство Нидерландов, немногим уступало Австро-Венгрии, одной из крупнейших держав начала XX века.
     Более того, по уровню экономического развития Голландия тогда была одной из ведущих стран, занимая к 1914 году 5-е место в мире по объему внешней торговли, а каждый десятый взрослый голландец тогда работал в банковской и финансовой сфере.

Душевая для бельгийских беженцев.




Воевать голландцам так и не пришлось, но они столкнулись с другой проблемой. К октябрю 1914 года с территории Бельгии, где развернулись бои, в Голландию бежало 900 тыс. человек. Позже к ним добавилось еще несколько десятков тысяч беженцев, дезертиров и беглых военнопленных с обеих сторон фронта.
       В Нидерландах пришлось организовать 7 больших лагерей для беженцев из Бельгии, а также спецлагеря для интернированных военных, в которых побывало 35 тыс. бельгийских солдат, свыше 15 тыс. дезертировавших немцев, несколько сотен беглых пленных англичан, французов и даже несколько десятков русских.
       В 1918 году, когда выдача продуктов по карточкам сильно сократилась, по городам Голландии прокатилась волна беспорядков. Их назвали "картофельным бунтом", так как голодные толпы нападали на лавки, склады и баржи с картофелем - основным продуктом питания простых голландцев в годы войны.

Раздача продуктов.




Пока население других стран сокращалось, в Голландии оно выросло на полмиллиона человек, или на 8%. Золотой запас страны за годы мировой войны вырос в 4,5 раза. В 1915-18 гг. в сейфы центрального банка Нидерландов попало свыше 400 т драгоценного металла, в основном из Германии.
       К концу войны стоимость золотого запаса Голландии почти в 2 раза превышала общую номинальную стоимость всех бумажных денег, обращавшихся как в метрополии, так и в колониях.
       Прибыли и выгоды, полученные за счет нейтралитета, дали Голландии возможность не только избежать революционных потрясений, но и провести социальные реформы. К 1920 году в стране ввели 8-часовой рабочий день, 45-часовую рабочую неделю, снизили пенсионный возраст с 70 до 65 лет, предоставили избирательное право женщинам.




Швейцария.

Больше половины швейцарцев говорили и говорят на немецком языке, и лишь пятая часть - на французском. К началу XX столетия экономика конфедарации была наиболее тесно связана с Германией и Австрией, и в стране преобладали прогерманские настроения. Швейцарская армия строилась и обучалась по германскому образцу, кайзер Вильгельм II не раз посещал ее военные учения.
       К осени 1918 года внутреннее положение Швейцарии еще более осложнилось. Из-за трудностей с импортом продовольствия хлебный паек по карточкам в городах сократился до 250 гр в день.
       Правда, это не был настоящий голод, так как на рынке еще можно было достать продовольственные продукты. Но хроническое недоедание затронуло бедные слои Швейцарии. Власти страны даже начали принудительную мобилизацию населения на сельхозработы.
       30 сентября 1918 года дело дошло до того, что забастовали банковские клерки Цюриха, объявив, что за 1917 год собственники банков на финансовых махинациях по обе стороны фронта заработали 35 млн швейцарских франков (свыше 100 тонн золота) чистой прибыли, но при этом продолжают держать граждан страны на полуголодном пайке.
       В ноябре 1918 года страну охватила всеобщая забастовка, в которой приняло участие свыше 10% населения. Для подавления волнений власти привлекли даже части так и не повоевавшей армии.

Швейцарская армия.




Окончание войны не сразу привело к нормализации жизни в Швейцарии. Например, карточки на хлеб отменили только в августе 1919 года, а на молоко - в мае 1920-го.
      Однако прекращение блокады и накопленные за годы войны в банках средства позволили властям пойти на улучшение жизни наемных работников - с 1918 года в Швейцарии была установлена 48-часовая рабочая неделя (тогда как до 1914 года наемные работники в среднем работали 60 часов в неделю).
      Именно после 1918 года начали приобретать всемирную славу швейцарские банки - как надежные хранители секретных счетов и банковской тайны. Золотой запас конфедерации за годы Первой мировой вырос в 2,5 раза.
     До 1913 года ведущим банковским центром для тайных операций был Брюссель, но столица Бельгии была оккупирована немцами, и роль банкиров-посредников перехватили банки Цюриха, Женевы, Берна. Именно там для обеспечения финансовых операций по обе стороны фронта банковскую и коммерческую тайну впервые приравняли к государственной.




Дания.

Королевство Дания к началу XX века было не просто благополучной, хотя и небольшой, страной, а одной из самых "авторитетных" в Европе - датский король Кристиан IX был родным отцом английской королевы, русской императрицы и греческого короля.
        К 1914 году в Дании работал 21 большой завод по производству мясных консервов. За время войны их число выросло в 7 раз - до 148, а экспорт мясных консервов в Второй Рейх вырос более чем в 50 раз. В результате поголовье крупного рогатого скота и свиней в нейтральной Дании сократилось в тех же пропорциях, что и в воюющей Германии.
        Расчетливые датские бизнесмены для увеличения прибыли продавали немцам в основном так называемый "гуляш" - консервы низкого качества, в которых мяса было меньше, чем соуса и "растительного содержания", а само мясо разбавляли субпродуктами.
        Но голодающая Германия покупала и такую продукцию в любом количестве. Нуворишей, сказочно разбогатевших на поставках продовольствия немцам, в скандинавском королевстве тогда именовали "гуляшбаронами". За годы войны они понастроили по всей стране настоящие дворцы, даже породив особый архитектурный стиль.




Но еще большие прибыли нейтральной Дании приносила перепродажа стратегического сырья и материалов, закупавшихся, в основном, в США. Так, уже к ноябрю 1914 года королевство закупало там меди в 13 раз больше, чем в довоенное время.
         Занимавшаяся такими операциями датская "Восточноазиатская компания" в 1916 годы выплатила своим акционерам дивиденды в размере 30% на вложенный капитал. Золотой запас Дании за годы мировой войны вырос более чем в 2,5 раза.
       Датский капитал активно действовал и в России, где его интересы нередко лоббировала мать последнего русского царя, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (в девичестве датская принцесса Дагмара).
       В частности, "Датский ружейный синдикат" строил во Владимирской губернии пулеметный завод, директором которого был назначен капитан датской армии Юргенсен. Царская казна заключила с датскими акционерами контракт на 26 млн рублей золотом (около 895 млн современных долларов).
       Однако сверхприбыли большей частью оседали в карманах крупного капитала, а простым гражданам война приносила в основном потери.

Встреча трёх королей Скандинавии в Мальмё. Слева направо: Король Норвегии Хокон VII, Король Швеции Густав V и Король Дании Кристиан X. 18 декабря 1914 года.




Война существенно изменила границы королевства. Дело в том, что Дания в средние века бывшая великой морской державой, с XVII столетия владела несколькими островами в Карибском море.
       В августе 1914 года США как раз ввели в действие Панамский канал, и эти три островка сразу приобрели стратегическое значение, позволяя контролировать выход из канала в Атлантику.
       Еще в 1902 году Вашингтон предлагал Копенгагену купить острова, но датский риксдаг отказал. В 1916 году США вновь попросили продать карибские острова, а госсекретарь Лансинг прямо заявил датскому посланнику в Вашингтоне, что "обстоятельства могут вынудить Соединенные Штаты без согласия Дании завладеть островами". После этого датчане согласились уступить заморскую территорию за 25 млн долларов.
       Накопленные за годы нейтралитета средства позволили датской промышленности "выстрелить" после войны - уже в 1920 году объем производства превысил довоенный на 40%, а реальные доходы промышленных рабочих к 1919 году выросли почти в 1,5 раза. На этом фоне введение 8-часового рабочего дня уже не казалось огромным достижением.

Скандинавская безмятежность.




Норвегия.

Формально, к моменту начала Первой мировой войны Норвегия являлась самым молодым независимым государством Европы - в качестве самостоятельного королевства де-юре она возникла только в 1905 году, после расторжения унии со Швецией.
        К началу XX столетия Норвегия была весьма зажиточной и благополучной страной. В отличие от других стран Европы, к 1914 году ее земля уже два века не знала войн (если не считать таковой стычку со шведами в 1814 году, в которой погибло несколько десятков норвежцев).
        Нейтралитет страны с огромным торговым флотом тут же обернулся ростом товарооборота и огромными прибылями. К 1916 году валовые доходы норвежских судовладельцев от фрахта увеличились в 5 раз по сравнению с довоенным временем.
        В тот год, когда сотни тысяч солдат погибали под Верденом и в Галиции, норвежские судовладельцы заработали на фрахте своих пароходов в пересчете на нынешний курс фантастическую сумму - почти 18 млрд долларов.

Норвежская монархия.




После 1914 года Норвегия стала основным поставщиком меди и атлантической сельди в Германию. Без меди не могла обойтись оружейная промышленность, а рыба шла не только в еду - из рыбьего жира получали глицерин, необходимый для производства взрывчатых веществ.
        Нейтральные викинги активно торговали не только с Германией - объем норвежского экспорта в Россию за 1914-1916 годы в денежном выражении вырос почти в 9 раз.
        За годы войны ее активно действовавший торговый флот понес самые большие потери среди кораблей всех нейтральных стран. С 1914 по 1918 год на минах и торпедах подорвалось и затонуло 889 норвежских судов, погибло около 2 тыс. норвежских моряков.




Тем не менее мировая война обернулась для нейтральной Норвегии в буквальном смысле золотым дождем - государственный золотой запас к концу 1918 года увеличился по сравнению с довоенным более чем в 3 раза, благодаря потокам иностранной валюты и золота было создано 75 новых банков (кстати, норвежские банки предоставили воюющей   Германии кредиты на общую сумму свыше миллиарда современных долларов). Капитал всех банков королевства за время войны увеличился в 7 раз, а размеры банковских вкладов норвежцев выросли в 4 раза.
        Рост национального богатства за четыре года нейтралитета позволил им выкупить у иностранцев акции большинства предприятий и резко сократить участие иностранного капитала в промышленности Норвегии.
         Перед 1914 годом два века без войн сделали Норвегию зажиточной страной, а четыре последующих года нейтралитета и выгодной торговли по обе стороны фронта превратили ее в одно из самых богатых и благополучных государств Европы.




Испания.

К началу XX века Испания растеряла былое величие и считалась одной из самых бедных и отсталых стран Западной Европы. Население Испании накануне войны едва превышало 20 млн человек.
         Если до 1914 года королевство испытывало хронический дефицит торгового баланса примерно в 100 млн песет в год, то в 1914-1918 годах его ежегодный внешнеторговый профицит достигал 400 млн песет.
         В результате Испания за время войны не только расплатилась с немалыми внешними долгами, но и увеличила свои золотовалютные запасы, уже к 1917 году выросшие почти в 4 раза. За первые три года войны мадридский центральный банк получил почти 500 т золота от торговли со всеми сражающимися державами.
        Однако эти прибыли в силу экономической и социальной отсталости страны почти не дошли до простых граждан. Так, по подсчетам экономистов, реальные доходы рабочих в Испании за годы мировой войны снизились почти на 30%. Уже в августе 1917 года вспыхнула всеобщая рабочая забастовка в Мадриде, Барселоне, Бильбао и других городах, которую власти смогли подавить только с помощью армии.
        В результате, в отличие от скандинавских стран и Голландии, которые использовали выгоды нейтралитета для дальнейшего развития и процветания, для Испании неучастие в мировой войне обернулось почти катастрофой - обострение социального расслоения и общественных противоречий в будущем привело ее к кровавой гражданской войне.




Швеция.

В годы Первой мировой войны Швеция оказалась единственной европейской страной, сумевшей усидеть сразу на двух стульях - откровенного воинственного реваншизма и выгодного, предельно циничного нейтралитета.
           Именно Швеция снабжала армию кайзера кожаными сапогами, продав до конца 1916 года в Германию свыше 4,5 млн пар.  Только в марте 1915 года шведы продали немцам свыше 10 тысяч лошадей-тяжеловозов для артиллерии. Шведские заводы всю войну негласно изготовляли для германского флота корпуса морских мин и запчасти для торпед.

Шведские развлечения.




С началом войны вывоз свинины из Швеции в Германию увеличился почти в 10 раз, говядины - в 4 раза. Если в 1913 году Швеция продала в Германию 30 тыс. тонн рыбы, то в 1915 году - уже 53 тыс. тонн. По итогам 1915 года продажи всех видов продовольствия из Швеции в Германию выросли более чем в 5 раз.
        Но нейтральная Швеция выгодно торговала не только с немцами - к 1916 году в 5 раз вырос экспорт шведских товаров и в Россию. Более того, Швеция заняла выгодную позицию посредника между Россией и Германией.
        Все годы войны при посредничестве шведских фирм в Россию ввозилась продукция немецких заводов, а в Германию переправлялись деньги в счет оплаты поставок.




О сверхдоходах отдельных шведских бизнесменов свидетельствует пример одного из контрабандистов, задержанного англичанами в 1916 году - всего за полгода он заработал 80 млн долларов (в ценах начала XXI века) на перепродаже в Германию купленного в Англии каучука.
        Государственный золотой запас Швеции с 1914 по 1918 год увеличился почти в 3 раза. Более чем в 3 раза выросла стоимость ценных бумаг шведских акционерных обществ, а сбережения рядовых шведов в банках за годы войны выросли в среднем в 1,5-2 раза.
        Уже в конце 1918 года шведский парламент одобрил законы о 8-часовом рабочем дне, всеобщем избирательном праве, сокращении срока военной службы и повышении заработной платы.

На карте все показано.:)




Девять европейских правителей на похоронах Эдуарда VII. 1910 год. Сидят, слева направо: король Испании Альфонсо XIII, король Великобритании Георг V, король Дании Фредерик VIII. Стоят, слева направо: король Норвегии Хокон VII, царь Болгарии Фердинанд I, король Португалии Мануэл II, германский император Вильгельм II, король Греции Георг I, король Бельгии Альберт I.




Первая мировая

Previous post Next post
Up