Дневник бойца 80 отдельной аэромобильной бригады. Его солдатские будни на Луганщине - это мороз и обстрелы. И еще - ожидание ротации.
До мобилизации львовянин Михаил работал строителем, хоть и имеет высшее образование - закончил экономический факультет Львовского национального университета имени Ивана Франко. Обычным строителем в Москве или Питере можно заработать намного легче, а иногда и больше, чем банковским клерком в Украине.
Мобилизован Михаил был на третий день после собственной свадьбы.
Воскресенье, 23 ноября
Мы стоим в Луганской области, под Счастьем. Где-то сбоку сегодня прошел обстрел наших позиций. Стреляли из минометов, из "Градов". Но от нас сразу пошла "ответка". Наши позиции вообще регулярно "поливают".
Два дня назад был мощнейший обстрел с той стороны. Парни рассказывали, что воронки от "Градов" можно было увидеть в десяти метрах от штаба. После этого нас и поставили на передовую - за пехотой противника наблюдать.
Так что пока о нашем посте никто не знает. Пару дней прошло, как позицию оборудовали. Но скоро и нам достанется - или их разведка, или "партизаны" из числа местных жителей раскроют расположение.
Спим мы в бункере - в таких подвалах в мирное время овощи держат. На полу остаются крошки хлеба, за которыми по ночам бегают мыши.
Есть проблемы с питьевой водой. Стараемся экономить. Воду нам должны раз в два-три дня завозить. Но когда идут серьезные обстрелы, могут и через неделю привезти. Водители ведь тоже не бесстрашные или бессмертные - боятся.
Еще эти наши сухпайки… Кто их придумал? Нет, иногда в них даже тушенка есть, но в основном это рис с каким-то непонятным мясом. Плюс галеты. Все это похоже на крекеры. Дать бы кому-то до войны их покушать…
А ребята, которые летом стояли в Луганском аэропорту, ели американский сухпаек. Вот это действительно сухпаек!
На улице мороз. В обед выпал мелкий снежок, сразу растаял. Но, можно сказать, первый снег у нас.
Стоишь на позиции - ни костра разжечь, ни закурить. Вокруг снайперы. Постоял четыре часа - пошел домой. Погонял чаи с пацанами, поговорил. И лег спать. Ночью опять на четыре часа на пост.
О политике стараемся не говорить - что на нее время тратить? Так, о доме, о девушках…
Одним словом, будни.
Понедельник, 24 ноября
Сегодня нас забрали с передовой в базовый лагерь. Прифронтовая зона. Оказывается, на нашей вчерашней позиции стоять было бессмысленно. Пришли командиры, поругались друг с другом и дали приказ "На базу". Думаю, здесь нас подержат чуток - и опять на какую-нибудь станицу отправят.
Условия тут такие же. Не сказал бы, что легче - разве что не стреляют. Хотя ведь и там боев "автомат на автомат" нет. "Грады", гаубицы, минометы работают.
Еще вода здесь постоянно есть. Можно кофе сварить и постирать спокойно.
А остальное - все тоже самое: наряды, наряды, наряды. Охраняем базу, "Грады", ремонтируем БТР-ы. Пацанов возили на плановые стрельбы. Там же отрабатывали тактику.
В "бэтеэрах" поломки все технические. Подбитые машины везут сразу на завод. Здесь только меняем колеса. Они вроде все годов 80-х, ремонтируем моторы. Ставим связь на машины. Теперь каждый "бэтеэр" имеет связь - проверяем, как оно все работает.
Парни рассказывали, что недавно пришел к ним казачок из ЛНР сдаваться. Сам, добровольно пришел. Пока ждали военную прокуратуру, он нам "нарисовал" на карте все позиции, о которых знает.
Его работа была - снаряды к "Градам" подносить. В итоге за 2 месяца он получил 300 долларов и "три раза прикладом в голову от чеченцев".
Среда, 26 ноября
Стоим на базе. Мороз. Ветер. Руки без перчаток замерзают.
Подсчитал, что примерно на 90% моей одежды и снаряжения либо куплена на собственные деньги, либо это вещи, присланные волонтерами. Термобелье хорошее привозят - американское, канадское.
На обед себе картошечку жарим. Тоже волонтеры привезли. Местным жителям даже остается. Тем, что живут рядом, отдаем остатки еды, прикармливаем. У них вообще беда с этим. Да и у нас, своей, армейской пищи, как говорят, только "суп харчо і більше нічо".
Чтобы согреться, постоянно дрова рубим. Дрова, наряды, дрова, сон. И мороз.
Пацаны мечтают об отпуске. Но пока его дают только по особой причине. Например, у одного солдата жена дома умерла. Мы скинулись деньгами, кто сколько мог, и отправили на похороны. Ему начальство сказало, что пока не отойдет морально, может оставаться дома.
О ротации ничего не слышно. Нас здесь должен поменять один батальон, который все лето воевал. Мы их в сентябре сами меняли. А там хлопцы отказываются возвращаться в этот ад. Пока не приедут - нас на ротацию не отправят. За отказ ехать уже больше десятка уголовных дел по этому батальону открыли.
Знакомые из Львова спрашивали об отдыхе. Телевизора здесь нет. Если у кого телефон тянет Wi-Fi, тогда смотрим кино. Вчера вот смотрели старенький фильм с Джеки Чаном.
Из литературы… Книг здесь особо не читают. Во-первых, негде их тут взять. Да и потом пока придешь с наряда, устанешь, замерзнешь - никаких книг не хочется.
В целом обстановка боевая. Недавно пришли вести с передовой, что наши отбили крупную атаку. Казачки перли двумя танками, за ними пехота шла. Наши минометами ударили. Один танк подбили, а пехота сразу и рассыпалась.
Ладно, пойду дрова порублю…
Суббота, 29 ноября
На улице лежит снежок, сантиметров 10-15. Мороз. Все последние дни катались с колоннами "Уралов" туда-сюда. Конвоировали на передовую боеприпасы, еду, теплые вещи. Потом сразу назад на базу. Сегодня вот опять едем.
За октябрь получил 2 926 гривен. Это уже вместе с "боевыми". Почему так мало - не знаю. Но многие столько же получили. Может, по частям начисляют. Командир сказал, что разберется. При нынешнем курсе доллара - это копейки.
Понедельник, 1 декабря
Вчера рядом с нами артиллерия била. Отчетливо все было слышно. Даже земля дрожала. Вот тебе и прифронтовая зона.
В воскресенье пацаны ездили в церковь. В соседнее село. Капелланов своих у нас нет. Поэтому ходим в местные церкви.
Все храмы здесь Московского патриархата. Но значения никто не придает этому - Бог один. Я сам два раза ездил молиться.
А сегодня у нас был несчастный случай один - пацану кисть оторвало. Молодой парень, 23 года. Я с ним в октябре на одном блокпосту стоял. Как оторвало - непонятно. Здесь каждый случай 200-го или 300-го сразу легендами и слухами обрастает. Говорят, этому парню врачи сразу сказали, что пришивать бесполезно. Жалко его.
Сейчас поедем за дровами. В местном лесничестве просим разрешения и рубим сухостой. Потом уже распиливаем или рубим у себя на базе.
С нетерпением жду ротации."
Украинскую армию зимой оденут в советские ватники:
http://time-news.net/ukraine/7309-ukrainskuyu-armiyu-zimoy-odenut-v-sovetskie-vatniki.html