Очень интересные заметки прочитала
здесь. Давно размышляла на эту тему. Даже если убрать разделение по игрушкам на мужские-женсие, по чётким атрибутам поведения на мальчиковые-девочковые (девочка заботиться, мальчики защищают, девочки красивые, мальчики умные, девочки гибкие, мальчики ловкие и смелые), то всё равно останется разное воспитание, разный подход. Девочку держат "на коротком поводке", ожидают покладистости и аккуратности, от мальчиков ожидают предприимчивости и ловкости и дают больше свободы.
Так что разница в восприятии мужчин и женщин бессознательно разная. Но что я заметила, больше женственности, самостоятельности и проработанности можно встретить именно у девочек, которые были в детстве пацанками. И наоборот, большей предприимчивости и творчества можно ожидать от тех, мужчин, которым мало навязывали мужскую линию поведения и вообще ничего не ожидали, предоставляя полную свободу в действиях.
Вот так и получается частичное раздельное воспитание при совместном пребывании.
Оригинал взят у
undercovercow в
Про детсад, мальчиков и девочекТак получилось, что я два месяца просидела сторонним наблюдателем в группе нашего сына в детском саду. Сад в Хельсинки, государственный, очень уютный и приятный, в группе сына - пятнадцать двухлетних детей (пять мальчиков, десять девочек) и четверо взрослых. Помещение группы разделено на игровые зоны, т.е. каждый из детей обычно играет либо в машинки, либо в поезд, либо в куклы итд, но не во все сразу.
В группе нет явного разделения на занятия "для девочек" или "для мальчиков", детям никогда не говорят, что должны делать или какими должны быть девочки или мальчики, никаких "не плачь, ты же мальчик" итп. С детьми разговаривают вежливо, много хвалят, не ругают, учитывают их мнение. В общем, рай на земле :)
При этом за два месяца я заметила очень явные различия в отношении к мальчикам и девочкам. Рассказываю, если кому интересно
- Игрушки не делят на "мальчиковые" и "девочковые". Мальчикам предлагают играть в куклы и в кухню наравне с машинками. Мальчики и играют во все подряд примерно одинаково. При этом почему-то девочкам никогда не предлагают машинки (хотя, конечно, и не запрещают в них играть, если девочка возьмет машинки сама). Если девочка начинает какую-то игру, ей обязательно предлагают позвать кого-нибудь в компанию (обычно тоже девочку). Если начинает игру мальчик - он обычно играет один, пока кто-то из детей сам не решит подойти к нему.
- Если детей делят на группы для игр или занятий, обычно автоматически мальчиков выделяют в отдельную группу, хотя мальчики в группе очень разные по характеру и темпераменту.
Когда нашего сына решили учить играть вместе (рядом) с другими детьми, воспитатели стали выбирать, с кем из детей его попытаться подружить. Произошла заминка - все мальчики не очень подходили по разным причинам. Когда я предложила девочку В., с которой сын сидит за одним столом за обедом и взаимно строит рожи, они крайне удивились - им даже не пришло в голову, что в друзья мальчику можно выбрать не мальчика. (при этом самая сильная и заметная дружба в группе как раз между мальчиком и девочкой
- Отцы детей участвуют в жизни группы примерно так же, как и матери - многих детей приводят и забирают именно отцы. К одному мальчику папа приходит в свой обеденный перерыв, чтобы уложить его на дневной сон, а если папа не может прийти - мальчик звонит именно папе перед сном. Воспитатели относятся к матерям и отцам одинаково, одинаково рассказывают им новости итд. При этом когда родителей нет - по своей инициативе воспитатели говорят только о матерях (например, если тот мальчик, которого укладывает отец, заплачет, у него спрашивают, скучает ли он по маме).
- Красивой одеждой девочек восхищаются, если одежда новая - вспоминают об этом несколько раз в день. При этом используют прилагательные, которые в финском языке имеют скорее "женский" оттенок (по-русски, наверное, типа "милый", "приятный"). Девочки с удовольствием хвастаются новой одеждой. Одежду мальчиков хвалят редко и только за функциональность ("ух ты, в этом комбинезоне можно сидеть в луже!").
Забавно при этом, что когда наш сын пришел в сад в майке в розовую полоску, на него сразу обратили внимание, используя те самые "женские" слова - "какая милая майка! какие приятные цвета!" :)
- Детям разрешено играть в прихожей, если там есть кто-то из воспитателей. Без воспитателей детям в принципе нельзя выходить из группы. Если из группы выходит мальчик - обычно все решают, что он вышел по какому-то делу (забыл в прихожей грузовик) и ждут, что через некоторое время он сам вернется. Если не возвращается - через некоторое время идут за ним. Если выходит девочка - ее либо окликают сразу, либо предлагают помочь (пойдем, найдем твоего зайчика).
- На прогулке мальчики разбредаются по всему двору, девочки играют рядом с воспитателями в песочнице. Если мальчик заплачет - его берут на руки, отходят в сторону, успокаивают и находят ему какое-нибудь свое занятие (кататься на машинке или с горки). Если плачет девочка - воспитательница берет ее на руки и успокаивает тут же, у песочницы, при этом другие дети часто помогают успокоить девочку. Потом ей находят компанию из других детей (обычно в той же песочнице).
- В группе есть один очень спокойный, рассудительный и вежливый мальчик. За это его часто хвалят. Спокойных и рассудительных девочек при этом воспринимают, как само собой разумеющееся.
Мальчик говорят "дайте мне, пожалуйста, хлеба" - воспитательница говорит "молодец, ты не забыл сказать 'пожалуйста'! вот твой хлеб!". После этого девочка просит хлеба теми же словами - воспитательница молча передает хлеб.
То же самое работает наоборот - в группе есть одна очень активная, громкая и ловкая девочка.
Мальчики лезут на горку, воспитатель стоит и смотрит. Туда же лезет эта девочка, воспитатель восхищается - молодец, какая ты ловкая, как высоко залезла!
И в том, и другом случае детей оценивают положительно за то, что они выбиваются из гендерных норм - но при этом очень явно дается понять, что речь о необычных качествах этих конкретных детей, а вообще-то мальчики и девочки обычно другие.
- За мальчиками больше контроля "снаружи" (больше надзора), при этом ожидается и считается нормальным, что мальчик будет нарушать правила и нормы, "пробовать границы". Если мальчик делает что-то недозволенное, ему напоминают о правилах или наказывают (в качестве наказания дети сидят в прихожей на руках у воспитателя, пока не готовы играть, не мешая остальным). От девочек ожидают больше "внутреннего контроля" - если нарушает правила девочка, воспитатели реже ее наказывают, зато чаще выражают удивление и уверенность, что это была случайность и впредь девочка будет помнить о правилах. Нежелательное поведение девочки пресекается раньше, чем мальчика (как уже упоминалось выше - мальчику дают выйти из группы и только потом напоминают, что выходить нельзя - девочке напоминают уже у двери).
Итого в целом, хотя явного разделения и нет, и есть даже достаточно заметное стремление к равному отношению, есть достаточно четкие ожидания от девочек и мальчиков. Девочки - спокойные и разумные, мальчики - активные и громкие. Девочек подталкивают к общению и совместным играм, мальчиков - к движению и самостоятельности. Мальчикам дается больше пространства (как физического, так и духовного) чем девочкам. За мальчиками больше контроля, от девочек больше ожиданий.