Aug 13, 2014 18:38
Вера и знание отличаются не тем, что знание требует доказательств, а вера не требует. В конечном счете, в основе знания также лежит вера. Но в отличие от религиозной веры знание можно назвать обоснованной верой.
Когда мы видим яблоко, то мы обоснованно верим, что если мы откусим от него кусок, то почувствуем во рту вкус яблока. Наше знание, особенно практическое знание, основано на такой вере в связность нашего опыта. Отдельные взаимосвязи обобщаются и становятся законами природы. Знание законов природы позволяет делать успешные предсказания о будущем, и мы верим, что эти предсказания нас не подведут.
Религиозная вера не требует такого обоснования. Нельзя сказать, что она совсем не заботится об обосновании. В противном случае не было бы таких выражений как "слепая вера" или "истинная вера". Но те обоснования, которыми она довольствуется, кажутся совершенно недостаточными и неубедительными с точки зрения научного знания. Это происходит потому, что эти обоснования либо совсем не предполагают опытную проверку, как, например, ссылка на авторитеты, либо отодвигают такую проверку так далеко по времени, что она становится практически неосуществима, как, например, предсказания о смерти или посмертном существовании.
Что же заставляет людей предпочитать необоснованную веру обоснованной. Чисто психологические причины - мы склонны необоснованно верить во что-то приятное, пусть даже и нереалистичное. Эта та область, где психике человека приходится выбирать между приятной, но необоснованной верой и обоснованной, но неприятной. Знание может быть болезненным и травматическим. Вера может быть приятной и терапевтичной.
о сущем и несущем