"Волшебная сила искусства".

Mar 24, 2008 17:28


Помнится лет 7 назад купил дочке диск с мультиком - "В стране ловушек"  называется. Режисер: Кирилл Георгиевич Малянтович
Производство:  СССР 1975  Свердловская киностудия. Очень хорошая киносказка, всем у кого есть дети дошкольного и младшего школьного возраста, настоятельно рекомендую. В целях воспитания правильного отношения к жизни.

Но дело не только в воспитании детей.  По мере неоднократного, по просьбе ребенка. просмотра сказки у меня возникло странное чувство, точнее интуитивное понимание. Что сюжет сказки не только повторяет изгибы сюжета послевоенной советской истории, но и достаточно прозрачно намкает на перипетии постсоветского будущего.
Я кратко перескажу сюжет, а вы судите сами, насколько точным оказался художественный прогноз:

В самом начале некий "добрый" волшебник застревает в лифте обычной советской многоэтажки. Двух детей, которые помогли ему выбраться, этот "добрый" волшебник совершенно случайно, в запале полемики отправляет в "Страну ловушек", где им грозят разные опасности и вообще они не смогут вернуться домой, если вовремя не найдут "книгу мудрости", спрятанную под дубом в темном лесу.
Теперь краткий перечень ловушек и опасностей, подстерегающих наших юных пионеров:
1. "Царство Страха", где все жители говрят шепотом, боятся тени, а руководящие Страх и Ужас отнимают у детишек последние игрушки. 
2. Затем следует некий переходный период, руководящую роль в котором исполняет некий Сивый Мерин, направляющий детишек совершенно в противоположную сторону. 
Впрочем здесь им встречается действительно добрый помощник Суховодов - аккуратный молодой человек в костюме и галстуке, всегда выходящий сухим из воды и помогающий детям найти выход из сложных ситуаций.
3.  Затем дети попадают в "царство Матушки Лени". где с ними чуть не происходит та же беда, что со спутниками Одиссея в плену Цирцеи. Суховодову удается разубдить и вывести из этой ловушки, но чтобы тут же угодить в следующую.
4.  После бегства из сонного царства Василиса Петрова и Олег Качалкин оказываются в сияющем "обществе потребления". Девочки становятся моделями, не успевающими примерять новые платья.  Мальчики точно также не успевают менять машины. Причем по мере усталости от потребления выясняется, что агрессивные вещи держат своих "хозяев" в настоящем плену. И вновь Петрову и Качалкина спасает Суховодов, прикрывающий отход героев к северу.
5. Чтобы пройти к темному лесу, где спрятана "книга мудрости" предстоит еще одно испытание,..

но уже сейчас можно заметить практически полное совпадение сюжета с этапами послевоенного развития нашей страны.
"Царство Страха" - сталинский период
"Сивый Мерин" - хрущевский агитпроп
"Сонное царство" - брежневский застой, в середине которого и появляется этот классный мультик, который однако, почему-то, не спешат часто показывать на телеэкранах.
Предположим, что авторы мультика сознательно срисовали с натуры первые этапы жизни в "Стране Ловушек" 
(метафора прозрачная, с учетом известного анекдота - "Вы когда въезжали, на границе большой красный флаг видели?")
Но вот дальнейшее угадывание исторического сюжета из начала 70-х, иначе как провидением не назовешь.

Все сбылось, что касается периода безудержного, патологического потребления,  проедания будущего, когда страна потеряла всякие ориентиры, куда и зачем она идет, 
И судя по по первым признакам следующего, абсолютно фарсового периода, нас всех таки действительно ждет испытание "Страной дураков". Впрочем в мультике она называется "царство непроходимой глупости", где черное - это белое, телега впереди лошади, и даже дважды два - пять.
Именно здесь наших героев ждет самый негостеприимный прием за одну только попытку сказать правду. Сначала оба оказываются в тюрьме,а затем Василисе грозит свадьба с дебильным "прынцем" - "Девочка из мира людей решила стать круглой дурочкой".  Однако в итоге умные все же обводят дураков вокруг пальца и прорываются на свободу.

В общем именно с этим я и хотел всех нас поздравить.
Добро пожаловать в  фарсовый период  нарочитой "непроходимой глупости" .
Причем не только в стране, но и в мире, где практически полностью сбывается оруэлловский сюжет противостояния трех империй  - европейской, североамериканской и восточноазиатской.

Да, кстати. Суховодов вам никого не напоминает? По мне, так типичный "кагэбэшник".
И что характерно, сам Суховодов предпочитает остаться в "обществе потребления", оставляя перед вступлением в Страну Дураков.

Вот собственно и вся юмореска, которую я хотел написать.
Хотя нет, остался еще "добрый" волшебник, который всех нас собственно в эту Страну Ловушек и направил.
На этот счет у меня только одна метафорическая параллель - с "добрым" и интеллигентным профессором Преображенским, который волшебной магией науки превратил свой собственный дом в нечто инфернальное. Впрочем, символика образа ученой интеллигенции этим не исчерпывается - ведь именно Преображенский был гарантом "ебитской силы" советской власти.
Так что художественные образы иногда более полно раскрывают социальные взаимосвязи и политическую подоплеку, чем любые пропагандистские и идеологические клише журналистов, публицистов и политологов.

Нет, все же оцените - 1975 год, детский мультик.

притча, историософия

Previous post Next post
Up