34. Необходимые уточнения
(
начало,
предыд. )Несмотря на неизбежный скепсис по поводу новодельных «китайских гороскопов» вопрос о влиянии года рождения на развитие личности остается законным и открытым. Хотя бы потому, что обоснованная тысячелетним эмпирическим опытом майянская модель включает большой цикл из 260 тунов, годовых циклов по 360 дней.
Вряд ли речь идет о дополнительном прямом влиянии «знака года» на личные психотипы, поскольку конфигурация четырех личных ипостасей определяется двойным знаком Цолькина исчерпывающе. Кроме того, фазы развития личности (эволюции образа действия и мотивации) определяются циклами по 260 лунных месяцев, равных 21 году. Майянский цикл по 20 тунов (катун) не связан с надличными архетипами Зодиака или типа того, поскольку в Мезоамерике таких сезонных стрессовых факторов нет.
Кстати, раз уж зашла речь, это объясняет, почему именно майянская цивилизация смогла открыть 260-дневные циклы, определяющие психотип. Притом что более развитые цивилизации Ойкумены не смогли. Надличные архетипы Зодиака слишком сильно влияют на развитие и функционирование всех личных ипостасей, не дают явно проявиться цикличности Цолькина. И наоборот - личные психотипы влияют на проявление архетипов Зодиака, так что уловить их присутствие можно лишь в половине случаев.
По всей видимости, предки американских индейцев перешли посуху Берингов пролив в последнем ледниковом периоде, еще до формирования и распространения более сложной психической структуры с архетипами Зодиака. При этом общая для Евразии и Америки структура психотипов уже сформировалась. В отсутствие сезонных стрессов и сглаживающих архетипов цикличность и взаимодействие психотипов проявляется более грубо и зримо. Так что сословию жрецов оставалось только наблюдать и учитывать эти достаточно яркие проявления различий психотипов.
Тем более фатальным был стресс майянских и ацтекских жрецов, а значит и всей мезоамериканской цивилизации - после высадки на берег небольшого отряда европейцев. Эти бледнолицые всадники обладали не только огнестрельным оружием, но и ментальной защитой от всех выработанных столетиями методов психологического влияния жрецов. Просто потому, что психика наследников Ойкумены оказалась более сложно устроенной, чем мезоамериканская. Как следствие и социальная структура, способности к адаптации и влиянию на туземцев - тоже выше. Этот психолого-исторический фактор быстрого подчинения больших цивилизаций Мезоамерики малым отрядам конкистадоров пока что никем не рассматривался.
Однако по тем же самым и европейским ученым жрецам, получившим доступ к части сакральных знаний майя и ацтеков, все эти календари не смогли пригодиться. Когда в половине случаев предсказанные признаки проявляются или нет, это слишком похоже на случайность. (Разработчики компьютерных систем в курсе, каково это - иметь в программе «баг», случающийся непонятно из какого сочетания факторов. Проще эту программу закрыть и забыть, написать другую.)
Разумеется, сообщения католических миссионеров о сакральных календарях майя, способных предсказывать характер и психологическую совместимость по дню рождения - возродили в Риме, Кенигсберге, имперских столицах Вене и Праге новый интерес к античной астрологии, трудам Манилия. Однако и античный календарь Зодиака в более сложной социальной структуре эпохи Возрождения страдал тем же недостатком - работал только в половине случаев. Так что пришлось добавлять спекулятивные дополнительные циклы, чтобы эти стохастические отклонения объяснять.
Затем естественное разочарование в плохо работающих сакральных моделях эпохи Возрождения привело к сугубо естественнонаучным интересам Просвещения и Нового времени. И только фиаско всех моделей социального картезианства к концу ХХ века вновь возродило интерес к духовному наследию древних религий. Так что мы только сейчас нашли и разъяснили причины «бага», помешавшего совместить эмпирические системы майянского Цолькина и античного Зодиака.
Относительно влияния на развитие личности цикла в 260 тунов (сакральных годов) тоже есть предположение, вполне логично увязывающее их с остальными циклами. 260‑дневный цикл Цолькин задает психотип - конфигурацию четырех личных ипостасей. 260-месячный «лунный» цикл задает фазы развития двух младших ипостасей: «тела» (образ действия) и «души» (мотивация). В таком случае цикл из 260 тунов определяет такие фазы развития двух старших ипостасей: «духа» и «волевого центра».
Ипостась «духа» выполняет третейскую функцию контроля над двумя младшими ипостасями, а также воспринимает и передает из поколения в поколение накопленный опыт и знания для такого контроля. Как и другие ипостаси личности, ипостась «духа» передается от родителей и актуализируется после узла 9/10 Инициации в завершающей четверти Подъема личности.
Причем момент инициации связан не с годовым циклом от рождения, а с годовым циклом социального сообщества. Экзамены или призыв в армию проходят в привязке к завершению учебного года или семестра. Так что остается открытым вопрос, какой «знак туна» нужно учитывать - на момент рождения или на момент инициации? Как и вопрос, действует ли майянский цикл тунов по 360 дней в цивилизациях с солнечным годовым циклом 365 дней?
В древние времена речь могла идти о циклах развития духовных сообществ вокруг культа тех или иных богов - покровителей древнейших профессий (рыбаков, скотоводов, пахарей, торговцев и т.п.). В наше время такие духовные сообщества сформированы вокруг храмов профессиональных знаний - вузов и научных институтов. Так что искать подтверждение наличию примерно 260-летних циклов с 13- и 20-летними фазами нужно в истории соответствующих профессиональных сообществ и ученых центров. От этой фазы развития того или иного духовного сообщества зависит его влияние на возможный личный выбор профессии, при наличии внутренних духовных альтернатив от родителей.
Кризисная фаза развития профессионального сообщества может повлиять на смену рода деятельности (при ведущей ипостаси «волевого центра»). Однако вряд ли сам год рождения (или инициации) влияет на способности и мотивации личности при освоении знаний и выстраивании карьеры. И уж тем более сам по себе год рождения не влияет на взаимодействие душевных ипостасей, успешное или нет сочетание пар в браке.
Вероятно, на успешное прохождение кризисов в отношениях может влиять та или иная разница в возрасте. Отсюда могут вытекать гадания по сочетаниям «звериных» знаков 12-летнего восточного календаря. Опять же вряд ли исконно срединные китайцы будут гадать по 12 «земным ветвям», а не по 10 «небесным стволам». Так что, скорее, жители внутренней и внешней периферии Китая обращаются к шаману или буддийскому ламе за таким советом о браке своих детей. Однако и в этом случае больше значит сам факт обращения за советом и опыт шамана в житейской психологии. Для желающих внушения и поддержки сам факт благословения святого старца будет фактором успеха в браке. Для желающих повода отказать молодым, факт неблагоприятного предсказания будет играть на усугубление кризиса со стороны родни, а распад такого брака укрепит авторитет жреческой корпорации.
Откуда мог взяться 12-летний восточный цикл мы в целом уже прояснили. Новое качество структуры психики, отражающей более сложную социальную структуру, пришло от берегов Средиземноморья вместе с архетипами Зодиака. В период созревания «летних» архетипов произошла специализация общин по роду деятельности на преимущественно земледельцев, скотоводов, рыбаков, морских торговцев. Затем в конце «осеннего» периода скотоводы, скорее всего, были оттеснены мореходами из общих мест обитания на побережье. Часть таких более развитых скотоводов вернулась к истокам в евразийские степи, откуда их предки пришли на Босфор. Более сложная социальная организация из 12 взаимодействующих родов предопределила доминирование и достаточно быстрое распространение новой культуры бронзового века вплоть до гор Алтая и границ древнего Китая. А там уже на основе 12 прикочевавших «земных ветвей» и 10 исконных «небесных стволов» сформировались служебные циклы по 60 дней и 60 лет.
Так что из неочевидных вещей остается только вопрос о происхождение майянских циклов именно по 260 дней. Почему не 240 и не 400, если основной цикл из 20 дней?
Мы уже выяснили, как из четырех психологических функций для четырех личных ипостасей, ведущих в том или ином сезоне, получились не 16, а 12 архетипов Зодиака. Первая четверть каждого сезона протекает одновременно с завершающей четвертью предыдущего сезона, образуют вместе один изменчивый архетип.
Аналогично, между пятью малыми циклами Цолькина есть переходные знаки - Змей, Вода, Тростник, Землетрясение, М.Дерево. В базовом 20-дневном цикле им соответствует отдельный день, когда инициируются эти интуитивные психотипы. Однако в циклах развития на основе базового - переходные «северные» знаки тоже могут быть востребованы одновременно с предшествующими им «восточными» знаками. Кроме того, нулевой малый цикл весь является «асоциальным», обращенным к надличным архетипам, так что в циклах развития может протекать латентно, в фоновом режиме.
В таком случае переходный знак Змея, в отличие от других переходных знаков будет совпадать именно с таким фоновым развитием нулевого цикла. Для него как раз и характерно по большей части безучастное наблюдение за окружающими событиями с редкими периодами резкой творческой активности. Итого получится четыре малых цикла по три периода, включая совмещение двух знаков в завершающем периоде, плюс дополнительно период Змея, совмещенный с нулевым циклом - всего 13 таких периодов.
Это одна из возможных версий формирования 20 периодов по 13 знаков. На самом деле для более глубокого анализа нужно будет реконструировать весь процесс созревания и формирования такого набора из 260 психотипов. Формирование сложной социальной структуры и соответствующей структуры психики относится к намного более древним временам, чем освоение Средиземноморья и формирование архетипов Зодиака. Так что это тема для отдельного философического расследования.
Продолжение следует