15. «И доказательств никаких не требуется…»
(
начало,
предыд.)
(Эту теоретическую часть тоже можно спокойно пропустить.)
После реконструкции предысторических условий формирования всех архетипов Зодиака можно сделать предварительные выводы о выбранном пути исследования. Понятно, что все это пока - не подтвержденная научная теория, а рабочая гипотеза. Тем не менее, эта гипотеза основана на универсальной модели психолого-исторических процессов, а кроме того - отвечает научно-философскому принципу отсечения всего лишнего («бритва Оккама»). Трудно будет кому-нибудь придумать более простое и естественное объяснение на основе природных и социальных условий позднего неолита, с учетом предыдущего контекста социально-культурного развития.
Неизбежны возражения с позиций академической теории с ее монополией на методы и модели. Нет никаких материальных доказательств именно такого развития. Даже если археологические факты укладываются в реконструированный контекст, это только необходимое, а не достаточное условие. И все же, объективные доказательства есть, хотя и не материальные, а информационные - в виде глубинных психологических комплексов - архетипов, практически неизменных с момента их формирования. Нужно только суметь их понять и интерпретировать во вполне материалистическом духе.
Дальнейшее исследование и подтверждение нашей реконструкции возможно на двух основных путях - психологическом и историческом. Первый путь - уточнение на основе модели двенадцати архетипов существующих моделей личных психотипов, что позволит более точно проводить типирование. Это в свою очередь позволит накопить упорядоченную фактографию, подтверждающую наличие и влияние базовых архетипов, как минимум, для цивилизаций античной Ойкумены и их потомков. С учетом наиболее простой и естественной реконструкции - это будет достаточным ее подтверждением.
Второй путь - продолжение реконструкции для следующих - ранних исторических фаз социально-культурного развития. Как можно было заметить, завершающие фазы античной предыстории (периоды Скорпиона и Стрельца) породили достаточно сложную структуру общества с вертикальным разделением на «своих» и «чужих». Далее неизбежна жесткая интеграция богатых общин с менее развитыми, но востребованными в рамках достигнутого разделения труда. Сохранение чужих специалистов в социальной структуре победителей открывает исторический период рабовладения.
Достигнутая сложность позволила развитой культуре распространиться по всем доступным берегам Средиземноморья, а также отчасти вглубь прилегающей суши вдоль речных долин. При этом в более разнообразных условиях севера и юга, запада и востока были востребованы все архетипы, но некоторые из них - более востребованы. Сильными общинами в разных условиях могли становиться общины с теми или иными ведущими архетипами: на севере - с «зимними» архетипами, на южных островах и полуостровах - с «летними». Соответственно, другие архетипы оказывались в подчиненном положении.
Также из нашей реконструкции вытекает, что именно «осенние» архетипы при своем дальнейшем развитии способствуют социальной дифференциации, формированию первых собственно исторических обществ с управляющими и управляемыми родами. Это раннее историческое развитие произошло не по всей средиземноморской Ойкумене, а там, где были более востребованы третейские «осенние» архетипы - при сочетании удобных для первых портов морских берегов с удобными для земледелия и пастбищ долинами и холмами. Речь о северо-восточной части Средиземноморья, Малой Азии и Леванте.
Вместо половозрастной специализации возникают первые сословия - жреческие и военные, торговые роды. Внутри региона с ранней исторической социальной структурой на следующих этапах происходит своя дифференциация по сторонам света и общинам с ведущими северными или южными архетипами. Жреческие роды «налаживают» интуитивное общение с надличными архетипами, выступают посредниками от имени предков, ставших божествами. Дальнейшая интеграция на основе сезонной смены ролей взаимодействующих родственных городов формирует первые цивилизации с пантеоном из двенадцати или девяти богов.
Такая реконструкция раннего исторического развития может опираться не только на рабочую гипотезу формирования предысторических архетипов, но и на исторические факты существования и развития первых городов и государств. Эвристическая сила такой реконструкции, объяснение многих феноменов и загадок древней истории может стать подтверждением исходной гипотезы. Однако этот путь требует более мощной эрудиции по части древних цивилизаций, так что с эти пока придется подождать. Для нас пока более понятным и доступным является «психологический» путь - исследование загадок зодиака, в том числе путем сопоставления с другими древними системами знаний о психике.
Как минимум, нужно исследовать, как соотносятся и взаимодействуют надличные архетипы с личными психотипами. Притом что современные теории психотипов пока не дотягивают до адекватной предмету исследования сложности. Самой проработанной теорией психотипов, подтвержденной практикой многовекового развития цивилизации, остается до сих пор майянский календарь Цолькин.
Продолжение следует