Загадки зодиаков (5)

Mar 30, 2022 20:57

5. Изменчивый Юпитер
( начало, предыд.)
Античные астрологи разделили круг Зодиака на три группы по четыре «стихии», соответствующие четырем психологическим функциям по Юнгу: Огонь (интуиция), Земля (ощущение), Воздух (чувство), Вода (мышление). Стихии Земли и Воздуха нам представлены на примере Козерога и Водолея. На примере Стрельца и Рыб рассмотрим стихии Огня и Воды.
Также астрологи различают три типа знаков - 1) кардинальные (Козерог, Овен, Рак, Весы), 2) фиксированные (Водолей, Телец, Лев, Скорпион) и 3) мутабельные (Рыбы, Близнецы, Дева, Стрелец). Чтобы не впутаться невзначай в абстрактные спекуляции, ограничимся в рассуждениях соответствующим типом активности - 1) экспансивный (расширяющий границы деятельности), 2) постоянный (в рамках фиксированных границ); 3) изменчивый (нарушающий прежние границы и порядок).

Несложно заметить, что три типа активности последовательно по кругу опираются на результат предыдущего. Тем самым обеспечивают необходимый спектр движений для развития общества. Стрелец и Рыбы - два «мутабельных» знака на стыке сезонов, когда постепенно меняются виды и границы деятельности.

Изменчивый тип активности предопределен необходимостью чередовать осенние и зимние или зимние и весенние виды работы. Вероятно поэтому такие знаки имеют двойственную символику. Две рыбы плывут одна вперед, другая назад. Или кентавр, нижняя часть которого движется вперед в зиму, а верхняя - обращена назад к осени.

Также на примере Стрельца и Рыб становится заметной симметрия пар знаков относительно оси годового цикла между серединами зимы и лета. Оба полузимних знака управляются Юпитером, старшим из всех божеств, порожденных Сатурном. Можно напомнить, что после своего рождения Зевс какое-то время был спрятан от Кроноса. И лишь набравшись сил, сверг его с небесного трона. Власть Юпитера в целом благоприятна для людей, однако его изменчивый характер подвержен приступам гнева, когда весеннее божество становится похоже на своего сурового отца.

Античная мифология отражает переходный характер знака Рыб и его архетипа, сложившегося в самые ранние времена. Осенне-зимний архетип Стрельца сложился много позже вместе с осенними архетипами. Согласно античной вере Зевс-Юпитер повелевает главным экономическим фактором - земным богатством. Однако поначалу это богатство вовсе не измерялось золотом или серебром, а заключалось в стаде коз и овец, запасе зерна на зиму до весеннего сева.

Грозное божество с громовым хлыстом и клинком-молнией, властью казнить или миловать подопечных смертных, вероятно имеет прообразом хозяина-пастыря, которому приходилось выбраковывать стадо до экономных зимних размеров. То же приходилось делать весной по итогам зимнего выживания. Ослабленную часть стада приходилось забивать, чтобы усиленно накормить активную часть общины, приступающую к срочным весенним делам.

В начале первой декады Рыб (20-е числа февраля) происходит мобилизация самых сильных мужчин для коллективной работы вне дома - работ в огороде, сбора дикоросов и хвороста, выпаса коз. Вероятно, в этот «мужской день» имел место некий обряд с сытным угощением для тех, кому предстоит много поработать и послужить обществу.
В первых числах марта мог праздноваться и «женский день», когда работа мужчин приносила первые плоды, в том числе в виде букетов дикоросов - съедобных, лечебных и просто красивых. После этого и женщины могли начать работать вне дома, постепенно вытесняя активность мужчин за его ограду и далее.

Тем не менее, внешняя активность весенних энтузиастов пока ограничена, в том числе уровнем накопленной в низинах воды и разлившимися ручьями-реками. Запасы сил нужно восстанавливать, снова возвращаться в зимний режим - морально поддерживать и физически помогать слабым, нести позитивное мировосприятие весенних перемен. Затем снова переключаться на внешнюю активность.

Можно предположить, откуда взялся двойной символ Рыб, помимо необходимости преодолевать водные преграды. Поймать рыбу в бурном ручье - вполне вероятная удача для опытных рыболовов. Две рыбы могут означать два первых весенних праздника с сакральной пищей - знаком благорасположения Юпитера. По поводу деятельной Воды как стихии для Рыб даже сомнений нет, учитывая весенние потоки с окрестных гор между холмов. Вода точит скалы, меняет русла, крутит жернова. Вполне ясный архетипический образ для активной работы в материальном мире (мыслительной функции).

Рождение первого весеннего архетипа Рыб относится к самым ранним временам, когда приморские селения были редкими и изолированными. Формирование зимних и полузимних архетипов, накопление коллективного опыта способствовало выживанию и распространению новой культуры, расширению и разделению общин. Поэтому в полной мере весенние знаки-архетипы, включая Рыб, развились позже - в условиях близкого соседства нескольких общин, чаще родственных.

Фактор соседства был благоприятным, хотя бы потому, что перед наступлением зимних месяцев можно обмениваться излишком тех или иных ресурсов на недостающие. Например, лишних коз обменять на зерно для оставшихся или наоборот. Также и весной более успешные рыболовы или собиратели могли обменять на козье молоко у более успешных пастухов. То есть в зависимости от доступных природных угодий и накопления опыта формировалась определенная специализация как основа развития торговли. Так что традиции наиболее активной предновогодней торговли и симметрично ей февральско-мартовской перед женским праздником - очень древние под эгидой Юпитера.

Даже такая черта мифического Зевса как его любвеобильность, а равно склонность архетипа Рыб к изменам - объясняются внешней мартовской активностью мужской части общины при наличии близкого соседства. Одной из самых важных и первых весенних задач была разведка, как обстоят дела у соседей. Где-то после жесткой голодовки убыль мужчин оказывалась фатальной, соответственно, помощь мужчин из родственной общины могла быть оплачена женской лаской.

К слову, внимательные читатели уже задавали вопрос: как передается мужская часть архетипических образов коллективной памяти, растворенных в крови и лимфе. Именно так и передается - от мужа жене с семенем, как от матери - ребенку с молоком.

Повторим, самые первые версии архетипов Рыб и Стрельца сложились в тот же период и по той же причине, что и у двух зимних знаков. Поэтому общие характеристики как доброта и помощь слабым, отсутствие внешней амбициозности и бесконфликтность, приверженность общественной морали и семейным ценностям (несмотря на склонность Рыб к приключениям) совпадают с Козерогом и Водолеем.

Зимнюю сторону архетипа Стрельца определило постепенное нарастание в ноябре-декабре зимних погодных факторов - холодов и дождей, то есть напряженное ожидание надвигающейся смертельной опасности в относительно благоприятных условиях сытости и сворачивания осенней активности. Общая всех зимних знаков опора на глубокую интуицию именно в этот период становится ведущей функцией.

На основе интуиции, то есть коллективного опыта поколений, нужно точно рассчитать на основе запасов зерна, размеров доступных зимой пастбищ - сколько и какого скота оставить, а сколько можно и нужно съесть до конца периода Стрельца. Какую часть запасов можно и нужно обменять у соседей на недостающее, и так далее. Также нужно рассчитать, где и как разместить на зиму скот, запасы и самих членов семьи. При этом практичность и расчетливость заботы о материальном не отменяет таких черт творческой натуры как нередкая ленивая мечтательность и рассеянность.

Фантазийный образ человеко-коня тоже указывает на творческий характер знака. Нижняя половина отражает движение к зиме и внимание хозяина-пастыря к животному стаду как основе выживания рода. При этом верхняя часть кентавра обращена назад к осенним проблемам, отстреливаясь на ходу. В оборонительной позе есть сходство с предыдущим осенним знаком Скорпиона. Осенние знаки-архетипы сложились позже всех, по итогам долгого развития общин, селений и их внешних связей. Поэтому для полного разъяснения Стрельца нужно будет немного позже разъяснить Скорпиона вместе с другими осенними знаками.

Может проявляться и такая особенность творческих натур как склонность быстро тратить деньги или порою неумеренно пить и закусывать. Это так же просто объясняется недельным периодом Сатурналий в самом конце знака Стрельца. Осенние заботы внешней обороны и укрепления границ богатого хозяйства (а именно такие выживали и передали архетипы по наследству) в этот период исчезали, из-за плохих погодных условий. Но при этом еды и питья было все еще по-осеннему много. Более того - главной заботой общины было все лишнее съесть и выпить, чтобы не пропало.

То есть последняя неделя Стрельца - это уже внешние условия Козерога при более интенсивной осенней внутренней активности. Такие переходные дни, когда активны два архетипа, скорее всего, есть и в последние недели каждого месяца, но они не столь выпуклы и заметны, как в предновогодний период.

Продолжение следует

Рыбы, психоистория, этногенез, Зодиак, Юпитер, Стрелец

Previous post Next post
Up