Mar 22, 2011 00:01
Труд в СССР объявлялся почётным, на всех уровнях всячески приветствовались ударники труда, но не было сделано главного. Труд по-прежнему оставался в глазах трудящихся тяжёлой необходимостью. Не потребностью, ценной самой по себе, а необходимостью для обеспечения сытости (даже в ГУЛАГе от выполнения нормы работ зависел объём пайки). Простое устранение связи сытости и трудности ничего бы не дало. Тунеядцы обрушили бы народное хозяйство, прожигая жизнь в развлечениях. [Что и происходит 20 лет с момента контрреволюции.]
Что было нужно делать, спросите вы? Как избежать появления тунеядства? Для устранения переходного стресса необходимо было приучение детей к труду сызмальства. Два-три часа ежедневно может поработать любой ребёнок и даже инвалид (если его снабдить соответствующими приспособлениями). Если связать ежедневное получение неких благ с ежедневным же трудом, например, кто не отработал день, независимо от причины, не должен получать сладкого десерта в столовой, не допускается к дополнительным занятиям в факультативах, кружках и секциях. И т.п. Система учёта трудодней, хорошо зарекомендовавшая себя в колхозах, применима и тут. Ребёнок страны Советов приучается воспринимать как должное не только зависимость от труда получение дополнительных жизненных благ (сверх выживательных), но и обладание правами. Знак ударника труда в таком обществе, носимый ребёнком, должен придавать ему совершенно особый статус - например, право наравне со взрослыми принимать участие в политической (местной и общегосударственной) деятельности через политические объединения - пионерию и комсомол, а также и единолично. Политика превращения труда из средства жизни в цель - первый этап построения коммунизма.
[В нынешних полулиберальных условиях добиться жёсткого связывания труда и сладкого десерта практически невозможно. Большинство детей трудящихся проживают в нужде, и пока их лечение и образование бесплатны, имеют возможность учиться, хотя имеют необходимость работать и кормить семью. Богатое меньшинство вообще имеет возможности предотвратить всякий труд отпрысков в частных школах. Ни комсомола, ни пионерии не существует. "Идущие куда-то" - не те.]
Где работать детям? В первую очередь в сфере обслуживания, на работах, не требующих квалификации. Во вторую очередь, на работах, требующих нарастающего развития смекалки и творческого воображения. В третью очередь на тех работах, где двух-трёх часов труда в день достаточно для достижения значимых результатов. Если это совпадает - отлично. Для распределения детей по работам и учёта трудодней создаётся специальная служба при Минобразе и Минсоцкультбыте, не забывая и Минжилкомхоз. Масса наиболее квалифицированных работников прикомандировывается к этой службе в качестве мастеров-наставников. Звание "мастер-наставник" придаёт такому человеку дополнительные права, льготы и привилегии. Дети трудятся под присмотром их, под руководством их, под обучением у них. Мастера-наставники, от дворника до инженера, несут полную ответственность как за труд своих подопечных, так и за их безопасность и здоровье.
Трудовая деятельность детей должна быть разнообразной и сменяемой. Поэтапно, от простых работ к сложным, дети должны пройти максимально возможный ряд профессий. Не следует сводить труд детей к простой игре в труд или только обучению труду. Элемент игры должен присутствовать, но главные результаты труда должны быть значимы и востребованы обществом. Изделия выставляться на продажу, услуги оплачиваться на общих основаниях. Играть придётся всерьёз.
По мере взросления, количество трудовых часов и обязательных трудодней должны постепенно увеличиваться с тем, чтобы к совершеннолетию достичь общей нормы (8 или 7 часов в день, 40-часовая неделя).
В отношении сельского хозяйства порядок должен быть точно таким же. Дополнительно, в дни каникул городские дети должны привлекаться к сезонным работам в с/х наравне с деревенскими сверстниками. Но и сельские дети в дни зимних каникул также должны наведываться в город для приобщения к городской жизни и городскому труду. В конце-концов, каждый подросток сам будет выбирать, что ему по душе. Должен существовать выбор между вариантами общественно полезного труда. Не должно быть только варианта праздности.
***
Нужно изменить также систему учёта труда и вознаграждения за труд. Колхозная система трудодней имеет изъян, делающий её неприменимой в промышленности. Оплата труда привязана к трудодням и урожаю, оплата производится натурой, в конце осени. В промышленности оплата труда либо сдельная (тоже привязана "к урожаю"), либо повремённая в режиме дежурства или обслуживания. Надлежало бы разделить учёт трудодней по отработанным часам и оплату труда по произведённой работе. Трудодни дают работнику нематериальные права, а деньги - материальные возможности. Нехватка или избыток трудодней над нормой определяют также годовые и месячные премии (или лишение оных).
Немаловажным аспектом является также насыщение товарами возросшего спроса. Про пагандистская машина государства может взять на вооружение хорошо зарекомендовавшую себя западную систему возбуждения сверхпотребностей, столь успешную в молодёжной среде. Но в отличие от капиталистического мира, производством, удовлетворяющим эти индуцированные потребности, должны заниматься в первую очередь сами дети-подростки на малых предприятиях, специально созданных для этой цели. Прототипы таких предприятий (УПК - учебно-производственные комбинаты) в СССР создавались, но в недостаточном количестве, не охватывали 100% детей и не ставили целью именно производство товаров потребления САМИХ подростков. УПК имели целью обучение профессиям для народного хозяйства и только. Т.е. производство кадров.
Лишившись возможностей праздности, тунеядцам пришлось бы целенаправленно создавать специальные организации, "рисующие трудодни" и "выводящие зарплату" для себе подобных. Для преодоления таких процессов обязательным должно считать непрерывную ротацию кадров по произвольным местам работы. Не непрерывность работы на одном месте, а количество разных мест работы в одной или растущей квалификации должно сделать достоинством. В СССР было наоборот, пригревшихся в одном месте на долгие годы, приветствовали, а "летунов" всячески ущемляли. Но одно дело - текучесть кадров вследствие неумения-нежелания работать (идёт процесс поиска синекуры), а совершенно другое - ротация кадров по предписанию. Кроме того, ротация будет способствовать расширению кругозора, культурному развитию, расширению круга знакомств.
***
К сожалению и эта программа не решает поставленной задачи. Она лишь её облегчает. Привыкшие к постоянному труду, люди просто избавятся от переходного стресса. Но связь получения жизненных благ с трудом остаётся. Её надо развязать.
Это возможно было бы сделать в новом поколении. Когда подросшие дети станут родителями, вокруг в обществе просто не будет никого, кто бы не работал, т.е. пребывал в праздности. Даже инвалиды и пенсионеры обязаны были бы выполнять посильные им работы (напр. общественные, воспитательные и др.), чтобы не создавать прецендента. Дети такого общества будут относиться к труду как чему-то естественному, родители также не будут ограждать своих детей от труда, потакая праздности. С этого момента можно будет отвязать получение детьми жизненных благ от результатов труда. Достаточно уже просто трудиться на общество в указанном месте (местах), чтобы удовлетворять ВСЕ свои потребности. И именно это поколение "будет жить при Коммунизме".