aalx in onsb

Трудотерапия для поколения (итоги)

Apr 15, 2011 13:58

0. Введение

Напомню тезисы:

• Предлагается ввести в Светлом Будущем Всеобщую Трудовую Обязанность (ВТО). Для всех - детей, стариков, инвалидов и др.

• Предлагается деньгами платить за труд, а за отработанные часы - трудоднями (трудовым стажем), дающими НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ преференции.

Дискуссия развернулясь по трём основным направлениям:

1. Детский труд

Выявилась одна контрточка зрения:

• Дети работать не должны.
Рациональных аргументов за этот тезис было выдвинуто три:

1.1. Некогда учиться

Подсчитывались часы, когда ребёнок делает то, когда делает сё, и делается вывод о нехватке времени и на работу, и на учёбу разом.

Мои возражения основывались на неприменимости современных или советских представлений на распределение времени занятости людей. Новая программа Трудотерапии подразумевает и новую программу Образования. Обе они должны сочетаться друг с другом, перераспределять меж собой время, обмениваться меж собой информацией и т.д.

Теоретические знания, даваемые программой Образование, нужно тут же закреплять в программе Трудотерапия (название надо подработать), сделать их прочными и неразрывными. Мастера-наставники, прежде чем получить значок, не только протестированы будут на предмет допуска к детям, а и спецподготовку пройти по курсу педагогики. Кроме того, на каждого ученика (и каждого человека) будет заведено персональное дело в сети. Мастер-наставник в любой момент имеет возможность ЗНАТЬ, что именно его ученик знает и умеет, и в соответствии с этим знанием давать трудовые задания.

Что же касается времени, которого якобы не хватает на учёбу, то это проистекает лишь от устаревшей несовременной методы преподавания. Интенсивные методы дают результат быстрый, глубокий и интересный. "Повторенье - мать ученья" больше не будет нудно вдалбливаться в головы. Особенно в сочетании с практикой. Интересующихся отошлю на http://www.niipsycho.ru/

1.2. Не нужно работать, чтобы уметь работать

Этот довод был самый несерьёзный. Якобы уроков труда и производственной практики вполне достаточно, чтобы сразу после наступления часа Х пойти в цех и давать продукцию. Даже не буду комментировать.

Если же кто-то возмутится, что я, деспот и тиран хочу заставить их кровиночку пачкать белые ручки чёрным машинным маслом и немедленно его эксплуатировать на благо "простого народа" (не смеют произнести "быдла"), то да. Я деспот и тиран, я хочу, чтобы ваши дети успели в детские годы попробовать множество полезных трудовых занятий, выбрали бы себе по душе одно или больше, с самого детства бы умели производить материальные блага для себя и общества. Или хотя бы ближнего. Для вас то есть.

1.3. Нельзя принуждать

Эти собеседники не возражают, чтобы дети в принудительном порядке ходили каждый день в специально отведённые здания с решётками на окнах и охраной, сидели бы там неподвижно долгие часы и повиновались воле незнакомого и неродного человека. Но возражают, чтобы дети работали на благо общества, производили что-то реальное. Их приводит в ужас, что детишкам вдруг понравится работать руками! Они-то знают, что в ЭТОЙ жизни преуспевают как раз те, кто руками ничего делать не умеют и никогда не делали. Те, кто "устроился" повелевать рукоделами.

Пусть их чада играют и резвятся, развлекаются клеянием моделек и паянием фиговин, но лишь бы из этого развлечения не было бы никакого реального выхода, товара, пользы ближнему. Ибо правильно, на их взгляд, любить только себя, заботиться только о себе и плевать сверху вниз на прочих. Себя развлекать и развивать полезно, других - ни в коем случае! Ибо это их будущие конкуренты.

Если же я, тиран и деспот, принужу работать и приобретать рабочие навыки всех, если я буду развивать всех, то как добиться в этом жестоком мире справедливого распредеоления благ "по способностям" для избранных мальчиков?

Противно что-то продолжать. :(

***

Выявилось также частное возражение тех, кто согласен с детским трудом:

• Дети должны работать бесплатно.

Эти коллеги упирают на то, что Коммунизм - эпоха всеобщей бесплатности и надо к этой бесплатности приучать сразу. Вместо денег и мороженого давать грамоты почётные обыкновенные. И циферку зачитывать, сколько собрано/заработано, сколько чего для "нужд школы" на это куплено, и бурные продолжительные апплодисменты.

Мы пока Коммунизм не строим. Моральные стимулы при СБ никуда не денутся. Их напридумать можно мильён. Скажем, за эНное количество трудодней медаль давать или орден, а лучше сразу переводить в совершеннолетие с полной дееспособностью. С правом на выборы и участие в политике. Эта тема хорошая, её можно и нужно прорабатывать. Но! не в ущерб стимулам материальным.

Один только моральный стимул работает очень краткосрочно и его действенность затухает. Без подкрепления зримыми и ощутимыми материальными стимулами не образуется условного рефлекса, так нужного при воспитании трудолюбия. Если тупо сунуть ребёнку купюру и не похвалить - это его обидит. Если похвалить и ничего не дать - нет. Но дети взрослеют, и рано или поздно им предстоит жить в реальном материальном мире, где красивую вещь просто за похвалу никто не отдаст (или такое событие будет очень редким, особенно поначалу). А имея средства на личном счету, ребёнок наравне с взрослыми может и в магазин пойти, что-то приобрести. Ощущения совсем иные. Взрослые.

2. Профессиональный спорт

Контрточка зрения:

• Спорт создаёт престиж державы и нравится людям (как само зрелище, так и престиж).

С этим я согласен, особенно, когда спортивная борьба ведётся честно и открыто. Но где вы видели на международных соревнованиях честную игру? Допинг, купленное судейство, интриги в МОК. Престиж международных соревнований основательно истрачен.

Если же замкнуться внутри страны и устраивать для иностранных гостей открытые чемпионаты, то профессиональный спорт как таковой не нужен. Любительского вполне достаточно. Тратить рабочее время на изнуряющие тренировки, не приносящие здоровья, ради престижа? Ради девочек-вешалок? Это психическое отклонение.

Ещё омерзительнее выглядит спонсорство спортсменов. Некие дяди выращивают людей как скот для удовлетворения собственных амбиций. В СССР это были политиканы, в Западном мире - капиталисты. И у тех, и у тех были свои причины для раздувания "престижа" спортивных состязаний.

Тем не менее, я не против, чтобы спорт был, и соревнования были, но только честные и открытые, без "спонсорства" и интриг. А следовательно, спортсменам вознаграждение за спорт платить не рекомендуется. Угробят себя.

3. Профессиональное творчество

Контрточка зрения:

• Труд писателя и художника должно оплачивать общество.

С какого перепугу? Я пойму, если изобретатель сделал жизнь общества легче и безопаснее. Как такого не поощрить. Но писатель? Как оценить реальный вклад его творения в жизнь общества? Сравнить с научным открытием писанину нельзя. С пачкой чертежей звездолёта - тоже. Остаётся только оценка самими читателями.

В СССР творчество оплачивало государство. Через гонорары издательств. Написал книгу - добивайся издания. Там сидит чиновник. От него зависит, издадут или нет. Подкупные чиновники тупо пилили гонорар с претендентом. Неподкупные интересовались мнением рецензентов. Рецензенты тоже бывали всякие. Тщеславные, жадные, тупые, идейные, безыдейные. Всем автор должен был угодить. Мнением же читателя никто не интересовался. Потому что невозможно узнать мнения о книге, которая ненапечатана.

В современных условиях узнать мнение читателя и влияние книги на умы граждан узнать легко. Выложи в сеть. Читатели почитают, оценку выскажут, по количеству баллов можно и гонорар перечислить. И не нужно ни издательств, ни чиновников при них, ни рецензентов на жаловании. Если речь идёт о нынешнем обществе, то достаточно организованть безлимитную подписку на чтение книг в сети. А гонорар писателя - доля от всех скачанных книг за месяц. Если же речь идёт о Светлом Будущем, то эмиссия гонораров - в руках государства. Выделить те же 1000 рублей в год на человека, и всего делов. В плановом хозяйстве фиксированную сумму для распределения по талантам выделить без ущерба для торгового баланса легко. Главное не доверять распределение самим писателям и всяким "союзам".

***

В ответах на комментарии колег я высказывал аналогию писательства/художества со спортом и отверг профессиональное писательство. Как видите, свою точку зрения я пересмотрел. Теперь я считаю возможным быть писателю освобождённым от ВТО, но только пока его книги читают. Также я считаю непременным условием роспуск всех "творческих союзов", занятых только распилом дотаций от государства и доходов от своих учреждений. Не должно быть таким союзам. Никто не мешает творческим людям объединяться в общественные организации, но ОО не должны заниматься деньгами. А тем более давать кому-либо оценки "кошерно", "зачот", "кг/ам" и подобные.

Начинающий писатель должен где-то кем-то работать. К этому обязывает ВТО. Писать во внерабочее время, написанное размещать в Сети. Если есть читатели его творчества и их количество превышает определённый порог, можно подать прошение в свой народный комитет о переводе в профессионалы. Предъявить результаты. Народ выскажется, разрешит или нет. Если писателя вдруг перестали читать, то по закону о ВТО через три месяца надобно устраиваться на работу.

4. Заключение

К сожалению, мимо внимания участников дискуссии прошла тема труда инвалидов и пенсионеров. Также не было обращено должного внимания на суть "нематериальных возможностей". Предлагаю копнуть и обсудить уже их.

4.1. Работа для инвалидов

Как упоминалось ранее, при ВТО работать должны все. Больные лечиться, здоровые работать. Если же человек неизлечим, но и не здоров, то комитет по кадрам обязан подыскать ему посильную работу. Назначить помошника, чтобы организовывал труд инвалида, учил его, делал ему приспособления, оснастку и т.п. В рамках замкнутого денежного оборота труд инвалидов невыгоден. Затраты на его организацию и обеспечение выше, чем отдача. Но в обществе Светлого Будущего понятий "окупаемость", "рентабельность", "прибыль" не существует. И безотносительно расходов на содержание инвалида даже малая отдача от его труда - добавка в благо общества.

Труд инвалидов обществу нужен не как таковой, хотя есть возможность передать исключительно в их руки какие-то специфические виды работ и изделий. Труд нужен для того, чтобы облагораживать человека. Гордость от собственной нужности обществу несравнима ни с чем.

4.2. Работа для пенсионеров

Есть мнение, что пенсионеров как таковых в СБ не будет. Будут люди, ограниченно трудоспособные, трудящиеся на тех же основаниях, что инвалиды. Постепенно по мере возраста сокращается обязательный рабочий день. Обязательно наблюдение врачей. Обязательно назначение помошников и/или учеников (если ветеран имеет звание мастера-наставника). Практика показывает, что праздная жизнь в старости резко сокращает её продолжительность. Опять-таки, осознание нужности обществу украшает преклонные годы.

4.3. Трудодни и нематериальные возможности

Пока задумка есть только одна. Лицо, набравшее определённое количество трудодней стажа или (а лучше "и") свершившее некое выдащееся трудовое достижение автоматически (т.е. независимо от людей и их мнения) становится совершеннолетним и правоспособным. При нарастании трудового стажа это лицо становится правоспособным всё более. Думаю, зависимость могла бы быть логарифмической.

Уровень правоспособности можно учитывать через неотъемлемый признак человека, его личности и социального развития - Индекс Социальной Ответственности. Для совершеннолетия нужно набрать единицу. Тогда можно участвовать в обсуждении общественных вопросов в своей общине, голосовать наравне со взрослыми, быть избранным делегатом в народный комитет.

Учёт голосов при голосовании производится пропорционально ИСО. Набрал человек стажа на 10 ИСО (100 лет) - имеет 10 голосов. Заслужил орден - добавка к ИСО в 5 единиц. Совершил проступок - долой 2 ИСО.

Это повлечёт: раннее вступление в ответственную взрослую жизнь новых граждан; придание веса мнению наиболее заслуженных и опытных лиц; стремлению свершать трудовые достижения для поднятия ИСО.
Previous post Next post
Up