Хорошо сидим

Aug 01, 2011 15:56




Два часа на Триумфальной площади. Защитникам 31-ой статьи Конституции, пожалуй, впервые позволили такую продолжительную акцию протеста. Мало того, ее вообще позволили. То есть, практически никого из пришедших не пытались задержать. Это удивило всех, и многочисленных журналистов, и самих оппозиционеров - такого подвоха со стороны полиции никто не ожидал. Сами "несогласные" также опробовали новую форму протеста - сидячую забастовку. Впервые не стали задерживать и Эдуарда Лимонова. В этот день вообще было много нового. К таковому относятся и мои личные эмоции: впервые протестующие потеряли столь много очков в моих глазах.

А вот начало выдалось как раз традиционным. Уже в полшестого на Триумфальной было много народу, слоеный пирог составляли корреспонденты, блогеры и полицейские.





Небольшое оживление внес этот человек с непонятным лозунгом. Ему дали секунд 30 попозировать перед камерами, а затем увели в автозак.



Остальных присутствующих пытались уговорить разойтись. Пришедшие на площадь, в ответ, пытались узнать основания для такого пожелания. Кстати, отмечу вот этого подполковника. Он уговаривал найстойчиво, но весьма вежливо, в обращении всегда добавлял "пожалуйста".





Другие сотрудники полиции использовали старый проверенный и не работающий способ психологического давления. Главным оружием полицейских на этот раз стал мегафон. Сотрудники монотонно повторяли в него заученную фразу "Уважаемые граждане, вы мешаете проходу граждан!"









Видя бесплодность своих попыток, работники правоохранительных органов выстроились в цепь и начали вытеснять преимущественно журналистов. Что тоже, кстати, вполне традиционно. Цепь выдавливала людей на несколько метров и затем возвращалась на исходные позиции. Возвращались и журналисты.







Действия полицейских в этот раз иначе как пофигизмом назвать сложно. Вот весьма пьяный гражданин неславянской внешности, кричащий, что он отмечает день ВМФ, долбится в автозак. Реакция полиции видна на снимке.



Ну и уж совсем удивительна эта картина. Оппозиционеры сели на тротуар, сцепились руками и начали выкрикивать свои привычные лозунги, но задерживать их никто не торопился. Я с минуты на минуту ждал, что подбегут сотрудники ОМОНа, локтями распихивая фотографов и начнут винтить руки протестующим. Но проходило пять минут, десять, а диспозиция на площади не менялась.



Сергей Удальцов скандирует "Россия без Путина!" и "Это наш город!"





В конце концов, полицейские, видимо, решили, что совсем уж стоять в сторонке не дело, и начали зачищать пятачок на углу Триумфальной, где сидели "несогласные" от пишущей и снимающей братии. Сделать это сразу не удалось, пришлось предпринимать несколько попыток. Все это напоминало игру в салки. Я с фотоаппаратом убегал от полицейских, а они пытались меня схватить и вытолкнуть за оцепление. Достаточно долгое время победа была на моей стороне. Меня лишь однажды почти схватила девушка-полицейский, но я вывернулся. В результате она смогла лишь меня ущипнуть за руку. Вас когда-нибудь щипали дамы в полицейской форме? Я теперь могу утвердительно ответить на этот вопрос. Впрочем, в конце концов и меня смогли вытеснить, как и всех прочих журналистов и блогеров. Рядом с участниками акции протеста остались лишь несколько человек с камерами. И это была не пресса. Этими съемками теперь пополнятся архивы силовых российских ведомств.





В какой-то момент к сидящим и скандирующим лозунги протестующим подошли двое полицейских с мегафонами. Они заладили свою привычную песню про "граждан", явно пытаясь заглушить "несогласных". Такая какофония продолжалась минут пять и закончилась полным поражением органов правопорядка.



Следующие полтора часа выглядели так. Сотрудники полиции окружили протестующих и никого к ним не подпускали. В результате оказалось заблокировано пешеходное движение в этом месте. Выходящим из метро предлагали поворачивать налево, тем, кто был в наушниках, или предпочитал не вслушиваться в рекомендации, указывали нужное направление.



Группа поддержки. На этот раз российские "несогласные" решили последовать примеру своих белорусских коллег и периодически хлопали.



И это тоже из группы поддержки. Молодой парень уверял меня, что приехал специально на эту акцию из Екатеринбурга. Когда он сидел на ступеньке, к нему подошел сотрудник полиции. "Может ты еще и ляжешь?", - спроил он. "А что, думаешь, не лягу?" - вопросом на вопрос ответил парень с Урала и следом продемонстрировал, что он является человеком слова. Задерживать и в этом случае не стали, но в милицейский видеоархив эта запись также попадет.



В двух шагах позади всех этих событий раздавались песнопения. Я не знаю, о чем пели почитатели Ганди, но они прекрасно дополняли ощущение всеобщего сюрреализма от происходящего на площади.



В другом конце площади так же сидели сторонники Эдуарда Лимонова. Не трогали никого и здесь. Спустя два часа, не встретив препятствия на своем пути, обе группы воссоединились. Поскандировав "Мы сюда еще вернемся!", часть оппозиционеров решила двинуться к Кремлю. Другая часть во главе с лидером "Другой России" направилась по домам.



Шествие на Кремль продлилось недолго. На этот раз полицейские не стали медлить и весьма умело разбили колонну на несколько частей, после чего начались задержания. В автозаки попали десятки человек. Честно говоря, здесь я уже перестал понимать протестующих. Они сами дали правоохранительным органам козырь, и те теперь имеют полное право сказать: вот видите, дашь палец, откусят по локоть. Да и зачем куда-то маршировать? Разве главным требованием участников акции было "Даешь свободу шествий!" Нет, насколько я помню, "несогласные" ратуют за свободу собраний. И вот в кои-то веки эту свободу, хоть и  в таком, немного извращенном виде, они получили. Но этого оказалось мало.



Впрочем, расстроило меня больше всего не это. Расстроился я, уже когда пришел домой. И увидел один снимок. На нем протестующие держат плакат со словами "Слава приморским партизанам!" Я не видел этот плакат на акции, но, видимо, его разворачивали в другой части Триумфальной. И я могу точно сказать - с развернувшими этот плакат я не хочу иметь ничего общего. Потому что  не понимаю, как можно воспевать убийц. Какой бы идеологией эти убийцы не прикрывались. В конце концов, у гражданина Норвегии Брейвика тоже была своя идеология. И на месте полицейских, я бы скрутил этих ребят немедленно, да пожесче. Потому что это еще и оскорбление памяти погибших коллег. У которых остались жены и дети. Если бы я увидел человека, который держит плакат с хвалебным лозунгом в адрес убийц Анны Политковской, или Пола Хлебникова, или Влада Листьева, я бы, наверное, не удержался, подошел бы и с размаху зарядил.



Upd: удивительно, но удалось разместить достаточно большой пост со всеми комментариями. Похоже, в ЖЖ пофиксили проблему.

Другие репортажи по этой теме:

Стратегия-31 31 мая 2011 года
Стратегия-31 31 марта 2011 года
Стратегия-31 31 января 2011 года
Стратегия-31 31 октября 2010 года
Стратегия-31 31 мая 2010 года
Стратегия-31 31 декабря 2009 года

моя милиция меня бережет, оппозиция на марше

Previous post Next post
Up