Почитал комментарии на мои предыдущие посты и в очередной раз понял, как широка пропасть между медиками и больными. Ни с той, ни с другой стороны нет большого желания понять друг друга. Попытаюсь преодолеть эту пропасть в три прыжка: этот пост я помещаю уже в третий раз. Возможно, что кому-то пригодится.
Инструкция: как не умереть в больнице
Организация нынешней медицины ориентирована на (мягко говоря) неумных врачей.
Принцип простой: врачам думать не надо; на каждое медицинское действие есть официальный стандарт. По пунктам расписано, что нужно делать для установки диагноза (какие взять анализы, какой сделать рентген и т.д.). К сожалению, стандарты эти - самопальные и не в коем разе официальным европейским стандартам не соответствуют, а только знаниям и темпераменту местного мед. начальства
После установки диагноза (возможно, неправильного) - новый протокол: как, чем и сколько лечить.
Так что врач ли ты, золотые руки или свинцовая задница - конец известен: будут учитывать не результат лечения, а выполнение инструкции.
Однако в медицине много нестандартных ситуаций.
Всё нижеизложенное - попытка помочь пациенту в непростых условиях нашей медицинской действительности.
Приёмный покой (плановая госпитализация)
Если у вас на руках направление на плановую госпитализацию, приготовьтесь несколько часов просидеть в приёмном покое больницы, хотя по положению вы не должны ждать больше одного часа.
Если ожидание затягивается, следует обратиться к фельдшеру, которому вы отдали ваше направление на госпитализацию: возможно, о вас просто забыли. Если не забыли - смотрите далее.
Вы считаетесь принятыми в больницу тогда, когда дежурный фельдшер заполнит лицевую часть истории болезни и сделает запись в журнале регистрации поступивших больных: напишет вашу фамилию, номер истории болезни и диагноз направления.
С этого момента на вас распространяется действие Декларации прав пациента. Но дать указание принять вас в больницу должен врач. Он же должен сделать первичную запись в истории болезни.
В некоторых больницах существуют врачи приёмного покоя. Обычно их двое: один оформляет истории больных хирургического профиля, другой - терапевтического. В этом случае объективных причин задерживать вас в приёмном покое нет.
В крупных больницах вас может оформить врач-дежурант того отделения, куда вы поступите. Это хороший вариант, однако не во всех больницах и не во всех отделениях есть штат дежурантов.
Если нет ни первого, ни второго, обратитесь к заведующему приёмного покоя: он или найдёт нужного врача, или сам заполнит историю болезни.
В некоторых больницах практикуют госпитализировать больных с "пустой" историей болезни: запись и назначения делает врач той палаты, куда вас поместят.
Тут следует остановиться на врачебных назначениях. В том случае, если вас оформляет врач приёмного покоя или дежурант, назначения будут сделаны самые общие: анализы, диета (хотя в большинстве больниц уже не кормят); если у вас есть боли - назначат самое ерундовое обезболивание. Основные назначения будет делать лечащий врач, возможно - на следующий день.
Во многих продвинутых больницах есть фиксированные дни и часы поступления плановых больных. В этих учреждениях приём ведут заведующие отделениями.
Это разумно: заведующий может "разрулить" многие организационные вопросы: в какую палату положить больного, а в случае отсутствия мест - предложить другую дату госпитализации и т.д. В этом случае сокращается время пребывания больного в приёмном покое.
Хотя бывает всякое
Однажды в наше отделение поступал большой начальник, можно сказать, первый человек в нашем городе. Он захотел попасть в больницу, как простой смертный.
Как же! Мы всё знали заранее и приняли его по высшему разряду: приготовили ему отдельную палату, историю заполнил в приёмном покое наш заведующий, старшая сестра повела его в отделение. Почти всегда большие начальники ведут себя в больнице просто и улыбчиво. Этот тоже: наговорил сестре комплиментов, посокрушался, что нет возможности платить медикам больше. Наша старшая расслабилась и по дороге, извинившись, посадила его на стул рядом с кабинетом главной сестры больницы, а сама заскочила "на минуточку" в кабинет. С главной она переругалась, выскочила из кабинета и в слезах убежала в отделение, оставив больного на стуле. Вечером кинулись - палата "для белых" пустая, истории нет. Побежали искать и не нашли: больной (впоследствии и с его слов) посидел три часа на стуле, потом вызвал персональную машину и убыл из больницы, в чем был - в спортивном костюме и тапочках.
Таким образом, в поступлении в отделение в плановом порядке вам могут помочь врач приёмного покоя, врач-дежурант того отделения, куда вы поступаете, заведующий приёмного покоя, вас могут принять с незаполненной историей болезни. С момента заполнения лицевой части истории болезни вы считаетесь пациентом больницы.
В конфликтных случаях вам помогут: заведующий отделением, в которое вы поступаете; может помочь врач, давший вам направление в больницу. В крайних случаях обратитесь к заместителю главного врача по лечебной части, главному врачу. Последние два варианта малонадёжны.
В ОТДЕЛЕНИИ
Предположим самое плохое: вы обычный гражданин РФ. Не директор чего-нибудь, не родственник крупного начальника и сам не начальник, не депутат и не бандит с высоким годовым доходом. Если всё так, то вас, разумеется, не поместят в маломестную палату с ванной и туалетом. В лучшем случае это будет 4-местная палата с умывальником.
Если у вас будет возможность выбора, то лучше выбрать палату подальше от входа в отделение и не рядом с туалетом - это два наиболее шумных места в больнице.
В палате лучшая койка та, которая не у окна, но и не у двери, особенно если вы боитесь сквозняков. Здесь надо сделать поправку на лето: в жару на тех же койках комфортнее - не так душно. В общем, тот же принцип, по которому вы выбираете место при покупке билета в плацкартный вагон.
Присев на "свою" койку, осмотритесь. Вам положена тумбочка для хранения личных вещей: мыла, зубной щётки и пасты, бритвы. Обычно бывает много неприятностей с этими тумбочками: старшие сёстры отделения следят за порядком и требуют убирать из тумбочек всё лишнее. Часто они это делают излишне эмоционально.
По сути они правы: многие хранят в тумбочках портящиеся продукты. Для хранения продуктов в большинстве отделений есть (должны быть!) бытовые холодильники. Поместите свои продукты в полиэтиленовый мешочек, подпишите свою фамилию и дату и положите в холодильник. В определённые дни холодильники проверяет сестра-хозяйка отделения. Если она решит, что ваши продукты "устарели" - имеет право выкинуть.
Будет лучше, если ваши родственники будут приносить вам съестное на один день. Если такой возможности нет - пользуйтесь холодильником. Выясните, где он находится.
Вам должен быть предоставлен набор постельного белья и полотенце. Бельё и полотенце меняются один раз в десять дней. Есть индивидуальные случаи, когда бельё в больнице меняется чаще. Узнайте, где сестринский пост, где ординаторская, где кабинет заведующего.
Если вы поступили в отделение не позднее, чем за час до конца рабочего дня, то вас должен осмотреть и сделать назначения ваш лечащий врач. Узнайте у сестры или у самого лечащего его фамилию, имя и отчество. Осмотрев вас, лечащий врач должен объяснить план обследования (если таковое необходимо) и намеченное лечение: какие лекарства, процедуры он назначил и почему, сколько дней вы проведёте в больнице.
Если предстоит операция, то врач должен назвать вам день её проведения, кто будет оперировать, какое обезболивание будет применено, прогноз для здоровья и возможные осложнения. Вы можете согласиться на предложения врача по вашему обследованию и лечению и имеете право не соглашаться. Ваше несогласие не является поводом для отказа в оказании вам медицинской помощи.
Не стесняйтесь, задавайте вопросы! Если что-то непонятно, спросите ещё раз. Многое из того, что медикам просто и понятно, для вас может быть пугающим. Вы и врач должны быть союзниками.
Только две причины могут объяснить нежелание врача предоставлять информацию о вашем лечении и обследовании. Это или некомпетентность врача, или способ вымогания взятки.
Ежедневно, не позднее чем в 10 часов утра, вас должен осмотреть лечащий врач во время утреннего обхода. В это время необходимо сообщить врачу обо всех изменениях самочувствия. Отсутствие утреннего обхода - серьёзное нарушение ваших прав.
Вне обхода по любым вопросам вы можете обратиться к постовой сестре. Если сестра не может вам помочь сама, она должна обратиться к лечащему врачу или к любому врачу этого отделения. Вы и сами можете по любому вопросу обращаться к своему врачу, если он не занят другим больным. В любое время вы можете обратиться к заведующему отделением.
Один раз в неделю проводится "общий обход": все сотрудники отделения во главе с заведующим обходят больных. Те вопросы, которые вам не разъяснил лечащий врач, можете обсудить с заведующим. Иногда проводится "административный обход": в отделение приходит главный врач. Его полномочия более широкие. Он может решить все вопросы, связанные с вашим лечением и обследованием в этой больнице.
В случае появления спорных вопросов, которые вы не можете решить с лечащим врачом и зав. отделением, можете обратиться к заместителям главного врача или к самому главному врачу больницы, не дожидаясь их прихода в отделение. Для этого найдите кабинеты этих руководителей больницы и узнайте у секретаря время приёма по личным вопросам.
Через секретаря можно подать письменную жалобу или запрос на имя руководства больницы. Секретарь в вашем присутствии должен зарегистрировать ваше обращение как "входящее". Однако лучше все споры решать в отделении: традиционно жалобщиков не любят. В любом случае главный врач сам лечить не будет. Возможно, что он поручит это тому же врачу, на которого вы пожалуетесь. Поэтому тщательно обдумайте, что вы хотите получить от обращения в более высокие инстанции.
О врачебных назначениях.
Самый главный больничный документ для пациента - "Лист врачебных назначений". В этом листе прописано всё: анализы, процедуры, консультации, лекарства, необходимые для вас. Без ежедневной отметки врача в этом листе ни обследование, ни лечение проводиться не будут. В свою очередь врач, по подписи сестры в листе назначений, знает, что его назначения дошли до "исполняющего звена". Вот здесь начинаются сложности. Я уверен, что в самом лучшем случае в курских больницах исполняется не более 70% врачебных назначений.
Причин несколько. Первая: врач назначил лекарство, которого нет в отделении. Вторая: лекарство больному вводилось, но кончилось. Обе эти ошибки - на совести старшей сестры отделения и лечащего врача: старшая сестра должна информировать врачей о наличии или отсутствии лекарств в отделении и в больнице. В свою очередь врач, назначая препарат, должен быть твёрдо уверен в том, что препарата хватит на весь курс лечения.
Очень часто сестра начинает выполнять назначения врача так, как удобно ей. Например: больной поступил тогда, когда сестра закончила плановое введение лекарств. Следующее плановое введение - через (например) 6 часов. Значит, и "новенькому" больному лекарство введут только через 6 часов.
В своё время я просил (для проверки сестёр), чтобы больные записывали время введения лекарств и названия.
Я считал следы от инъекций на ягодицах больных, проверял и перепроверял листы назначения. На каждой утренней планёрке стояли крик и ругань. Кое-что исправлялось, но, стоило отпустить вожжи, и половины назначений не выполнялось.
Вы имеете право ознакомиться со своим листом назначения и историей болезни.
Во многих больницах заведён такой порядок, при котором больной или его родственники ежедневно или один раз в неделю просматривают "свои" листы назначения и расписываются в том, что все эти назначения выполнены. При выписке больной или его близкие оставляют в истории запись о том, что они удовлетворены (или не удовлетворены) качеством лечения.
ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОКУПАТЬ ЛЕКАРСТВА САМИ! БЕСПЛАТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ГАРАНТИРОВАНО ВАМ КОНСТИТУЦИЕЙ И ЗАКОНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
В случае, если вы по каким-то причинам покупаете лекарства сами - возьмите в аптеке чек и товарный чек (зав. аптекой не может вам отказать в выдаче такого документа). Предоставьте эти чеки в Фонд обязательного медицинского страхования. Если при проверке выяснится, что лекарство, приобретенное вами, на день покупки было в аптеке больницы или в отделении, вам обязаны вернуть деньги. Не поддавайтесь на разговоры медиков о трудностях в финансировании, о плохой работе больничной аптеки, о срывах поставок лекарств и т. д. Ваше благодушие в этих вопросах уже во многом способствовало безобразному состоянию медицины.
Во многих больницах нет постоянно осуществляемого вневедомственного контроля за работой медиков со стороны местного Фонда обязательного медицинского страхования. В тех же больницах , где такой контроль есть - ежемесячно проводится анкетирование пациентов по качеству медицинского обслуживания, и на основании этих анкет применяются очень жёсткие меры. На видных местах в больницах и поликлиниках помещены списки "горячих" телефонов страховой компании, по которым в любое время суток можно рассказать о своих проблемах в ходе лечения. Меры принимаются быстро и жёстко.
Во всех больницах , например, Белгородской области осуществляется персонифицированный учёт лекарственных средств. Это означает, что каждая таблетка и ампула введённого препарата через компьютер фиксируется за конкретным больным с указанием всех его реквизитов: Ф.И.О., номера истории болезни, времени выполнения назначения. В связи с этим, лекарства не разворовываются, назначения выполняются, заявки на лекарства делаются реальными и обоснованными. Поэтому разговоры о том, что медицина в Белгородской области лучше, потому что область богаче других - не состоятельны. Область богаче, а учёт строже: лекарств в Белгородской и областях расходуется меньше, чем в Курской и Орловской областях. Это значит, что высвобождаются деньги на развитие медицины.
При таком контроле, как ни странно, медикам работать легче: меньше необоснованных жалоб, врач и сестра могут всегда документально отчитаться о своей работе. Конечно, и в этой системе есть лазейки для нарушений. Но контролировать лечебный процесс гораздо легче.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.