Президенту Российской Федерации ...

Oct 22, 2013 23:24

Президенту
                 Российской         Федерации
                                                                                                           В.В.Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаюсь к Вам с просьбой взять под личный контроль развитие ситуации вокруг металлургического предприятия ОАО «Электроцинк».
Во Владикавказе нарастает социальная напряженность в связи с появившейся информации об утверждении Роспотребнадзором  Санитарно защитной зоны ОАО «Электроцинк» 300 м.
Процесс согласования вопроса о СЗЗ тянется с 2004 года. Промышленным райсудом г. Владикавказ между Обществом и Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по РСО-Алания было утверждено мировое соглашение «Порядок выполнения природоохранных мероприятий ОАО «Электроцинк» на 2004-2007 годы». В соответствии с  пунктом 1.13 Мирового  соглашения в срок до 2005 года  СЗЗ предприятия  должна быть организована. До настоящего времени данные обязательства по мировому соглашению не исполнены.

Вопросы:
Почему Роспотребнадзор из-за невыполнения пунктов мирового соглашения не обратился в Прокуратуру РФ?
Почему не было обращений к судебным исполнителям?
Почему  Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по РСО-Алания в 2010 году заключает еще одно мировое соглашение, в котором вновь прописывается пункт по созданию СЗЗ к 2015 году?

Еще с 1978 года  существует технический проект санитарно-защитной зоны завода, где в соответствии с санитарными нормами СН 245-71 проектирования промышленных предприятий, отнесенных к первому классу опасности, минимальная ширина СЗЗ для завода «Электроцинк» установлена радиусом в 1000 метров. В пояснительной записке к техническому проекту было сказано, что мероприятия по организации первой очереди СЗЗ радиусом 600 метров и сметной стоимостью 1500 рублей осуществлены. Также был согласован с Орджоникидзевским горисполкомом график переселения жильцов из 600-метровой СЗЗ завода «Электроцинк» на 1975-1978 годы. Из материалов судебного дела А61-2075/09 Арбитражного суда  Республики Северная Осетия-Алания следует, что в 1968 году СЗЗ завода «Электроцинк» была установлена, в соответствии с действующими санитарными правилами, радиусом 2000 метров, в связи с неудовлетворительным состоянием воздуха. Также заводом проводились поэтапные мероприятия по отселению лиц, проживающих в 600-метровой санитарно-защитной зоне.

Вопрос:
На каком основании в 2004 г. установленная СЗЗ при переходе права собственности на ОАО «Электроцинк» к Уральской Горно-Металлургической Компании была отменена?

В 2005 году УГМК был разработан проект СЗЗ радиусом 300 метров. Управлением Роспотребнадзора по РСО-Алания проект был отклонен, в виду недопустимости сокращения размера СЗЗ менее 1000 метров, отсутствием в плане мероприятий по переселению жителей, чья жилая застройка попадает в СЗЗ.
Согласно ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года, вокруг производств, являющихся источниками воздействия на здоровье человека, устанавливается специальная территория, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия на человека вредного влияния до значений, установленных гигиеническими нормативами и величин приемлемого риска для здоровья населения. Согласно данным Парламента РСО-Алания, по классификации производственных рисков для окружающей среды, ОАО «Электроцинк» относится к 1 классу опасности. Санитарные правила СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденные для данной категории промышленных объектов, устанавливают размер санитарно-защитной зоны в 1000 метров. Однако,в нарушение вышеуказанных правил, селитебная зона Владикавказа начинается уже на расстоянии 300 метров непосредственно от завода. Отсутствие у завода утвержденной санитарно-защитной зоны  является  многолетней проблемой завода и уже было предметом двух судебных разбирательств. В первом случае, в рамках мирового соглашения 2004 года, руководство завода взяло на себя обязательство осуществить к 2007 году природоохранные мероприятия, включая организацию санитарной зоны предприятия к 2005 году. Однако такие мероприятия заводом не выполнены даже по настоящее время, что и послужило причиной инициирования Управления Роспотребнадзора  РСО-Алания  судебной процедуры по приостановлению деятельности АОА «Электроцинк» весной 2010 года. Несмотря на многолетние выше изложенные нарушения санитарных правил, руководство завода целенаправленно продолжает попытки легализации проекта санитарной зоны в 300 метров с целью освобождения себя от обязательств по отношению к заявителям и другим жителям СЗЗ. Наконец, условия нового мирового соглашения, утвержденного шестнадцатым арбитражным апелляционным судом 21 мая 2010 года, также не содержат конкретных данных по размеру санитарной зоны, а лишь ограничиваются абстрактной формулировкой о разработке и утверждении проекта СЗЗ к 2015 году.

Вопросы:
Утвержден  ли проект СЗЗ радиусом 300 метров? И, если нет, то какова  на сегодняшний день СЗЗ вокруг ОАО «Электроцинк»?

Накопление во Владикавказе  техногенного загрязнения  почвенного  слоя идет более 100 лет. В целях экологического мониторинга за контролем техногенного загрязнения почв Владикавказа и состоянием здоровья населения, ИМГРЭ был проведен в 1999-2001 гг. комплекс эколого-геохимических и медицинских исследований, которые и легли в основу диссертационной работы Менчинской О.В. «Эколого-геохимические аспекты техногенного загрязнения металлургических центров (на примере Владикавказа)».
Комплекс геохимических и эколого-медицинских исследований, составивших основу диссертационной работы, был проведен Институтом минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов (ИМГРЭ) совместно с Государственным Северо-Кавказским опытно-методическим геологическим предприятием и Северо-Осетинской Государственной медицинской академией (СОГМА) в 1999-2001 гг. Изучались и анализировались имеющиеся геохимические данные о загрязнении природных сред территории Владикавказа и сведения, отражающие медико-демографическую ситуацию  и состояние здоровья населения. Источниками информации служили официальные материалы Государственных докладов «О состоянии окружающей природной среды и деятельности министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания» за 1994-2000 гг., материалы Парламентских слушаний по «Социально-демографической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания», данные Госкомстата, Минздрава и другие официальные документы. Сравнительный анализ геохимических и медико-статистических данных по Владикавказу позволил выделить фоновую и опытную территории, на которых проводились дальнейшие комплексные экологические исследования.
Блок геохимических работ включал почвенное опробование (743 пробы), и биогеохимическое (30 проб). Пробы почв и растительности проанализированы в Бронницкой ГГЭ методом полуколичественного спектрального анализа, выборочно применены методы атомной эмиссии и камерных электродов. В качестве информационного геохимического материала по другим природным транспортирующим и депонирующим средам служили данные, опубликованные в Государственных докладах.
Медицинский блок исследований базировался на данных первичной оценки медико-демографической ситуации, дополненных эпидемиологическими исследованиями выборочных групп населения. Изучение динамики заболеваемости детей и нарушений репродуктивного здоровья женщин проводилось на базах профильных лечебно- и профилактических учреждений города. Эпидемиологические исследования осуществлялись по общепринятым методикам. Изучение первичной документации 25 790 детей проводилось в районах обслуживания детскими поликлиниками Промышленного и Затеречного округов. В результате были созданы базы геохимических и медицинских данных, интерпретация которых осуществлялась с использованием программного пакета ГЕОСКАН и технологии ЭКОСКАН, разработанных в ИМГРЭ.
Подобный комплексный подход был впервые обоснован в процессе разработки технологии ЭКОСКАН, за создание которой в 1998 г. авторский коллектив ИМГРЭ (Э.К. Буренков, Л.Н. Гинзбург, Т.Д. Зангиева, Б.С. Коган, О.В. Менчинская, Н.Н. Шатагин) был отмечен премией Правительства РФ .
Впервые у населения Владикавказа, проживающего в районах с однотипными по составу, но различными по концентрациям загрязнителями,   были выделены    патологические    синдромы,    носящие    либо специфические, либо неспецифические эффекты. Впервые модель взаимодействия почвенной и атмосферной аномалий позволила произвести расчет рисков канцерогенных заболеваний с использованием геохимических данных. На основе проведенных работ территория Владикавказа была районирована по уровню техногенного загрязнения среды обитания. Осуществлен дифференцированный подход к показателям здоровья населения в зависимости от геохимических характеристик среды обитания. Полученные результаты могли бы служить основой для разработки и реализации программ по оздоровлению окружающей среды и медико-экологической реабилитации населения. Выполненный расчет опасности экологических рисков говорил о необходимости принятия экстренных мер, направленных на снижение рисков канцерогенных заболеваний среди жителей. Однако, ни руководству   Осетии,  ни руководству России результаты оказались не нужны.

Между тем, в мировой практике есть другие примеры заботы о здоровье своих граждан.
Район Бункер Хил (Bunker Hill Superfund Site - BHSS) расположен на севере штата Айдахо, США.  Территория Бункер Хил является местом одной из самых значительных эпидемий отравления свинцом в мире. При этом с 1890-х годов и до 1970-х годов ситуация не расценивалась властями как критическая и не предпринималось никаких серьезных мер по защите жителей от эффектов промышленного загрязнения. Сначала потребовались годы, чтобы власти признали существование серьезной проблемы. В середине 1970х г, после пожара было привлечено внимание к бедственному положению в районе Бункер Хил и была проведена первая оценка воздействия промышленности на здоровье. Наиболее значительной проблемой было загрязнение воздуха, обусловленное выбросами из труб промышленных предприятий. Твердые вещества из воздуха осаждались на землю и за столетие почвы района оказались сильно загрязнены соединениями тяжелых металлов. Этому способствовал также и рельеф местности.
Территория зоны экологического бедствия составляет 54 кв. км. и включает в себя 1,5 кв. км. заброшенного индустриального комплекса бывшей компании Бункер Хил и пять поселков: Келлогг, Варднер, Смелтервиль, Пайнхерст и Пэйдж, расположенные в так называемой Серебряной долине. Одним из важных факторов загрязнения были отвалы и отходы шахт и заводов. В начале двадцатого века около 1100 акров речной поймы были захламлены содержащими тяжелые металлы отвалами шахт.
В 1974 г. было проведено медицинское обследование, выявившее эпидемию отравления свинцом в Серебряной долине. Только десять лет спустя, после принятия закона CERCLA, район Бункер Хил был включен в список национальных приоритетов. Затем, после признания существования и масштаба проблемы, были предприняты шаги по снижению негативного воздействия промышленного загрязнения на здоровье населения и было начато планирование мер по очистке территории. Меры по оказанию медицинской помощи, созданию постоянного медицинского мониторинга и программы LHIP оказали очень существенное действие для снижения риска отравления свинцом в районе. В итоге, после проведения властями штата и Агентством по охране окружающей среды США широкомасштабной операции по очистке почв района местное население было избавлено от критического загрязнения среды и связанной с ним опасностью для здоровья.
После закрытия завода в 1981 г. уровень загрязнения воздуха сразу упал и практически сошел на нет, что сняло проблему проникновения свинца в организм человека из воздуха. Начиная с этого периода самым значительным путем проникновения свинца в организм стала загрязненная почва района. Соответственно, основные усилия были направлены на то чтобы понизить концентрации свинца в почве. Значительный прогресс был достигнут за последние двенадцать лет и экологическая ситуация в районе заметно улучшилась с началом работ по очистке почв района.
Бункер Хил был внесен в «Список национальных приоритетов» (National Priorities List) 8 сентября 1983 года (USEPA 2001). Это означало что на очистку района и медицинскую помощь населению будет выделены средства из федерального Суперфонда. В российской системе это соответствует получению территорией статуса зоны экологического бедствия.
В 1984 году было проведено медицинское исследование совместно агентствами здравоохранения федерального правительства, штата и местных муниципалитетов (PHD 1986). Это исследование риска для здоровья местных жителей соединений свинца и реальной картины отравления свинцом продемонстрировало, что у многих детей проживающих в районе концентрация свинца в крови превышает допустимую и это относится также к тем детям, которые родились уже после закрытия завода. Остаточное загрязнение почв и пыли в поселениях было определено как основной источник свинца для детей. В 1984 году было начато Исследование загрязнения почв района и возможности очистки (Remedial Investigation и Feasibility Study - RI/FS). В 1985 году был начат медицинский мониторинг детей на содержание свинца в крови и реабилитации детей с признаками отравления свинцом. В 1986 году была начата очистка почв в наиболее посещаемых общественных местах. В 1989 была начата программа по очистке дворов в частном секторе. Исследование RI/FS было закончено 30-го августа 1991 г. Исследование RI/FS подразделялось на две основные части - «Селитебная территории» была закончена в 1990 г., а «Ненаселенная территория» была подготовлена в 1991 г. (Dames и Moore 1991). В 1991 году было принято (Record of Decision - ROD) решение об очистке почв селитебной зоны, а в 1992 г. решение об очистке остальной территории (USEPA 1991, 1992). Подготовка плана очистки почвы была начата 29-го марта 1993 г. и закончена 17-го ноября 1994 г. В сентябре 1994 Агентство по охране природы США (USEPA) подписало соглашение с представителями компаний участвовавших в разработке месторождений металлов в Серебряной долине (Consent Decree with the Upstream Mining Group). В феврале 1995 года была принята программа институционного контроля за проведением работ по проекту. В апреле 1995 был введен в силу «Государственный контракт Суперфонда» (Superfund State Contract). В том же году была начата планомерная очистка района от свинцового загрязнения.
      После закрытия завода в 1981 г. в районе был выполнен ряд мер по экологическому контролю за состоянием среды, медицинскому лечению пострадавших от отравления свинцом и очистке почв района. Технология очистки почвы заключалась в изъятии загрязненной почвы и замены ее чистой. В 1986 г. были начаты первые работы по очистке парков, детских площадок и обочин дорог. В последующие годы были предприняты меры по очистке и стабилизации ситуации на территории бывшего завода, контролю за пылью, облесения склонов гор и холмов местности и по очистке почвы в дворах (приусадебных участках), где дети были подвержены максимальному риску отравления свинцом.
      В 1986 г. усилиями Агентства по охране природы США было удалено приблизительно 6700 куб. м. загрязненной почвы в шестнадцати общественных местах (таких как парки и детские площадки), которая складировалась в специально отведенном месте в районе. Взамен удаленной почвы было внесено около 5500 куб. м. чистой, засыпано 1250 кв. м. территории и уложено 1 132 тонн асфальта. Вся загрязненная почва находилась в специальном огороженном временном хранилище, окопанном сточной канавой для предотвращения вторичного загрязнения и закрытом поливинил хлоридной пленкой.
В 1991 г. Агентством по охране природы США было подписано решение, которое регламентировало очистку почв селитебной зоны в пределах участка в 54 кв. км. Все дворы, выходы и коммерческие зоны предписывалось очищать в том случае, если концентрация свинца в почве будет превышать 1000 мг/кг. Было установлено, что примерно 2000 земельных участков требую такого уровня очистки. К сентябрю 1998 г. почти 1400 участков было очищено под контролем администрации штата Айдахо. Проводившееся медицинское обследование детей, проживавших на этих участках, показало снижение уровня свинца в крови после очистки почвы. После завершения программы очистки почв было проведено совместное исследование Агентства по охране природы США и администрации штата Айдахо по определению необходимости очистки жилых помещений. Все основные промышленные объекты, включая зону шахтовых работ, свинцовоплавильный завод, цинковый завод и завод фосфорной кислоты и фосфатных удобрений (всего более ста основных объектов) были демонтированы и утилизированы.
      Программа по очистке почв частных дворов (участков) проводилась каждое лето, начиная с 1989 г. В период с 1989 по 1993 гг. была составлена приоритетная последовательность участков, основанная на концентрации свинца в почве и/или проживании на участке детей до 12 лет или беременных женщин, согласно ежегодной весенней переписи населения района. Продолжала также действовать особая «Программа медицинской помощи по свинцу» (Lead Health Intervention Program - LHIP) и очистка участков повышенной опасности, в то время как продолжались переговоры с промышленными организациями, ответственными за загрязнение в районе. В 1993 г. была достигнута договоренность с несколькими компаниями по выполнению очистки селитебных зон, что было формально завершено в 1994 г. Согласно достигнутым соглашениям предусматривалась оплата промышленными компаниями программы очистки участков повышенной опасности, селитебных зон, а также коммерческих и общественных территорий, финансирование программы закрытия колодцев с водой из загрязненных водоносных слоев и программы институционного контроля. Из-за банкротства основных организаций, ответственных за загрязнения, в 1994 г. основные работы по очистке ненаселенных территорий оплачивались из особого фонда, покрывавшего задолженность обанкротившихся предприятий. С 1994 г. началась очистка от загрязнения больших участков и дорог. Кроме того, критерий приоритета по возрасту детей был снижен с 12 до 6 лет.
      В ходе программы по извлечению загрязненной почвы отбирались пробы почвы во дворе каждого дома и составлялся список очередности очистки, где учитывался уровень загрязнения и возраст детей, проживавших в доме. Наибольший приоритет присваивался дворам, где концентрация свинца в почве превышала 1000 мг/кг (1000 мг/кг) и проживали дети до шести лет и беременные женщины.
Загрязненные материалы из хвостохранилищ шахт и загрязненная почва с частных дворов вывозилась на постоянное место хранения в Центральное хранилище (Central Impoundment Area CIA), которое закрывалось слоем особой водонепроницаемой поливинилхлоридной пленки, предотвращающей контакт со средой и попадание загрязнения в природные воды. Поверх пленки был положен слой органики и свыше почвы.
Другим немаловажным аспектом проекта являлась пыль жилых помещений, так как было установлено, что в районе Бункер Хил пыль жилых помещений является основным источником отравления свинцом детей. Была выработана особая стратегия по устранению внешних источников поступления свинца в организм и снижения содержания свинца в пыли жилых помещений.
      Проект Суперфонда в Бункер Хиле являлся, несомненно, успешным. За период с 1988 по 1999 г. общая концентрация свинца в почвах частных дворов была многократно снижена в поселках района до уровней, не превышающих в среднем 1000 мг/кг., что привело к снижению риска отравлению свинцом в районе на 80%. Поскольку почвы в районе были очищены и была проведена эффективная медицинская программа, риск свинца для здоровья населения района был значительно снижен, происходило  стабильное снижение от года к году  уровня свинца в крови детей, проживавших на территории района Бункер Хил. Таким образом, была достигнута главная задача ремедиации.
В 1988 г. 46% детей, проживавших в загрязненном районе, имели концентрацию свинца в крови выше 10 мкг/дл. К 1999 г. только 6% детей имели повышенный уровень свинца в крови. Уже один этот факт иллюстрирует, что в результате Проекта Суперфонда по ремедиации района Бункер Хил здоровье жителей района было улучшено и были достигнуты задачи, поставленные перед программами очистки почв и медицинской помощи.

Северная  Осетия-Алания  и район Бункер Хил имеют много общего в отношении проблем загрязнения среды и здоровья. В то же время, когда ситуация в г. Владикавказе остается критической и нерешенной, Бункер Хил является примером того, как вовремя предпринятые меры помогли уменьшить и избавиться от проблем отравления свинцом.
Контроль за пылью, озеленение, биологический мониторинг (свинца в крови), наблюдение за состоянием здоровья детей, экологическое образование детей и взрослых являются примерами того, что при соответствующем планировании они также могут быть сделаны в Северной Осетии-Алании.
В г. Владикавказ мы наблюдаем сегодня то, что было в Серебряной долине почти полвека назад. Мы  находимся еще только в начале того пути, что уже пройден в штате Айдахо.
Сегодня к проблемам жителей г. Владикавказа  еще не привлечено внимание властей и не существует никакой программы медицинской помощи населению или очистки территории города  от тяжелых металлов. Вместе с тем существует уникальная возможность использовать ценный зарубежный опыт, которым нельзя пренебречь. Многие подходы и методы, примененные в Серебряной долине могут быть, после соответствующей адаптации. использованы в г. Владикавказ.

Вопросы:
Когда и в каком количестве были  проведены исследования по технологии ЭКОСКАН в Северной Осетии-Алании после 2001 г?
Где можно ознакомиться с их результатами?
Почему были проигнорированы результаты проведенной работы в 1999-2001гг.?
Почему не  обнародованы в республиканских сми результаты экспертизы проведенной Ревичем Б. А  в 2007 г. по заказу ОАО «Электроцинк», отражающие объективное состояние экологической ситуации в городе Владикавказ и на прилегающих территориях?
Нельзя сказать, что на проблему экологии Владикавказа не обращали внимания федеральные власти. В течение 1994-1996 гг была разработана и утверждена Федеральная целевая программа “Восстановление исторической части г. Владикавказ как историко-архитектурного памятника на Северном Кавказе и улучшение его экологического состояния” (разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 года №1996). Однако. в связи с этим возникает вопрос: На что ушли средства федерального бюджета?

Процитирую некоторые положения из Федеральной целевой программы:

«Планируется осуществить вывод  из  поймы  р.Терек  предприятий,  загрязняющих  окружающую  природную  среду,  а также упорядочить и частично расширить санитарно-защитные зоны заводов "Электроцинк" и  "Победит" с выводом из нее жилья. …

Финансирование работ  по  обеспечению  санитарно-защитных  зон заводов "Электроцинк" и "Победит",  а также по выводу  предприятий из   исторического  центра  будет  осуществляться  с  привлечением средств этих предприятий. Вывод последних за пределы исторического центра,  а  также  строительство объездной  автодороги планируются  после 2000 года…..

К первоочередным работам,  осуществить которые  планируется  до 2000 года, относятся:  в) строительство  жилых  домов  для  семей,  отселяемых из зоны реконструкции и санитарно-защитных  зон  заводов  "Электроцинк"  и  "Победит».

Вопросы:
Почему до 2013 года из исторического центра не выведены заводы «Электроцинк» и «Победит»?
Почему до 2000 года не построены жилые дома для семей, отселяемых из зоны реконструкции и санитарно-защитных зон заводов «Электроцинк» и «Победит»?
На что конкретно были потрачены средства выделяемые из Федерального бюджета на реализацию Федеральной целевой программы “Восстановление исторической части г. Владикавказ как историко-архитектурного памятника на Северном Кавказе и улучшение его экологического состояния”?

Ответ на обращение прошу направить по адресу:...

PS
хотела сократить материал о Бункер Хил ...
не смогла, слишком интересно! вот она - забота государства!
прочитайте! будьте людьми!)(

репост.

Previous post Next post
Up