Очерки истории 34-й танковой дивизии РККА. Формирование и матчасть.
Dec 12, 2018 16:40
О танковом сражении в районе Броды-Дубно-Ровно и боевыех действиях одного из его главных участников, 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса РККА, написано сравнительно немало как в мемуарной, так и в научно-популярной литературе. Но, к сожалению, в мемуарах участников боёв (Рябышев, Попель, Пенежко, Волков) присутствует много неточностей, преувеличений и откровенного вымысла, не имеющего ничего общего с реально происходившими событиями. В научно-популярной литературе в основном освещены события в общих чертах, зачастую без мелких деталей и подробностей. Картина участия 34-й тд в приграничном сражении напоминает мозаичное полотно на котором очерчены общие контуры и местами выложены отдельные фрагменты. Данная работа ни в коем случае не претендует ни на полное освещение всей картины, ни на источник неопровержимой истины в последней инстанции. Всего лишь попытка с помощью доступных автору документов и воспоминаний разобраться как оно было на самом деле и добавить в мозаику еще несколько фрагментов, взятых главным образом из документов частей и соединений вермахта, выступавших противниками 34-й танковой дивизии в Дубненских боях.
Источники и литература: Документы 34-й тд на сайте obd-memorial.ru Доклад о боевых действиях 34-й тд за подписью врио командира дивизии подполковника А.Г.Курепина Документы 1-й танковой группы, 6-й и 17-й армий, 29-го, 44-го, 51-го, 55-го армейских и 48-го моторизованного корпусов, 44-й, 57-й, 75-й, 98-й, 111-й, 168-й, 262-й пехотных, 16-й моторизованной, 11-й и 16-й танковых дивизий и полка "Генерал Геринг" из фондов NARA Акты о потерe матчасти 67-го и 68-го тп и 34-го обс, выкладывавшиеся в ЖЖ участника форума РККА Коля Анархия Документы 8-го мк выложенные Д.Шеиным на форуме snowforum.ru Отчет Н.К.Попеля написанный им по выходу из окружения Доклад Д.И.Рябышева о боевых действиях 8-го мехкорпуса 22-29.6.1941 Доклад начштаба 124-й сд капитана Повийчука о выходе 124-й сд из окружения Материалы интернет форумов http://nemirov41.forum24.ru/ , http://vif2ne.org/rkka/forum/0/0.htm , http://forum.tankfront.ru/viewforum.php?f=1, сайта Е.Дрига mehkorps.rkka.ru, Рябышев Д.И. Первый год войны Пенежко Г.И. Записки советского офицера Попель Н.К. В тяжелую пору Е.Дриг. Механизированные корпуса РККА в бою А.Исаев. 1941. Бои на Украине. Фронтовая Иллюстрация №4 2004 М.Коломиец. Советский тяжелый танк Т-35 Б.Иринчеев. Танки в зимней войне Пишу исключительно по памяти.. т.2. Сборник воспоминаний, составитель С.Чекунов F.Musculus. Geschichte der 111 Infanterie Division A.Schimak, K.Lamprecht, F.Dettmer. Die 44 Infanterie Division W.Werthen. Geschichte der 16 Panzer-Division H.Sittig. Panzer-Jäger-Abteilung 16 H.Novak. Geschichte der ostpreußischen leichten Flakabteilung 71 Ch. von Lucke. Geschichte des Panzer-Regiments 2 K.Münch. Stug.Abt.197 R.J.Edwards. Tip of the Spear: German Armored Reconnaissance in Action in World War II T.L.Jentz. Dreaded Threat
Формирование и матчасть. Формирование 34-й тд началось 11 марта 1941 на базе 26-й лтбр. [Spoiler (click to open)]Но можно сказать, что история дивизии начинается летом 1935г, когда в Киевском Военном Округе была сформирована 22-я механизированая бригада на танках Т-26, дислоцировавшаяся в Старо-Константинове и с сентября 1935 подчинённая 7-му кав.корпусу. До своего ареста 4.02.1938 бригадой командовал комбриг Н. И. Живин. В 1938-40гг командиром бригады (переформированной в 1938г в 26-ю легкотанковую ) был полковник, впоследствии комбриг, К.А.Семенченко, назначеный в ноябре 1940 командиром формируемой 19-й тд. С ноября 1940 в командование бригадой вступил подполковник Иван Васильевич Васильев. После переформирования в легкотанковую в 1938г в состав бригады входили 44, 47 и 49 отдельные танковые батальоны, 64 отдельный учебный танковый батальон, 229 отдельный разведывательный батальон, 268 ремонтно-восстановительный батальон. В сентябре 1939 26-я лтбр в составе 4-го кав.корпуса 12-й армии участвовала в освободительном походе в Западную Украину. 17.9.1939 бригада вывела на фронт 246 танков, из которых к 4.10.1939 осталось на ходу 210 машин. В боях были потеряны два Т-26, 34 танка отстало в пути по техническим причинам. В боевых столкновениях с частями польской армии бригада потеряла 8 человек убитыми и 9 ранеными. Кроме двух танков 26-я лтбр потеряла один тягач, а в первый день oсвободительного похода, 17 сентября, при форсировании р.Серет в районе Угрин-Росохач в боях с разрозненными отрядами польской армии были потеряны две грузовые автомашины. До конца месяца бригада прошла более 500 км, уничтожая или пленяя по пути отступающие группы поляков. Всего 26-й легкотанковой бригадой помимо генерала Андерса было взято в плен 147 офицеров и 2009 солдат и захвачен один танк. С октября 1939 бригада дислоцировалась в Судовой Вишне и Городке (Грoдек-Ягеллонском). Зимой 1940 в Грoдек-Ягеллонском на базе частей бригады был сформирован 62-й сводный легкотанковый полк, организационно состоявший из двух танковых батальонов. По штату 010/1 в танковом полку стрелковой дивизии полагалось иметь 630 человек личного состава (в т.ч. 88 нач. состав, 240 мл. нач.состав и 302 рядовых) и 81 танк: 76 Т-26 и 5 ХТ-26 во взводе химических танков третьей роты первого танкового батальона полка (танкового батальона дивизии). Второй батальон полка по штату назывался танковый батальон полков. Оба батальона организационно состояли из штаба, взвода управления, парковой роты и трёх танковых рот по два взвода в каждой. Прибывший на фронт в феврале 1940 62-й лтп под командованием заместителя командира бригады по строевой части майора И.В.Васильева техникой был укомплектован сверх штата. В полку числилось 82 Т-26 (в т.ч. 15 двухбашенных) и 7 ХТ-26. Полк вошел в состав 86-й мотострелковой дивизии 28-го ск 7-й А СЗФ и принял участие в боевых действиях в конце февраля-начале марта. Выполняя задачу выхода в тыл выборгской группировке финнов полк в 30 градусный мороз и пургу по льду преодолел финский залив и поддержал мотострелков и лыжников при штурме островов Туппурансаари (Вихревой) и Тейкаринсаари (Игривый) 2 и 3 марта 1940. К 5 марта были захвачены плацдармы на северном берегу Выборгского залива. К моменту окончания войны 13 марта танкисты, действуя совместно с пехотой, расширили плацдарм и перерезали шоссе Выборг-Хельсинки. Ряд бойцов и командиров полка по итогам боёв были награждены орденами и медалями, а механик-водитель командир отделения А.Ф.Фролов, который после гибели командира танка и башнера продолжал вести бой несмотря на ранение в голову и вывел свой Т-26 на сборный пункт, получил звание Героя Советского Союза. В июне 1941 ГСС Фролов, уже в звании лейтенанта, командовал танковой ротой и пропал без вести 26 июня в районе посёлка Сребно.
А.Ф.Фролов
Кроме Фролова звание Героя Советского Союза было присвоено еще трём танкистам 62-го тп: экипажу танка Т-26 из 2-го танкового батальона в составе начальника штаба полка старшего лейтенанта Н.Я.Клыпина, механика водителя командирa отделения И.Е.Болесова (посмертно) и башенного стрелка красноармейца В.К.Пислегина. Экипаж Клыпина отличился 2 марта при штурме острова Туппурансаари. Tанковая рота в составе которой действовал Т-26 Клыпина уничтожила два противотанковых орудия и пулеметный дот, подавила несколько оборудованных в жилых домах пулеметных гнезд. В глубине финской обороны танк получил три попадания и загорелся. Экипажу удалось сбить пламя, после чего танкисты продолжили бой в окружении, отстреливаясь от финнов из снятого с танка пулемета до подхода своей пехоты (по другой информации, вышли к своим с наступлением темноты). Пислегин в бою был легко ранен в левую руку. Болесов погиб в последние часы войны, 13 марта 1940. Пислегин летом 1941 в звании лейтенанта командовал взводом а затем ротой в 49-м тп 24-й тд и сгорел в танке 24 июля. Клыпин встретил войну в должности командира 15-го тп 8-й тд, затем командовал 17-й и 39-й танковыми бригадами. Летом 1942 был назначен начальником Саратовского танкового училища, в ноябре 1942 года - заместителем начальника Домашевских курсов усовершенствования командного состава. Умер в марте 1943.
За время боев потери полка в людях составили 53 убитых, 5 утонувших, 65 раненых. Потеряны были 53 танка, из них 28 безвозвратно (в т.ч 5 Т-26 утонувшими). Директивой НКО СССР № 0/2/103684 от 7.02.1940 26-я лтбр была переведена на на штаты легкотанковой бригады Т-26 РГК мирного времени численностью 1610 человек. Были расформированы рота связи, разведрота, автотранспортная рота, рота боевого обеспечения. Нет информации о том, передавала ли 26-я лтбр свою технику в другие части, сформированные в КВО для участия в советско-финской войне, но на 1.3.1940 в ней числилось всего 5 танков Т-26.(РГВА ф31811 оп2с д968 лл48-50) Весной 1940г. 62-й лтп вернулся в Грoдек-Ягеллонский. Директивой НКО СССР № 0/1/104356 от 31.05.40 г предписывалось содержать 26-ю лтбр по штатам численностью 1994 человека в составе: управление, три тб, утб (учебный танковый батальон), хим.рота, батальон огнеметных танков, ремонтно-восстановительный батальон. В июле 1940 на доукомплектование бригады прибыли 424-й и 368-й танковые батальоны. Кроме того в состав бригады включен 221-й отдельный огнеметный танковый батальон из расформированной 31-й хтбр. На 27.10.1940 в 26-й лтбр числилось 277 Т-26 и ХТ, 4 БТ, 12 Ба-20 и ФАИ, 390 автомашин, 15 тракторов, 43 мотоцикла, 2155 человек (в т.ч начсостав 341, младший начсостав 908, рядовых 906). Среди техники бригады преобладали танки Т-26 обр.39г, большая часть которых вероятно была получена летом 1940 непосредственно с заводов или складов НКО. Этим обусловлено сравнительно небольшое количество танков Т-26 34-й тд вышедших из строя по техническим причинам во время четырёхдневных почти пятисоткилометровых маршей дивизии в первые дни войны. В других дивизиях 8-го мехкорпуса процент поломавшихся и отставших на марше танков был значительно выше, чем в укомплектованых Т-26 батальонах 34-й тд. В марте 1941 на основе бригады начала формирование 34-я тд в составе 67-го и 68-го танковых полков, 34-го мотострелкового полка, 34-го гаубично-артиллерийского полка, 34-го отдельного разведывательного батальона, 34-го отдельного батальона связи, 34-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, 34-го понтонно-мостового батальона, 34-го медсанбата, 34-го автотранспортного батальона, 34-го ремонтно-восстановительного батальона, 34-й роты регулирования, 34-го полевого автохлебозавода, 733-й полевой почтовой станции и 580-й полевой кассы Госбанка. Командиром формируемой дивизии стал полковник И.В.Васильев. Заместителем командира дивизии по политической части - полковой комиссар М.М.Немцев, заместителем по строевой части - майор A.A.Божко, начальником артиллерии -полковник В.Г.Семенов, начальником штаба - подполковник А.Г.Курепин, начальником оперативного отделения штаба дивизии - майор С.П.Козачек. 67-м танковым полком (штаб которого еще не был сформирован по состоянию на 1 мая и в котором некомплект командиров вероятно был выше чем в 68-м тп) командовал подполковник Н.Д.Болховитин, 68-м тп - подполковник М.И.Смирнов,34-м гап - майор А.А.Букштейн. 67-й тп, штаб дивизии и 34-й обс дислоцировались в Грyдеке Ягеллонском, 68-й тп и 34-й орб в Судовой Вишне, 34-й мсп в Миколаеве, часть подразделений дивизии были расположены во Львове.
командир 34-й тд полковник И.В.Васильев
Весной 1941 12 из имевшихся в бригаде Т-26 были переданы в другие части. Hа 1.05.1941 в дивизии числится 219 Т-26 однобашенных (в т.ч 5 3-й категории, нуждавшихся в среднем ремонте и 9 4-й категории, из которых семь уже были отправлены для капремонта, а двa ожидали своей очереди в ППД. Остальные 205 танков числились во 2-й категории т.е были исправными или требующими текущего ремонта), 11 двухбашенных Т-26, один из которых был отправлен на рембазу для прохождения капремонта, и 30 химических танков: 21 ХТ-26 (два 3-й категории), 1 ХТ-130 и 8 ХТ-133, один из которых также нуждался в среднем ремонте. Кроме того в дивизии были три самоходных артилерийских установки СУ-5 на базе Т-26 (две из них в 3-й категории) и два тягача Т-26, один из которых находился в капремонте на рембазе округа. В апреле дивизия получила на доукомплектование 19 БТ, вероятно все они поступили в танковую роту 34-го орб. В мае 34-я тд получила еще три БТ, предположительно для доукомплектования 34-го отдельного батальона связи. Вероятно все БТ или бОльшая их часть поступили из 12-й тд, в которой после получения в декабре 1940-марте1941 ста танков Т-34 образовался излишек сверхштатной матчасти. Кроме 34-й тд, 6 БТ-7 из состава 12-й тд планировалось передать в управление 8-го мехкорпуса и 18 БТ в 405-й танковый полк 7-й моторизованной дивизии. В начале апреля 41 в дивизию поступило 14 танков КВ-1. Тогда же из 23-го тп 12-й тд были переданы 18 тяжелых пятибашенных танков Т-35 (четыре из них требовали среднего ремонта). Впоследствии, когда в мае дивизия получила еще тридцать один танк Т-35 (все остававшиеся на 1.05.41 в 23-м тп 12-й тд танки этого типа), шесть КВ были переданы из 34-й тд в 12-ю. Согласно штату танковой дивизии полагалось иметь 39 легких бронеавтомобилей и 56 средних (Ба-3, Ба-6, Ба-10) . На 1.5.1941 в 34-й тд было всего 20 легких ба (13 Ба-20 и 7 ФАИ). Средних не было совсем. В мае дивизия получила 5 Ба-10, и еще 10 в начале июня. Согласно захваченным частями 17-й армии вермахта документам 8-го мк, на 27 мая 1941 в 34-й тд числилось 8 КВ, 47 Т-35, 235 Т-26 (с учётом танков отправленных на капремонт, а также Су-5 и тягачей Т-26), 26 БТ-7, 21 ХТ-26, 1 XT-130, 8 XТ-133, 4 Т-37, 20 Т-27, 5 Ба-10, 13 Ба-20, 7 ФАИ. К июню 1941 батальон тяжелых танков 67-го тп имел на вооружении 8 КВ-1 и 17 Т-35, три из которых находились в среднем ремонте, и вероятно 1-2 Т-26. Еще три числившихся за батальоном Т-35 находились в Харькове на заводе 183, где проходили капремонт.Первый батальон 68-го тп был укомплектован танками Т-35 полностью согласно штатной численности. Из имевшихся по списку 31 машины три числились в 3-й категории и на 22 июня находились в среднем ремонте в парке 68-го тп в Судовой Вишне. Кроме того в батальоне было два радийных Т-26 во взводе управления. Вторые и третьи батальоны полков были укомплектованы по штату в 68-м тп и с незначительным некомплектом в 67-м тп ( с учетом танков ожидавших капремонта и двух Т-26 из состава 67-го тп сданных в марте и мае на рембазы во Львове и Киеве). Только вместо штатных тридцатьчетверок были лёгкие Т-26. Получение новой матчасти в 41-м году планом не предусматривалось, за исключением пяти КВ, которые должны были поступить в 67-й тп до конца июня и так и не были получены.
Линейный Т-26 предположительно из состава 68-го тп оставленный в Судовой Вишне. На фото ниже он же во время обстрела артиллеристами 2-й тд вермахта в конце июля 1941.
Тот же танк весной 1943.
Четвертый батальон 68-го тп был, как и первые три, полностью укомплектован матчастью. На 22 июня в нем числилось 9 Т-26, 19 ХТ-26, 1 ХТ-130 и 7 ХТ-133. В отличие от него, батальон химических танков 67-го полка почти не имел матчасти. На начало войны в нем было всего 2 ХТ-26, один ХТ-133 и 4-6 Т-26 в т.ч. один или два радийных. (По актам о потери матчасти невозможно однозначно сказать, принадлежали один радийный и один линейный Т-26 взводу управления батальона тяжелых танков или входили в состав огнемётного батальона полка) Кроме того в 67-м тп имелось две САУ СУ-5 (одна весной сдана на рембазу, вторая за неимением экипажа приведена в негодность и оставлена в Грoдеке). На 1 мая в дивизии числилось три СУ-5, одна второй категории и две требующих среднего ремонта, но в составленых 18 июля 1941 в г.Нежин актах о потерях матчасти упомянуты только две СУ-5. Кроме них в 67-м тп была и другая нештатная матчасть, а именно четыре плавающих малых танка Т-37. Они также были оставлены в Грoдеке из-за отсутствия экипажей (по другим данным в ожидании ремонта). В мае танковые полки дивизии получили по 10 танкеток Т-27, на которых с целью экономии моточасов боевой техники проводилось тактическое обучение личного состава батальонов тяжелых танков. Все T-27 34-й тд были оставлены в пунктах постоянной дислокации со вторым эшелоном дивизии и при отступлении приведены в негодность.
Танкетка Т-27 оставленная в парке 67-го тп в Грoдеке Ягеллонском. На заднем плане Т-35.
На основе актов о потере матчасти, составленных в Нежине 18.7.1941, бронетехника 34-й тд на 22 июня 1941 распределялась следующим образом. 67тп: 8 КВ-1 (все с пушкой Ф-32), 17 Т-35 (еще три Т-35 находились в Харькове на заводе, куда были отправлены для прохождения капремонта), 106 Т-26 (из них 37 радийных и 4 двухбашенных), 2 ХТ-26, 1 ХТ-133, 2 СУ-5, 4 Т-37, 10 Т-27, 4 БА-10,1 ФАИ. Из их числа два Т-26 и одна Су-5 были в марте и мае сданы на рембазы во Львове и Киеве (Дарница), т.е фактически утром 22 июня в полку было 104 Т-26, включая неисправные машины. Полковая принадлежность не указанных в актах шести Т-26 которые были отправлены для прохождения капремонта до мая 1941 неизвестна, но судя по количеству техники в полках вероятно это были машины 67-го тп. 68тп: 31 Т-35, 116 Т-26 (40 радийных, 6 двухбашенных),19 ХТ-26, 1 ХТ-130, 7 ХТ-133, 1 Т-26 тягач, 10 T-27, 2 БА-10, 6 БА-20. 34орб: 19 БТ-7, 7 БА-10, 2 БА-20, 2 ФАИ 34обс: 7 БТ-7, 2 БА-10, 6 БА-20, 4 ФАИ Количество танков в дивизии было близким к штатному. Гораздо более существенным был некомплект артиллерии и автотранспорта. На 22 июня в дивизии было по 8 (вместо положенных двенадцати) 152-мм и 122-мм гаубиц в 34-м гап, 4 37мм зенитные пушки 61-К в отдельном зенитно-артиллерийском дивизионе (вместо штатных 12) и 4 76мм полковых пушки в 34-м мсп. Причем в 34-м гап тракторов не хватало даже для буксировки имеющейся в наличии артиллерии, из 39 штатных СТЗ-5 имелось всего 14. Вместо положеных по штату 42 грузовиков ГАЗ-АА в полку было 16, трехтонками ЗИС-5 полк укомплектован на 20% (22 вместо 105 штатных), цистерн не было ни одной (по штату 12), не было зенитно пулеметных установок ГАЗ со счетверенными "максимами" (штат - 6), из четырёх полагавшихся подвижных мастерских в наличии была одна. Вместо пяти машин с рацией 5АК одна. В 67-м тп на 22 июня вместо 106 положенных по штату грузовиков имелось в наличии 56 (22 ГАЗ АА и 34 ЗИС-5), 12 бензозаправщиков (по штату полагалось 16), вместо 5 водомаслозаправщиков - 2, 3 санитарных автобуса (по штату - 5) и 2 штабных вместо четырёx. По штату полагалось иметь 7 передвижных радиостанций 5АК на базе грузовика ГАЗ ААА, в наличии была лишь одна. Ремонтных мастерских типа А в полку было всего 3 (по штату полагалось 9), а вместо положенных четырех мастерских типа Б - всего одна. К тому же часть имевшегося автотранспорта была неисправна. Ненамного лучше обстояло дело и в 68-м тп, где имелось 72 грузовых автомашины (32 ГАЗ АА, 36 ЗИС-5 и четыре полугусеничных вездехода) 9 из которых были неисправны, 5 санитарных автобусов, 3 передвижных радиостанции, 15 бензовозов (в т.ч. 4 неисправных) и 3 водомаслозаправщика, 5 санитарных и один штабной автобусы, три ремонтных летучки типа А и две типа Б. Хуже всего обстояло с обеспечением ремонтными средствами. Танковые полки по состоянию на 1 мая не имели ремонтных средств и запчастей ни для текущего ремонта техники, ни в виде НЗ. Oстальные части дивизии были обеспечены ремонтыми средствами на 30%, причем 25% из имевшихся в наличии 15 автомастерских типа А на базе ГАЗ-АА или ГАЗ ААА (одна требовала среднего ремонта) и 6 ремонтных летучек типа Б на базе ЗИС-5 не были укомплектованы инструментами. Врядли ситуация, особенно с запчастями для составлявших основу танкового парка дивизии Т-26, существенно улучшилась к началу войны. Имевшиеся в Грoдеке и Судовой Вишне деревянные парки для легких танков были непригодны для размещения тяжелых КВ и Т-35.
Неисправный радийный Т-26 из состава 67-го тп оставленный 22 июня в Грoдеке Ягеллонском в ожидании капремонта.
Тот же танк весной 1944, незадолго до освобождения Гродека частями Красной Армии.
По штату танковой дивизии полагалась 121 бензоцистерна на базе ЗИС-5, 17 бензозаправщиков ЗИС-6 и 23 водомаслозаправщика на базе ЗИС-6. На 1.5.1941 в 34-й тд имелось 19 бензоцистерн ЗИС-5 (16 исправных), 22 бензозаправщика ЗИС-6 (18) и 6 ЗИС-6 ВМЗ (5 исправных). Учитывая острую нехватку бензоцистерн и заправщиков в РККА в целом, усугубленную начатым в марте 1941 одновременным формированием десятков танковых и моторизованных дивизий "третьей волны" мехкорпусов, маловероятно, что ситуация в 34-й тд значительно улучшилась за оставшиеся до начала войны семь недель. Вместо 1138 штатных грузовых автомобилей в дивизии на 1 мая 1941 числилось 414, из которых 57 требовали среднего или капитального ремонта. Всего на 1 мая в 34-й тд с учетом требовавших ремонта было 532 автомашины из 1360 полагавшихся по штату. В мае-июне дивизия получила некоторое количество автотранспорта, но даже с учетом поступлений обеспеченность автотранспортом незначительно превышала 50% от штата. Не лучше обстояло с укомплектованностью мотоциклами (на 1.05.1941 вместо 387 штатных в наличии всего 47 из которых 27 нуждаются в ремонте, а 10 уже отправлены на рембазу ), тракторами, тарой под горючее, радиостанциями и многим другим, необходимым для нормального функционирования дивизии.
Малый плавающий танк Т-37А и пятибашенный Т-35 оставленные в парке 67-го тп в Гродеке Ягеллонском.
В то время как некомплект начсостава и младшего начсостава в дивизии на 22.6.1941 составлял 45-50 % от штатной потребности, рядовым составом дивизия была укомплектована сверх штата. Данные о распределении рядовых по годам службы отсустствуют, но в формировавшихся одновременно с 34-й 32-й и 37-й танковых дивизиях на 1 июня было 6270 и 6329 рядовых первого года службы (т.е. 85-86% от штатной потребности в 7323 человека). Скорее всего и в 34-й тд их было не меньше 75-80% от общего количества. В танковых полках процент старослужащих был повыше, но и там хватало неопытных новобранцев. Так, например, согласно датированной 3.06.41 докладной записки командира 68-го тп подполковника Смирнова более 75% башенных стрелков составляли красноармейцы майского призыва еще совершенно не подготовленные к действиям в составе экипажа и боевой работе в танке. В связи с тем, что в формируемые с марта 1941 танковые и моторизованные дивизии поступило большое количество красноармейцев призыва апреля-мая 1941-го года, управлением боевой подготовки автобронетанковых войск РККА в мае было дано указание о прохождении ими учебной программы в сокращенные сроки. Подготовку одиночного бойца и экипажа предписывалось завершить к исходу 30 июня, с 1 июля приступали к сколачивание взводов, август отводился на подготовку действий в составе роты, а к 1 октября предписывалось завершить учебные мероприятия по действиям в составе батальона. Таким образом, даже при интенсивных учебных занятиях, танковые части 34-й тд к началу войны не успели завершить сколачивание примерно 70-75% танковых экипажей. В дивизии был некомплект не только автотранспорта, но и шоферов. Так, например, во время проводившейся 3 июня учебной тревоги из-за нехватки шоферов в автотранспортном батальоне 68-го тп обслуживание полка проводилось всего 30-ю автомашинами, а всего из имевшихся 153 колёсных машин в район сбора вышли 95. В целом можно сказать, что действительно более-менее боеспособными частями в 34-й тд были танковые полки, 34-й обс и 34-й орб.
Двухбашенные Т-26 оставленные в парке 67-го тп в Гродеке Ягеллонском.
Неисправный Т-35 оставленный в парке 68-го тп в Судовой Вишне