Очередной отрывок из книги об Иване Леонидове:
![](http://i744.photobucket.com/albums/xx89/onisifora/lock/1-1.jpg)
Из архитекторов-конструктивистов Леонидов одним из первых стал экспериментировать с суперграфикой. Его очень привлекало контрастное взаимодействие двух художественных систем - суперграфической и архитектонической. Впервые сознательно Леонидов использовал абстрактно-живописную суперграфику на завершении зрительного зала в комплексе Наркомтяжпрома. Леонидова заинтересовали художественные потенции взаимодействия криволинейной поверхности второго порядка с автономной беспредметной живописной композицией. Он не ограничился чертежами проекта, а создал на ту же тему деревянную вазу, чтобы на реальном объеме проверить заинтересовавшие его формальные потенции взаимодействия двух художественных систем. Его вообще как художника очень интересовали формальные потенции такого контрастного сопоставления двух систем в одной художественной композиции.
Леонидов с большим интересом, как художник, рассматривал в годы войны маскировочные росписи на домах в Центре Москвы (и сам участвовал в этой работе). Тогда на фасадах зданий (чтобы сбить с толку немецких летчиков, бомбивших столицу) рисовали дома, улицы, деревья. Леонидов, оценивая эту маскировочную живопись, говорил: хорошо, что живопись эта композиционно самостоятельна и не подчиняется архитектуре (так же, как и роспись в православных храмах).
Вот бы посмотреть на эти росписи! Невероятно интересно! Но в сети не нашла, к сожалению, ни одной фотографии... Зато вот вспомнился этот
прелюбопытнейший пост.
Самое интригующее и парадоксальное в этом художественном приеме то, что у каждой взаимодействующей системы - цвето-декоративной и архитектонической - сохраняется своя логика. Зритель неосознанно старается сблизить эти две системы, преодолеть внутреннее напряжение, свойственное таким вещам, и это делает общее восприятие более острым.