"Pussy Riot" vs. "Витрувианский человек"

Feb 21, 2018 15:33

Статейка старая... Но базы постепенно чистятся, и чтобы не пропало для цитирования - вставлю в журнал.
-------------------


Всё никак не мог написать этот текст - в том числе и потому, что знаю: он не будет адекватно воспринят теми, кто склонен занимать позицию «за Pussy Riot».

Это вполне объективный феномен нашего сознания: люди не обращают внимания на сообщения, которые не совпадают с их базовыми убеждениями. Но говорить надо, тем более, что и неправильный, ошибочный подход тех кого возмущает выходка бесноватых девиц и развернувшаяся компания в их оправдание, приводят только к ещё большему нагромождению глупости и фарса. Вот что пишет Виталий Третьяков по поводу этой ситуации:

«Весь процесс над Пусси (причем с обеих сторон) я считаю фарсом. Не потому, что одна сторона права (неважно, какая), а другая нет и неправая сторона изгаляется и измывается над правой.

А потому, что вся современная юстиция всё больше и больше превращается в фарс. Там, где и так всякому нормальному человеку всё ясно - хам есть хам, хулиган есть хулиган, спекулянт (политический) есть спекулянт - современная юстиция требует доказательства (да еще документального) того, что не доказывать нужно, а просто называть своими именами.

Разве в обыденной жизни нам нужны суды, экспертизы, прокуроры и адвокаты, чтобы отличить хама от приличного человека? Нет, не нужны. Мы и так легко их различаем.

А вот современная юстиция, всё дальше и дальше уходя от здравого смысла и человеческой морали, всего этого требует. И не назови хама хамом до вердикта бессмысленно и бесконечно тянущегося процесса.

Как наказать хама (хулигана и пр.) - другой вопрос. Тут, конечно, бывают нужны и кодексы, и законы, и суды.

Но обсуждать в суде (да ещё лишь в предположительной форме) является ли хамский поступок хамским - это точно за пределами здравого смысла, а значит - и естественной человеческой нормы. И именно за теми пределами, которые позволяют реальным хамам быть юридически хамами не признанными.

Ну а что дальше? Естественно, полная безнаказанность. Басманное (политическое, если оно таковым является) не правосудие.

Но правосудие за рамками здравого смысла (а именно в таком, судя по всему, мы, вместе с остальным «цивилизованным миром», уже живём) есть уже нечто извращенно-зловещее, угрожающее морали, которая всё-таки должна быть выше закона) как таковой.»

Как и почему это работает

Особенность нашего сознания заключается в том, что мы мыслим Знаками и воспринимаем Мир с их помощью. Слабое место такой особенности: всё, что не означено, что не является Знаком - для нас как бы и не существует. То есть мы видим, слышим, чувствуем это, сознание это регистрирует, но не останавливается на нём - не замечает его. Таким образом, для нас весь Мир - это знаки. Но знаки - категория условная. Это некая договорённость, основанная на соглашении. Поскольку, договорённости зависят от конъюнктурных ожиданий, знаки со временем могут сильно менять своё значение. Таким образом, картина реальности, которую мы искренне считаем объективной, на самом деле весьма и весьма изменчива и зависит от того, что мы в данный момент времени считаем правильным. (Например: Воображаемые географии - понятие, введённое Эдвардом Саидом, главным образом в его книге Ориентализм. Термин воображаемый означает не «фиктивный» или «сфабрикованный», но «воспринимаемый». Он относится к восприятию пространства, порождённому определёнными текстами, изображениями и дискурсами. Воображаемые географии могут рассматриваться как форма социального конструктивизма наряду с «Воображаемыми сообществами» Бенедикта Андерсона. Материал из Википедии.)

Другой особенностью нашего сознания является то, что мы познаём окружающий Мир в форме развивающегося сюжета. Отсюда берут своё начало логика, идея Единобожия и детерминизм. Познавая окружающий Мир в виде развивающегося сюжета, мы закрепляем своё понимание с помощью знаков в виде формул. В материалистическом поле это научные формулы, сформулированные научным языком; в идеалистическом - это художественные и философские концепции, сформулированные художественным или философским языком, соответственно. Будучи воплощёнными, такие формулы (или концепции) обретают форму императива, закона. (Например: Воображаемые сообщества - концепция в рамках теории нации, разработанная Бенедиктом Андерсоном в одноимённой книге, в которой тот рассматривает нацию как социально сконструированное сообщество, воображённое людьми, воспринимающими себя как его часть. Первое издание книги Андерсона «Воображаемые сообщества» было выпущено в 1983 году. Второе издание - в 1991 году. На русский язык работа была переведена в 2001 году. Материал из Википедии.)

Понимание знаковости для формирования картинки объективной реальности нашло отражение в теории социального конструирования реальности.

Я уже говорил как-то, но повторю ещё раз: в это не надо верить - это надо усвоить и попытаться осмыслить.

Ритуальность перформанса Pussy Riot

Ритуал - это некоторая процедура, связанная с символическим смыслом.

Во всей этой, тянущейся с омерзительным смакованием истории, есть несколько моментов, которые, будучи вполне доступными для всеобщего внимания, остаются так называемой фигурой умолчания.

Перво-наперво, это нарочитая ритуальность действа, которая была тщательно и глубоко срежиссирована, а теперь выпала из контекста обсуждения. Отдельно замечу, что и драматургия символического сюжета, и глубина самих символов никак не стыкуются с уровнем исполнителей - напрашивается вывод об оставшемся в тени кукловоде. Если сравнить нынешнюю - юридически и политкорректно отредактированную трактовку этой акции, с трактовкой, данной самими участницами в интервью РСН несколько дней спустя (накануне ареста) - когда ещё не было необходимости в такой редакции, то можно увидеть, что именно ритуально-символическая часть оказалась опущенной в умолчание. Цитирую то, что сейчас не упоминается:

«УЧАСТНИЦА ГРУППЫ: Нам кажется, что религии не должны стоять на одном месте и должны двигаться вместе со временем, то есть быть прогрессивными. Так происходит во всем мире. В каждой религии есть определенное прогрессивное направление. Например, есть течение прогрессивного ислама, также признаются права ЛГБТ, права женщин. Также мы хотим, чтобы это было в православии. Нам обидно, что эта религия сейчас является одной из самых консервативных и держится за какие-то правила, которые были приняты очень давно.

УЧАСТНИЦА ГРУППЫ: Внутри нас ведутся постоянно какие-то дискуссии, внутри нашей группы, с какими-то людьми, которые разделяют наши взгляды, которые близки нам по взглядам. Например, почему женщина никогда не может стать священником? Или почему женщину не пускают на тот же алтарь, куда мы пришли? Мы пришли туда неслучайно, мы пришли туда, потому что это не место для женщины. Это было феминистское высказывание. Это, по меньшей мере, странно. Очень давно, когда еще экономические особенности заставляли женщину оставаться дома с младенцем, быть всегда второстепенной, сложилась та ситуация, что женщина не может быть священником. К сожалению, это сохраняется до сих пор. Нам это не нравится. Нам кажется это неприемлемым в современной культуре.»

image Click to view



Как видим, акция не совсем попадает под характеристику художественного перформанса. Давайте оценим, что содержится в нынешнем умолчании:

1. Акция Pussy Riot носила ритуальный характер.
2. Целью акции было осуществить некий ритуал, содержащий некое послание и систему знаков, его закрепляющую.

Как можно судить из телефонного интервью, группа позиционировала себя как ультра-феминисток. Их особенностью является скрытое богоборчество, сублимированное в мужененавистничество. Они сами дали понять, что их феминизм распространяется в религиозную сферу - то есть, на самом деле, это атеистическое отрицание Бога, как мужского, творческого начала вселенной: атеисты уверенны, что вселенная возникла «из ничего» - тем самым отрицая известный детерминистский принцип De (ex) nihilo nihil - ничто не возникает из ничего - философский прародитель законов сохранения.

Взойдя на амвон, они обратились не к Богу, но к пастве - то есть это была не молитва, как нынче принято считать, а проповедь. Единственным внятным «текстом» этой проповеди было «Срань господня». То есть никакой молитвы, ни обращения к Богородице, ни упоминания Патриарха и Президента не было - месседж, послание заключалось именно в транслировании богохульства взамен благодати.

Немного истории



«Витрувианский человек» - общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492 г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что ещё раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо.

Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, то есть был убеждён, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Википедия замечает: Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

Также следует вспомнить понятие Ренессансный гуманизм.

То есть «Витрувианский человек» - это художественная формула, выражающая понимание человека, его места в Мире и взаимосвязь законов Мироздания с человеческой сутью. Эта формула, подобно эйнштейновскому соотношению, задаёт ВСЕ современные законы общества. В том числе юридические.

Связь законов и морали

Вот что рассказывает об этой связи нынешний глава Конституционного суда РФ Валерий Зорькин:

«... начиная с раннего Средневековья, основой и источником права являлся синтез глубоко укорененной в обществе системы религиозных моральных норм - и всеобъемлющего обоснования этой системы норм в религиозной этике.

Именно обеспечению этого синтеза были посвящены изыскания отцов церкви, начиная с Иоанна Златоуста, Блаженного Августина, Фомы Аквината, и далее множества их последователей в католицизме, протестантизме, православии.

Произошедшая в XIX веке, начиная с кодекса Наполеона, формальная секуляризация правовых систем - в своём фундаменте, как блестяще показал, например, Макс Вебер, имела всё ту же совокупность массовых моральных норм. Включавшую как индивидуальные «санкции совести», так и социальные «санкции общества» за их нарушение. И лишь затем и на этой основе - законодательные санкции сильного и эффективного государства, которые и моральный индивид, и моральное общество признавали справедливыми.»

А вот что о ситуации с Pussy Riot сказал Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино» на «Эхе Москвы»:

«Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, давайте тогда в оставшиеся до перерыва полторы минуты еще пару слов по поводу реакции людей искусства на процесс над Pussy Riot. Тут музыканты просто вдрызг, по-моему, готовы все разругаться - одни за, другие против. Почему так?

Д. ДОНДУРЕЙ: Ну, вы знаете, что люди культуры, конечно же, всегда наиболее нервные такие, сумасшедшие. Ну, гении вообще все сумасшедшие. И талантливые тоже люди, потому что они-то люди с другой, очень тонкой психикой, считывающей больше контекстов. Что, в сущности, такое искусство? Это предупреждение будущим, это моделирование будущего. Поэтому эти люди переживают это остро. Они, видимо, осознают или нет, предчувствуют те гигантские сломы, которые стоят за этим, по сути, по самому содержанию ерундовым процессом. За ним стоят какие-то невероятные тектонические сдвиги, как называется здесь одна из передач, свидетелями которых мы сейчас являемся, то есть начинаем наблюдать. То есть они вот-вот начнутся, уже начались. Гигантские связанные вообще с существованием российской системы жизни. И художники, предчувствуя то, что речь идёт не о трёх девочках, а о том, что за этим стоит, связанное с будущим страны, они это переживают и каким-то яростным образом реагируют.»

Смысл ритуала Pussy Riot

Сложите сами один плюс один. Всё лежит на поверхности. Дело не в хулиганстве и даже не в кощунстве, хотя именно эти обвинения предъявлены формально. Целью этого сатанинского ритуала было закрепить новые моральные нормы (точнее их отсутствие) и новое понимание места человека - как бездушной вещи. О том, что это значит на практике - отдельный разговор.

Мой вывод. Либерализм, начав с отрицания души как предрассудка, в нынешней своей реинкарнации - неолиберализме дошёл до окончательного отказа от гуманистических принципов. Поэтому неслучайна общая интеллектуальная деградация, неслучайна реформа образования - идёт отмена принципов и Ренессанса, и Просвещения. Но, как я уже пояснял, новые принципы не могут быть просто сформулированы - необходимо их ритуальное закрепление: во-первых это соответствует культурному мифу новых сатанистов, а во-вторых - закрепит эти принципы и как знак, и как модель поведения.

А чтобы у вас не было каких-либо сомнений в напрашивающемся выводе, я опять процитирую главу Конституционного Суда Валерия Зорькина:

«... никакая - даже самая глубоко и изощренно разработанная и формально совершенная - правовая система не будет полноценно действовать, если она лишена фундамента в виде нравственного общества.

Мы переживаем особый момент в нашей истории. Момент, когда прерывание необходимой модернизации [законодательства] может превратиться не в очередной эксцесс, что уже немало, а в окончательную катастрофу народа и государства».

UPD. «Если человек правильный, то и мир будет правильный»

Сурковщина, людоеды, русофобия, идеология, Чёрное Солнце, "Песни Онира", фашизм

Previous post Next post
Up