Вкратце
здесь, например:
Если мы заглянем в откровения Иезекииля 16:49-50, то увидим, как Бог ясно объясняет, почему решил разрушить Содом: «То был грех сестры твоей: она и её дочери были высокомерны, жадны и беззаботны, не помогали бедным и нуждающимся. Они были надменными и творили мерзости пред лицом Моим. Потому Содом был разрушен».
«Мерзости» могли включать в себя интимную связь между мужчиной и мужчиной, но прямого упоминания о гомосексуализме в тексте всё же нет - там говорится о ненависти амбициозных богатых людей. Если посмотреть на главу Иеремии 23:14, то текст наводит на мысль о том, что «мерзости» - это прелюбодеяния. В текстах Амоса 4:1-11 ещё раз упоминается, что грех состоял в стремлении быть богатым и отказе в помощи бедным и нуждающимся.
Теперь подробности, не вошедшие в Библию. Конкретно православных источников насчёт поподробнее у меня нет. Но знаю, что цитируемое ниже в Православии также известно. Источник - мидраши.
Мидра́ш (
ивр. מִדְרָשׁ, букв. изучение, толкование) - раздел
Устной Торы, которая входит в
еврейскую традицию наряду с
Торой Письменной и включает в себя толкование и разработку коренных положений еврейского учения, содержащегося в Письменной Торе. Различают
агадический и
галахический мидраши.
Формулировка Е. Витковского: «пропущенное в священных книгах место».
-----------------------------
Содом находился в цветущем состоянии, и это сделалось причиною гордыни и порочности жителей его.
- Мы, - говорили они, - живем в покое и изобилии, - хлеб идет из Содома, отсюда же вывозятся серебро, золото, драгоценные камни и жемчуг. Для чего нам пускать сюда странников, от которых один только убыток? Воспретим же посторонним вступать в пределы нашего города.
Четверо судей было в Содоме: Шакрой, Шакрурай, Зайфой и Мацлидин (Шакрой и Шакрурай - от слова «шекер», т. е. ложь; Зайфой - от «зайфон»: подделыватель; Мацлидин - извращающий правосудие). Этими судьями были установлены такие правила:
Кто имеет вола, обязан пасти общественное стадо один день, а кто никакого скота не имеет, - два дня.
Был там некий бедняк, сын вдовы; заставили его пасти стадо. Встал этот пастух и убил весь скот, а жителям заявил так: «Тот, у кого была скотина, получает кожу одного животного, а тот, кто скотины не имел, получает две кожи. Это будет вполне последовательно по вашим законам».
Далее:
Если кто отрежет ухо у чужого осла, животное поступает в полное его распоряжение до тех пор, пока не отрастет отрезанное ухо.
Если кто нанесет другому увечье, пострадавший вносит ему плату как за кровопускание.
Кто пройдет через мост, уплачивает четыре зуза (серебряная монета), а кто переберется вброд, - восемь зуз.
Попал туда однажды человек, по ремеслу шерстобит. Потребовали с него четыре зуза мостовой платы.
- Но ведь я мост не переходил, - возражал он, - а перешел вброд.
- Тогда уплати восемь зуз.
Тот не согласился. Избили его. Пошел он с жалобой в суд; а там его присудили к уплате восьми зуз за переправу через брод, и отдельно за то, что ему кровь отворили.
Был случай с Елезаром, слугою Авраама. Его избили, а когда он пришел жаловаться, судья постановил взыскать с него за кровопускание. Поднял Елезар камень и, изувечив судью, заявил:
- Следуемое мне от тебя заплати моему истцу, а мои деньги при мне останутся.
Завернул в Содом на ночлег некий странник. На осле его навьючен был, перевязанный шнуром, дорогой, разноцветного узора ковер. Странника встретил один содомлянин и любезно пригласил его на ночлег. В продолжение двух дней не отпускал его гостеприимный хозяин. Когда же странник собрался наконец в дорогу и спросил у хозяина ковер со шнуром, тот прикинулся непонимающим, о чем ему говорят:
- Ковер? Какой ковер?.. Ага, понимаю: тебе приснился ковер… Разноцветный, говоришь ты? И еще шнур приснился тебе? Это, милый человек, сон хороший, к добру тебе: шнур, который ты видел во сне, предвещает тебе долгую жизнь, а ковер разноцветный означает, что ты приобретешь прекрасный сад со всевозможными плодовыми деревьями. Вот, друг мой, что означает сон твой.
- Какой там сон! - запротестовал странник. - Не во сне, а наяву я сдал тебе на хранение ковер со шнуром и требую, чтоб ты мне их возвратил.
Отправились к судье. А судья, выслушав обоих, заявил страннику:
- Сей почтенный гражданин, оказавший тебе столь радушный прием, издавна известен у нас как превосходный толкователь снов, и за то, что он так хорошо истолковал твой сон о ковре и шнуре, ты должен уплатить ему четыре серебреника, - это по таксе, и сверх того за все, что съедено и выпито тобою в эти два дня.
Стояла у них кровать, на которой укладывали спать странников. Если человек оказывался ростом длиннее кровати, ему обрубали ноги; если короче - у него вытягивали члены.
Если попадал туда нищий, хлеба ему не подавали, а каждый давал по монете, на которой надписывал свое имя, и бедняк в конце концов умирал голодной смертью. Тогда каждый брал свою монету обратно.
Была там одна девушка, которая принесла тайком, спрятанным в кувшине, кусок хлеба для нищего. Прошло три дня, а нищий был еще жив. Узнав о поступке девушки, содомляне вымазали тело ее медом и, поставив девушку на верху городской стены, выпустили на нее рой пчел. Девушка в страшных мучениях скончалась.
Был еще такой случай.
Встретились у колодца две девушки. Одна из них имела вид крайне изможденный и с трудом держалась на ногах. На вопрос подруги: что с нею, она рассказала, что в доме у них все припасы истощились, и семью ждет голодная смерть. Другая, желая помочь несчастным, сходила домой и, наполнив свой кувшин мукою, тайком поменялась с подругою кувшинами. Но это открылось, и «преступницу» предали сожжению.
И Господь сказал: «Теперь, если бы Я и хотел промолчать, голос этой мученицы властно требует от меня ответа».
(Санг., 108-109; Сеф. Гаиаш, Бер.-Р., 49)
------------------------------------
"Содомское пятиградие" сейчас Самый великий фильм всех времён и народов, лучше которого снять невозможно в принципе (можно только приблизиться) - "Огни большого города" заканчивается простым диалогом:
- You can see now?
- Yes, I can see now.
Click to view