Перво-наперво: я не юрист. Просто немножко наблатыкался в юриспруденции больше 10 лет тому назад. Знаний хватает, чтобы понимать, но для квалифицированного экспертного мнения - ни в коем случае. Поэтому - только контурно.
В общих чертах: в целом мы (участники сначала Сопротивления, а после и Ополчения) всё делали правильно. Т.е. само ощущение вектора законности у нас было верным. Более того: именно Сопротивление и Ополчение, а также власти республик ДНР и ЛНР - единственно законная власть на Украине, сохранившая преемственность с властью ДО государственного переворота и стоящая на позициях сохранения законного конституционного строя Республики Украина.
А что именно мы делали?
Сначала (после факта случившегося государственного переворота, бегства Президента и предательского бездействия региональных элит) мы стали выходить на митинги. Просто на митинги.
Потом мы стали формулировать свои требования к местным властям (о защитет конституционного строя от узурпаторов, совершивших государственный переворот) и формировать отряды городской самообороны.
Затем - период выжидания реакции местных властей на законно выраженные требования народа Украины, принятые в ходе митингов и переданые в местные органы законодательной и исполнительной власти.
Поскольку наши требования были проигнорированы и местные власти встали либо в открытую на сторону узурпаторов, либо в позицию потакания их власти - взятие под контроль местных администраций и формирование параллельных структур власти. С целью либо контроля действий местной власти, либо временного перехвата управления с целью переизбрания местной власти для очищения от соучастников государственного переворота.
Затем - Референдум о независимости.
После него (и на его основе) - Декларация о независимости. На её основе Конституция. И далее - по списку. С формированием местных органов законодательной и исполнительной власти на новых правовых принципах.
Вообще-то - схема стандартная. И ничего экстремистского в ней нет.
Теперь конкретнее по правовому полю. Перво-наперво
"Право на самоопределение" - чтобы понимать международно признанный правовой контекст, в котором мы действуем.
Важная оговорка. Современное право формируется из трёх источников: "Римское" (классическое) право, международное право и "обычное" право ("правовой обычай"). т.е. часть законов - это кодифицированные обычаи и традиции, часть - устоявшееся классическое право (ведущее свои традиции от римского права, кодифицированного в стройную систему в результате масштабной реформы Юстиниана) и часть - современные правовые нормы, закреплённые международными соглашениями.
Статья на Вике о
"праве народов на самоопределение" - вполне неплоха. Там же можно найти ссылки на конкретные международные соглашения (их немало), конкретизирующие это право, а также соотношения этого принципа с принципами нерушимости государственных границ и территориальной целостности государства.
Вкратце современный подход таков. Принципы нерушимости государственных границ и территориальной целостности государства превалируют над принципом права народов на самоопределение, но государства принимают на себя обязательство соблюдать этот принцип - в рамках внутренних отношений. Таким образом, если какое либо государство не соблюдает право народов на самоопределение - то принципы нерушимости государственных границ и территориальной целостности теряют своё значение.
Т.е. любые социальные группы имеют право добиваться самоопределения тем или иным способом в рамках внутреннего законодательства, которое, в свою очередь, соответствует общепринятым международным нормам.
Теперь самое время перейти к законодательству Украины.
Продолжение следует.