Введение в практику 4 пути. Часть 1.

Mar 04, 2010 14:04


В последнее время пытаюсь понять что же такое Четвёртый Путь, к тому же как минимум 1 раз уже интересовались что такое этот самый Четвёртый Путь, а тут мне по случаю попалась хорошая статейка на эту тему, она достаточно длинная, по этому я решил её несколько переработать. Собственно говоря:

Введение
Мы хотим понимать, как устроен мир, и найти своё место в нем. Мы порой задаёмся вопросами: почему мир такой, а не другой; почему мы такие; в чем смысл жизни как явления; в чем смысл конкретно нашей жизни.
Чтобы ответить на все эти вопросы надо, прежде всего, понять и настроить себя, сделаться адекватным, и только потом браться за проблемы познания всего остального. В противном случае плохо настроенная психика человека будет воспринимать окружающий его мир неадекватно, что приведёт к неверным результатам.
Из понимания этого возникает идея саморазвития и самосовершенствования. Обычно для этого существуют школы, в которых люди с помощью соответствующих упражнений могут развить свои способности.

1. Три пути
По Гурджиеву (Гурджиев, Георгий Иванович, сайт http://gurdjieff.ru/), издревле существует 3 направления школ или Путей, в зависимости от того, на какие аспекты работы там делается упор.
В Гурджиевской традиции их условно принято называть: путь факира, путь монаха и путь йогина. Мы говорим «условно», потому что в ней эти слова применяются в ином значении, чем мы привыкли. Прошу это учитывать в дальнейшем.
1.1 Путь «факира»
Школы воли или школы «Факирийского» типа (Путь 1) основаны на обучении путем подражания учителю.
Обучение такого рода требует сильной воли от ученика, большого количества усилий и очень много времени. Факир стремится к приобретению власти над телом. Это достигается посредством преодоления сильных физических страданий. Несмотря на получения такой власти, другие функции как, например, эмоции и интеллект, оказываются мало развиты.
1.2 Путь «монаха»
Школы веры или школы «Монашеского» типа (Путь 2) основаны на религиозном чувстве, часто называемом «верой».
Вера «монаха» способна выработать волю, властвующую над эмоциями и, как следствие, над телом. Интеллектуальные способности «монаха» остаются при этом за рамками основной работы. Поэтому на данном пути легко заблудиться и впасть в догматизм и фанатизм.
1.3 Путь «йога»
Школы знания или школы «Йогического» типа (Путь 3) дают знание о «конечной» цели и, таким образом, помогают выработать правильное направление работы.
Для человека, идущего по этому пути, характерна жажда познания окружающего мира и жизни. Он хочет понять, откуда он пришел и куда он идет. Основная линия работы «йогов» опирается на накопление интеллектуального знания и интеллектуальную деятельность. Однако, порой им не хватает качеств «факиров» и «монахов», чтобы добиться своей цели.
1.4 Проблемы города
На всех трёх путях обучение возможно только при условии изоляции от влияния цивилизации. Однако в городе мало мест, где можно уединиться от постоянного мирского влияния. Все, что может себе позволить городской человек - это один месяц в году отдохнуть от бытовых проблем. Но даже в этом случае, после возвращения из отпуска, состояние свежести и ясности исчезает через одну-две недели.
Изрядная доля этого разрушительного влияния остаётся за СМИ, рекламой и принятыми в обществе стилем работы и уровнем общения.
Кроме этого, важно понимать, что люди постоянно общаются друг с другом на бессознательном уровне (иногда это называют телепатией). Мысли, чувства, ощущения другого человека могут передаваться как при обращении на него внимания, так и просто при пребывании с ним рядом. Таким образом, никогда нельзя провести чёткую границу между своими мыслями/чувствами, и мыслями/чувствами других людей (лично для меня данное утверждение важно, и из него следует необходимость развития критического мышления, для отличения того что является реальностью, от того что является иллюзией). Или иначе, мы полагаем, что некоторая мысль или желание наше, а на самом деле просто рядом находится человек, в котором эта мысли или это желание в данный момент проявлены очень ярко.
1.5 Путь «горожанина»
Так как главенствующие мысли/чувства/переживания в современном обществе очень далеки от духовности, то одному человеку почти невозможно сконцентрироваться на саморазвитии. Мир постоянно будет оттягивать внимание человека на свои «проблемы». Именно для таких условий жизни в городе и «появился» Четвёртый Путь, или «Путь горожанина».
Он отличается от других путей, прежде всего тем, что человек должен начинать работу над собой именно в тех условиях, в которых он находится сейчас. Любые условия, отличные от тех, что созданы жизнью, будут для него искусственными, так как тогда внутренняя работа не сможет затронуть все стороны его бытия. Гурджиев не раз говорил: «можно быть сильным в монастыре, но слабым в жизни».
Основной упор в Четвертом Пути делается на развитие адекватной непредубеждённой самооценки, а так же знание устройства человеческой психики и условий, в которых он живёт.
Главное требование к человеку - это персональное понимание. Книжного знания недостаточно - человек должен получить собственный опыт, реализуя полученную информацию на практике.
Кроме того, Четвёртый Путь предполагает пошаговое развитие всех навыков предыдущих путей. Этой цели служит серия параллельных упражнений физической, эмоциональной и интеллектуальной сферы.

2. Человек - машина
Как и во всех учениях в Четвертом Пути существует ряд постулатов, которые не доказываются, а введены для удобства объяснения.
Первый постулат Четвёртый Путь гласит, что человека (с точки зрения работы с энергией и информацией) можно рассматривать как машину и, как и всякая машина, она может работать правильно, а может - неправильно. Например: давать сбои, делать ошибки, тратить впустую энергию, то есть - быть неэффективной.
2.1 Автоматизм
Одно из явлений, характерное для человека это - автоматизм.
Автоматизм - это работа на старом опыте, полученном очень давно, когда мир, окружающие люди, да и сам человек были другими. Человек отказывается учиться, меняться, адаптироваться под изменяющийся мир. Вместо этого он ведет себя так, как будто вокруг него застывшая неизменность, действует по старым заученным шаблонам, и очень злится и страдает, если сталкивается с давлением изменяющейся среды.
2.1.1 Шаблонное реагирование на себя
Автоматизм включает шаблонное реагирование на себя. Это - неумение трезво оценить, насколько твои знания, способности и опыт применимы к текущей ситуации.
  • Такое может возникнуть, если человек привык считать себя компетентным лишь на том основании, что когда-то он таким был. При этом он может забывать, что был компетентен в совершенно другой области, и что эту область уже исчерпал, а сейчас он вторгается в совершенно новую для себя сферу.
  • Или же наоборот, он привык к мысли, что у него все равно ничего не получится, лишь на том основании, что раньше постоянно терпел поражение. Однако сейчас, попав в область своего таланта, он мог бы раскрыться, если бы взялся за дело. Он же опускает руки, даже не попробовав.
2.1.2 Шаблонное реагирование на других людей и внешние ситуации
Автоматизм включает так же шаблонное реагирование на других людей и внешние ситуации. Например:
  • Однажды узнав человека, мы складываем о нем своё мнение, и больше его не меняем. Человек изменился, а мы этого не видим, и даже отказываемся это видеть.
  • Однажды успешно справившись с проблемой, мы начинаем думать, что этот способ - панацея. В дальнейшем мы пытаемся его применять всегда и везде, невзирая на результаты.
  • Склонность злиться, если не получается, кричать и ругаться - это поведение из возраста 1-3 лет, когда младенец так мог успешно решить свои проблемы (заорал, родители прибежали и все сделали). Уже в школе такое поведение становится неприемлемо.
  • Молодой человек или девушка требуют от избранника поведения родителей, так как привыкли к семейным шаблонам. Однако у избранника в семье были другие привычки.
2.2 Множественность
Следующее явление, характерное для человека это - Множественность или непостоянство. Сегодня мы хотим одного, завтра другого. Наши «хочу», «нравится» и «не нравится» сильно зависят от обстоятельств. Например:
  • Ложась спать, мы собираемся встать пораньше, а утром спросонок отключаем будильник, чтобы не мешал нам досмотреть сон.
  • Сегодня мы полны энергии и «рвемся в бой», чтобы начать заниматься спортом, а завтра уже ищем повода перенести занятия на другой день.
  • Собрались бросить курить, но пришли в компанию, и нас быстро переломали.
  • В ясную погоду мы полны оптимизма, а в пасмурную становимся депрессивными.
  • В семье мы придерживаемся одних взглядов, вкусов и желаний, в кругу друзей - других, а на работе соглашаемся на третьи.
При этом в каждый момент мы глубоко верим, что такое поведение является единственно возможным. Выглядит это так, как будто каждая мысль, каждое настроение, каждое желание, каждое ощущение называют себя: «Я». Таких «Я» тысячи, часто совершенно неизвестных друг другу и несовместимых. Пять минут назад это было одно чувство, сейчас - другое, через несколько мгновений - уже третье - и так до бесконечности. Каждое маленькое «Я» может давать обещания и принимать решения, с которыми придется иметь дело другому «Я».
Те «Я», которые сформированы мнениями окружающих или просто согласны с ними, обычно оказываются намного сильнее, чем те, которые идут ему в пику.
2.2.1 Дом и слуги
Есть очень хорошая восточная аллегория, которая относится к созданию «Я».
Человек сравнивается с домом, полным слуг, без хозяина или управляющего. Слуги делают все, что им нравится, и никто из них не выполняет своей собственной работы. Наоборот, каждый делает чужую, которую он не в состоянии хорошо выполнять. Повар работает в конюшне, кучер - на кухне и т. д. Дом находится в состоянии полного хаоса.
Единственный шанс исправить ситуацию - это некоторому количеству слуг принять решение выбрать одного из них в качестве заместителя управляющего, и сделать так, чтобы он контролировал всех других слуг. Заместитель управляющего может сделать только одну вещь - поставить каждого слугу на то дело, которое тот может по своей природе выполнять.
Когда дело сделано, то появляется возможность для прихода настоящего управляющего, чтобы заменить заместителя, а также, приготовить дом для хозяина.
Мы не знаем, что значит настоящий управляющий, или что значит хозяин, но мы можем принять, что дом, полный слуг, и возможность начать делать работу заместителя управляющего соответствует нашему положению.
Эта аллегория помогает нам понять, как начинается создание постоянного «Я».
2.3 Мы не знаем, что нам надо делать
Из сказанного становится ясно, что человек в том виде, в котором он находится сейчас, не может добиваться никакой духовности, самопознания, самосовершенствования, внутренней работы или счастья. Очень уж от многих факторов зависят его мысли, чувства и действия. Поскольку он не управляет ими сам, то ими управляют внешние обстоятельства. В итоге его поведение становится похожим на флюгер - куда дует в данный момент ветер, туда он и смотрит. Подобное непостоянство приводит к тому, что человек перестаёт отличать хорошее для него от плохого.
Обычная человеческая неадекватность и неспособность отличать позитивное от негативного хорошо проиллюстрирована в суфийской притче «О гнилом яблоке»:
Ученик попросил у суфийского наставника, чтобы тот показал ему, что такое «Просветление». Наставник подал ему гнилое яблоко и сказал, что «Просветление будет похоже на него». Ученик возмутился: «Почему, если Просветление - это самое высокое, с чем может столкнуться человек, то как оно может оказаться похожим на обычное, да ещё и гнилое, яблоко!» На это учитель ему ответил: «Да ты прав, Просветление, действительно, самое высокое, с чем может столкнуться человек. Но если ты, будучи в том состоянии, в котором находишься сейчас, столкнёшься с ним, то воспримешь его как обычную, да ещё к тому же и гнилую, вещь».
Итак, вывод будет таким: «Сперва надо привести в порядок свою машину, и только после этого можно говорить о Боге, Духовности, Самосовершенствовании и т. п.»

Вторая часть стать

4 путь, Статьи, Гурджиев

Previous post Next post
Up