Про речную прогулку

Jun 20, 2012 11:29





Случилось поснимать на водах. А именно - оказался в парусном клубе «Водник», что в подмосковном Долгопрудном. Совершил небольшую прогулку на моторной яхте и маленько поснимал с палубы. Наблюдая за проносящимися мимо меня или еле тащившимися по воде большими и малыми судами, обращал внимание на названия да номера. И фиксировал. Чтобы было кого вывести на чистую воду. И как знал - раскрыл для себя некоторое количество речных тайн и секретов.













Полный размер: 5320x1000



Глядя на эту идиллическую картину в пасмурных тонах, размышлял о вероятности столкновения парохода с паровозом. И был, как оказалось, чрезмерно сдержан в своих фантазиях. Но не стану пока что забегать вперёд.



Быстроходный пассажирский теплоход на подводных крыльях «Ракета» с бортовым номером 191 на самом деле… не совсем она. Та «Ракета»,что носила номер 191, попала в транспортное происшествие 25 августа 2002 года в акватории Химкинского водохранилища: столкнулась с прогулочным «Академиком Якутиным», получила некоторое повреждение корпуса, нарушившее необходимую жесткость. Пассажиры не пострадали, а «Ракета -191» больше на линию не выходила. Теплоход был отбуксирован в затон Новинки, что в Нагатино, а в следующем, 2003-м году, «Ракету-191» списали, вытащили на берег и сделали «донором» запчастей для других московских «Ракет». В 2004 году номер разбитой «Ракеты-191» передали «Ракете-244» ( 1973 г.р, построена на судостроительном заводе «Море» в Феодосии), которая к тому времени несколько лет простояла в холодном отстое. На сайте «Водный транспорт» приводится такая информация: «Если верить работникам ССК, то дело было связано с проблемами в документах. Якобы, документы на Ракету-244 были утеряны, а Ракета-191 только и годилась, что на документы да на запчасти. Для пущей схожести на переднем крыле Ракеты-244 выбили строительный номер Ракеты-191 и наоборот.»

Из тогдашней прессы: «Столкновение двух пассажирских судов, лишь чудом не повлекшее за собой гибель пассажиров, произошло в воскресенье в акватории Химкинского водохранилища. Как сообщили в УВД на воздушном и водном транспорте столицы, в 16.50 теплоход «Ракета-191» столичной судоходной компании возвращался в Московский Северный речной вокзал из рейса в Аксаково. На его борту кроме 12 пассажиров находились еще 3 члена команды. Когда до причала №8 оставались считанные сотни метров, капитан заметил, что наперерез его судну полным ходом идет другой корабль типа «озёрный москвич» - «Академик Якутин».

По правилам, последний должен был пропустить судно, которое идет по основному маршруту, и только потом пересечь ход под прямым углом и двигаться своим рейсом. Чтобы избежать столкновения, капитан «Ракеты-191» отдал команду «стоп машины». Теплоход с подводных крыльев сел на корпус, но по инерции продолжал движение. Включенный тут же задний ход также не помог «Ракете» избежать столкновения. «Академик Якутин», принадлежащий частному владельцу, ударил носовым фальшбортом теплоход в самом центре правого борта. Он прорезал носом корпус салона «Ракеты» так, что там образовалась глубокая трещина длиной 2,5 метра. Удар был столь мощным, что корабль на подводных крыльях отбросило в сторону. К счастью, из людей никто не пострадал.

«Академик Якутин», на борту которого находился 31 пассажир, обошел ее с носа и не останавливаясь пошел прежним курсом. На требования капитана «Ракеты» остановиться коллега с «Академика Якутина» ответил, что он спешит и должен выполнить коммерческий рейс. Позже, видимо, одумавшись, он развернул корабль и подплыл к протараненному кораблю. Но дожидаться речной инспекции, как того требуют правила, «Академик Якутин» не стал и снова пошел прежним курсом в сторону Химок. У Солнечной поляны частный теплоход задержали прибывшие на место происшествия сотрудники милиции. Сейчас по факту аварии проводится расследование».





Дальше проверил данные на недавно, как пишут, отреновированный теплоход «М-272». Его работа - городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния. Сам он 1954 г.р., а история появления таких судов, ставших настоящими «трамваями» на советских реках, такова:

«После окончания Великой Отечественной Войны, СССР взял курс на масштабное восстановление разрушенного хозяйства. Выздоравливающей стране требовалось большое количество грузовиков, локомотивов, грузовых и пассажирских речных и морских судов. На речной транспорт, как на самый дешёвый, возлагались особенные надежды. И не удивительно. Сухопутная инфраструктура местами ещё восстанавливалась, а река уже была готова для транспортировки людей и грузов.

До войны на реках Центральной России работало некоторое количество небольших пассажирских судов, так называемых «речных трамваев». Они принадлежали разнообразным проектам, некоторые из них были построены за границей, надстройка преимущественно была деревянной. Пассажировместимость довоенных «трамвайчиков» редко превышала 50 человек. Многие суда, работавшие на Волге, в ходе боёв были утрачены.

На ялтинской конференции 1945 года были определены формы и размеры репараций, по которым Советскому Союзу полагалась компенсация утраченного имущества. Согласно этим репарациям, в первые послевоенные годы на реки Центральной России из Германии, и стран-союзников фашистского режима прибыли десятки судов различного тоннажа и предназначения. Паровые и дизельные буксиры и баржи, самоходки и катера из Европы обрели новый дом. Среди них оказалось и некоторое количество «речных трамваев». Благодаря высокому качеству изготовления, некоторые из «иностранцев» проработали в советских водах ещё несколько десятилетий.



В 1946 - 1947 гг. по заданию Министерства речного флота СССР, ленинградское ЦТКБ разработало проект двухпалубного пассажирского теплохода для местных линий. Пилотный проект получил обозначение 515, и во многом опирался на облик и компоновку полученных по репарациям судов. Но были и отличия. Главное из них - цельнометаллическая надстройка с аэродинамическими обводами. По результатам пробной эксплуатации, проект 515 был доработан, и получил обозначение 544. В 1948 году на Московском судостроительно-судоремонтном заводе было начато крупносерийное производство теплоходов типа «Москвич» для рек Европейской части РСФСР.



Боковая проекция теплохода «М-74» (того же проекта), обслуживавшего в 1980-х годах пляжную линию в Волгограде

Корпус теплоходов выполнен по поперечной системе набора из листов толщиной 3-4мм, металлическая надстройка полуутоплена в корпус; внутри надстройки в носу и корме расположены мягкие диваны для пассажиров; на палубе надстройки установлены жесткие диваны для пассажиров. Компоновка судна определяется двумя закрытыми пассажирскими салонами, расположенными в нос и в корму от центрального «острова» надстройки. Выше закрытых салонов находятся открытые палубы, что предопределяет преимущественно летнее использование судна. Уровень пола в салонах находится ниже уровня ватерлинии. Оконные рамы выполнены из дерева. Поднимаемое вверх окно скользит по металлическим направляющим и фиксируется в открытом положении специальными подпружиненными шпингалетами. Для увеличения площади остекления салонов, над поднимаемыми прямоугольными окнами в стенки надстройки вмонтированы округлые окна меньшей площади.

Изначально теплоходы проекта 544 не имели навеса над второй открытой палубой, выход из салона на открытую площадку в корме никак не огораживался. В процессе эксплуатации, силами РЭБ портов теплоходы дорабатывали. Над второй открытой палубой сваривался каркас, на который натягивали защитный брезентовый тент. В корме устраивались техническое помещение и гальюн. Часто, для расширения полезного объёма машинного отделения на теплоходах пр.544 сдвигалась перегородка между МО и вторым салоном на одно окно.

В пространстве между обшивкой борта и деревянной отделкой стенок кормового салона, горизонтально проходила выхлопная труба, заканчивавшаяся в корме судна. В результате модернизаций, выхлопные трубы на некоторых судах стали выводить из МО вертикально.

Эксплуатация показала и недостаточную пассивную защиту надстройки в виде жёстких вертикальных отбойников, которые на судах первых серий устраивались только по бортам в районе МО. Позже их наращивали, и устанавливали дополнительные отбойники в корме, а в ряде случаев и в носу. Центральный «остров» надстройки возвышался над машинным отделением. Потолок МО является полом полуоткрытой накопительной площадки, в фальшбортах накопителя устроены двери и швартовые клюзы. Выше машинного отделения, в центре накопительной площадки располагается надстройка, частично занятая МО и ходовой рубкой. Ходовую рубку венчает остеклённый «фонарь» со сдвижными боковыми форточками и откидываемым вперёд и вверх лобовым стеклом. «Фонарь» первых лет выпуска выполняли из древесины, позже вместо древесины стали использовать металл. Источник.

Ну и лёгкий компромат: за отчетный период с 12 по 19 августа 2011 сотрудники Управления государственного морского и речного надзора и территориальных органов Госморречнадзора в целях предупреждения аварийности провели 793 контрольно-надзорных мероприятия. В том числе 5 проверок судовладельческих организаций; 753 осмотра судов; 23 осмотра судоходных путей и 8 предлицензионных проверок; 4 проверки организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения. В результате осмотров и проверок выявлено 545 нарушений. Выдано 219 предписаний. По фактам выявленных нарушений Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, Правил технической эксплуатации речного транспорта, Устава службы на судах и иных действующих нормативных требований в сфере водного транспорта привлечено к административной ответственности 154 должностных лица, наложено штрафов по протоколам прямого действия на сумму 261тысяча рублей, судебными органами наложено штрафов на сумму 101 тысяча рублей.

Применены меры инспекторского и административного реагирования в отношении: …капитана-механика теплохода «М-272» А.И. Малышева (судовладелец ООО «Совречтранс») - штраф на сумму 1 000 рублей (сведения о принятых Ространснадзором оперативных мерах обеспечения безопасности на транспорте за отчетный период с 12.08.2011 по 19.08.2011)





Наш шкипер, с яхты под его управлением удалось заснять немало интересного.



Пристань «Хлебниково». Пожалуй, это очень даже подходящее местечко для пикника с пловом. Надо бы туда съездить, посмотреть на мир с противоположной стороны.



На яхтенной стоянке «Водника». Причалы полны яхтами. Большинство сделаны из пластика. Говорят, их очень тяжело утопить, даже если стараться, но горят такие суда быстро и дотла.



Комфортабельный двухпалубный теплоход «Водник», с открытой верхней палубой, банкетным залом вместимостью до 100 человек. Оборудован 6 кондиционерами, сценой, барной стойкой. Стоит у стенки парусного клуба «Водник».





«Анна Каренина» - судно непростой, интересной судьбы. С довольно-таки…ммм-мм… спорным названием. На РЖД такое название было бы, кажется, более уместно.

Появившись на свет в 1961 году в Вологде, судно было наречено кратким и ёмким именем - СП-3. При советском строе самоходный автомобильный паром использовался по прямому назначению, а исчерпав свой ресурс, трудяга попал на «холодный отстой в затоне», а на самом деле - на корабельное кладбище под Нижним Новгородом. Ниже пара картинок, где запечатлён брат-близнец «Анны Карениной» - СП-14, построенный тремя годами позже по аналогичному проекту и пола до сих пор не поменявший.





А вот «Анна Каренина» таки сподобилась. На старости лет прошла капитальный ремонт и выдержала перестройку, снова выйдя в рейс в 2009 году уже под личиной прогулочного судна или банкетохода. В разных документах «Анна Каренина» фигурирует как колёсный паром и даже как уникальный ретро-теплоход VIP-класса.

«…благородное дерево рельефных панелей отделки, резные решетки причудливых растительных орнаментов, изысканная светлая дорогая мебель, пышные складки витиеватых занавесей, а также ковано-витражные кремовые светильники и разноцветные буковые плафоны, проливающие на интерьер мягкий ровный свет, создают удивительную атмосферу и даже дух аристократического салона начала 20 века»… и, как нельзя более кстати контрастируют с рабочим прошлым самоходного парома.



Пока любовался округлыми боками уникального VIP-парохода суперкласса, мимо солидно прошёл «Швейк».



На этом снимке запечатлена историческая встреча Швейка с Анной Карениной. Встреча происходила на воде, что значительно увеличивает ценность документального кадра. Строго говоря, эта речная дама сложной судьбы может позволить себе всякое лишнее.

3 года тому назад, на 56-м километре канала имени Москвы днем 26 июля 2009 года произошло столкновение двух пассажирских теплоходов - «Анны Карениной» и «Николая Баумана». На борту «Анны Карениной» находилось 88 пассажиров, а на теплоходе «Николай Бауман» - 215 пассажиров. Никто из них не пострадал.

Теплоход, направлявшийся из Северного речного порта в Хлебниково, неожиданно пересек курс встречного судна и совершил поворот на 90 градусов. Вахтенный начальник следовавшего из Петербурга в Москву теплохода «Николай Бауман» заметил маневры встречного судна и экстренно перевел двигатели на задний ход. У «Анны Карениной» помяло нос и деформировало носовую надстройку, а «Николай Бауман» получил пару царапин на боку. Одна из возможных причин аварии - отказ рулевого управления с перекладкой рулей в сторону идущего навстречу судна.

image Click to view


Комментарии за кадром исчерпывающи (сторожно, ругаются матом!).
Как говорится - «Крупнейшая в истории велосипедная катастрофа! В Японском море столкнулись два сухогруза, под завязку набитые велосипедами».



Далее «Анна Каренина» направилась на встречу с поездом. На всякий случай насторожился.

Столкновение парохода с паровозом вообще говоря, не такое уж и редкое явление. Например, в октябре 1913 г. на железнодорожной линии в штате Огайо (США) произошло столкновение поезда с пароходом. Озеро Огайо вышло из берегов и железнодорожный путь оказался под метровым слоем поды. Тем не менее, машинист одного из поездов решил провести поезд по залитому пути. Прицепив к составу паровоз с очень высокой топкой, он повел поезд. Примерно на середине залитого участка пути в состав ударил плывший с большой скоростью пароход озерной компании и врезался носом в вагоны. К счастью, ход поезда был тихий, и это позволило избежать ужасной катастрофы.

Или, вот, в 2004 году в северонидерландской провинции Гронинген между городами Бедюм и Стедюм поезд столкнулся с речным судном. Судно было ошвартовано очень близко к железнодорожному мосту, и проходивший поезд задел верхнюю часть судна. Поезд получил легкие повреждения, судну же был нанесен значительный ущерб, сообщило голландское агентство АНП. Из-за происшествия железнодорожное движение между городами Гронинген и Делфзейл было прервано более чем на час.

В отечественной истории совсем невесёлый пример подобного столкновения тоже имеется. 5 июня 1983 года пассажирский теплоход «Александр Суворов” (проекта 92016, Волго-Донское пароходство) в 22.45 минут, зашел под несудоходный пролет Ульяновского моста. В результате столкновения теплохода с мостом, у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Погибло 176 человек. Причинами катастрофы по официальной версии стали халатность и разгильдяйство рулевого теплохода.



...До моста - пять минут хода. На часах - 22 часа 45 минут. Видимость ясная, хотя и сумерки. В рубке вахтенный штурман, он же старший помощник капитана Владимир Митенков, рядом с ним рулевой Уваров. Капитан Владимир Клейменов отдыхал в каюте - предстояло вахтить ночью.

Некоторые пассажиры видели, как на мост на полной скорости влетел товарный состав, когда «Суворову» оставалось до него метров сто. Теплоход шел на предельной скорости - 25 километров в час.

Все шло обычно. Кроме одного - и в том ужас, - теплоход шёл в шестой пролет моста, через который суда и меньших габаритов пройти не могли!

Береговая диспетчерская служба, увидев, что судно движется к шестому пролету, пришла в панику, но принялась предупреждать по радио вахтенных на «Суворове». Диспетчеры успели даже предупредительные ракеты пустить в полном отчаянии, потому что было уже ясно: остановить судно или заставить его, как «Титаник» от айсберга, хоть чуть отклониться уже невозможно. Не сбавляя скорости, «Суворов» врубился в пролёт…

Многие из тех, кто оставался в каютах на нижних палубах, удара даже и не заметили - в точности, как на «Титанике», - в корпусе он отозвался глухим, неясным гулом. К тому же в репродукторах звучала музыка. Этот тихий, быстро погасший удар, срезал, как лезвием, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, до отказа набитым людьми.

Тяжелый железнодорожный состав громыхал наверху. И казалось что не сильный удар для многих оставшийся незамеченным так потряс фермы моста, что вагоны опрокинулись и вниз на «Суворова» посыпались уголь, зерно, бревна.

Теплоход остановился не сразу. Инерция скорости и огромная масса протащили его под мостом, и еще метров триста после него. И только потом «Суворов» замер на глади реки...











Выходя на водные просторы, заметил прогулочные «Горький» и «Отчизну» - озёрный трёхпалубный теплоход типа Ом. Как водится - предназначен для однодневных и многодневных заездов со всеми причиндалами, включая сауну и мангал для барбекю.

Про «Горький» (его нередко называют «личной яхтой Сталина») рассказывают такое: теплоход специального назначения «Максим Горький» был построен в 1934 году в Нижнем Новгороде на верфи «Красное Сормово» по указанию И.В. Сталина и течение многих лет обслуживал членов правительства СССР. По тем временам отделка кают была великолепной: карельская береза, а в каждой каюте было электричество и водопровод. Необычная для судна тяжелая мраморная лестница. В музыкальной гостиной - рояль. Столовая рассчитана на 40 человек. Свидетельств о том, как отдыхали здесь высшие чины, не осталось.

В личном кабинете Сталина сохранилась только ванная и кресло. Рядом - помещение для охраны. Все стены прошиты войлоком. Это сделано для того, чтобы в каютах не было слышно шума двигателей. В машинное отделение правительственной яхты поставили силовые установки, изначально предназначавшиеся для подводной лодки. По словам механика теплохода Владимира Чалышева, в 1934 году «Максим» давал скорость 33 км/час: «И сегодня ни одно речное судно не ходит с такой скоростью».

Личный теплоход Иосифа Сталина, на котором генсек плавал по Беломорско-Балтийскому каналу, сегодня просто прогулочный корабль, на нем устраивают свадьбы и банкеты. Кораблю 70 лет, но с 30-х годов мало что изменилось от двигателей до мебели из ценных пород дерева. Теплоход предназначен для эксплуатации на внутренних водных путях и используется на туристических маршрутах. На борту располагаются каюты класса люкс, рестораны, бары, солярий, музыкальный салон. Главный вестибюль, салоны, жилые и служебные помещения отделаны деревом ценных пород. Сохранены подлинные интерьеры, мебель, светильники, предметы обихода довоенных лет. Созданы все условия для отдыха, проведения торжеств, свадеб, банкетов, организации презентаций.







Рядом с «Отчизной» пришвартован какой-то неизвестный мне «ноев ковчег».



Буксир-толкач «РЕЧНОЙ-54» (москвич, 1970 г.р.) за своей непосредственной работой.



Погода тем временем совсем наладилась и мы прошли под мостом. Выше - Дмитровское шоссе.



Обратите внимание на провисший с моста стальной трос. Шкипер сообщил, что такая вот свободно висящая петля запросто может у невнимательного судоводителя зацепиться за пятнадцатиметровую яхтенную мачту. Глаз да глаз нужен постоянно.





Встретили «Советский Союз». Старенький, в ненормально радостных шариках и под триколором. Много думал про аллегории.









Шкипер рассказал, что по водохранилищу больше не гоняют как в былые годы. ГИМС повыкрутил руки «лихачам», теперь владельцы быстроходных яхт вынуждены совершать речные прогулки медленно и печально.







Построенная в Феодосии «Ракета-185», 1969 г.р.



Среди завсегдатаев речных прогулок эта конструкция известна как «Титаник». На самом же деле это бывший теплоход «Павел Юдин», 1963 г.р. После списания в 90-х годах из него пытались сделать множество различных сооружений, но так ничего и не сделали. Утонуть бывший теплоход не смог, помешали бетонные блоки, а вот сгореть - да. Судя по всему - ждёт его тяжкая доля очередного развлекательного центра с второсортными пьянками. При жизни теплоход был таков:





Единственные плавсредства, позволявшие себе лихие заезды по акватории, несли на себе символику ГИМС МЧС или полиции. В эту же «обойму» пытались вписаться несколько джентльменов на аквабайках, но им скоро «завернули ласты» и на берегу проходило какое-то разбирательство с размахиванием руками.



Прибрежная зона густо застроена.







Пристань «Чивирёво». Рядом с ней отлично выглядящий маячОк, умело встроенный в здание. Немалых, видимо, денег подобный проект стоит.









Плавучий отель парусного клуба «Водник». Уютное место. Читал тамошнюю книгу жалоб и предложений - очень интересно пишут. Я вообще при случае во всяких общепитах читаю такую книгу. Многое напрочь проясняется до. Часто пишут очень смешно, ну и официантам можно наводящие вопросы задать. Мол, вот, читал про вас такое.



Яхтенные стоянки «Водника». Башенка-маяк особенно удалась!



Наш шкипер - мастер худ. слова и источник разных международных яхтенных баек.







Ну и, как водится, вопросы по теме:

1. Хотелось бы мне дойти по реке от Москвы до Дубны на каком-нибудь более-менее значительном судне. Лучше не на пассажирском. Как узнать кто и когда по этому маршруту ходит и есть ли шанс напроситься фотопассажиром?
2. Где в Москве и в какое время можно застать много разных речных судов и беспощадно их сфотографировать?
3. Есть ли среди посетителей граждане, причастные к работе речного транспорта в Москве?
4. Есть ли в окрестностях столицы так называемые «корабельные кладбища»?









оформить подписку на журнал

экскурсия, фотография, среда обитания, наши люди, видео, Москва

Previous post Next post
Up