М - значит «МИНЫ»
По наводке военнослужащего человека
twower (интересующимся современными ВС РФ рекомендуется внимательно присмотреться к его блогу) предпринял ряд несложных организационного свойства мер и получил аккредитацию. В прошедший четверг в составе группы т.н. «блогеров», отправился в расположение одной из подмосковных ВЧ. Точнее - в 45-й инженерно-сапёрный полк.
Приехали мы с
zuhel (Женя занимался видеосъёмками происходящего, так что в последующих текстах будут появляться его видеодоказательства) первыми и, пока ждали остальных, насладились зрелищем вышедших их дверцы КПП жизнерадостных молодых людей в шортах, майках и с баулами. Один из них, широко улыбаясь, снял с головы армейского образца кепку и забросил её на крышу КПП.
«Дембеля», - подумали мы. «Так точно!» - немедленно подумали дембеля в ответ и легкой походкой убыли во внешний мир. А мы, погрузившись в командирский УАЗ, в сопровождении очень толкового офицера пресс-службы МВО отправились на территорию инженерного полка.
Click to view
Погода выдалась отличная, на небе ни облачка, температура уверенно минует отметку +30° и забирается всё выше по шкале. Жарко даже в шортах и сандаликах, а что испытывают парни в сапогах, касках и разгрузках - страшно представить.
На учебном полигоне сапёры готовятся к очередному практическому занятию - инженерной разведке, обследованию и разминированию дороги. Каски, кстати говоря, у некоторых бойцов были изрядно потёртыми. Уже на этом этапе стало понятно - это не показуха какая-то, а просто очередное занятие с простыми солдатами.
Вкратце суть занятия такова: сапёрное отделение при поддержке военных кинологов со спецсобаками и
ИРМ «Жук» должны обследовать участок просёлочной дороги. Надо установить не заминирована ли она. Если заминирована - обнаружить «подарочки» и разминировать. Или уничтожить, освободив путь. Все бойцы вооружены личным стрелковым оружием, кроме того - шанцевым инструментом, щупами и металлодетекторами отечественного производства.
После того, как сопровождающие офицеры всё это нам подробно объяснили, фотографам было предложено выбрать выгодные точки съёмки из числа имеющихся и, одноврменно, безопасных. Это, я вам скажу, ОЧЕНЬ редко встречающаяся фото-видео-роскошь. Организаторы заезда учли этот момент и на каждом этапе нашей поездки создавали для съёмки самые благоприятные условия. Огромное спасибо за сию продуманную деталь, лично я оценил. Такая забота дорогого стоит.
Перед началом занятий сапёры и экипаж ИРМ постролись, прослушали краткий инструктаж, получили необходимые указания и выдвинули вперёд проводников с собаками.
Каждая из собак «работала» по своей дорожной колее, не забывая обследовать прилегающие обочины - правую и левую. Несколько забегая вперёд, расскажу, что всего на учебной дороге были обнаружены взрывоопасные предметы: противотанковая мина вкупе с миной-сюрпризом, противопехотная мина и самодельное взрывное устройство, установленное на дереве близ дороги.
Первой собака обнаружила противотанковую мину. И уверенно легла рядом с местом обнаружения, как её и учили. Сопровождающий собаку боец немедленно пометил место обнаружения мины специальным флажком и подал сигнал своим товарищам. Про собак, кстати, рассказали, что они в своей непростой работе работе обучены не отвлекаться. Сбои, конечно, бывают, но редко и в случаях, когда удержаться нет никаких сил: течка, например.
Отделение укрылось за бронёй, а к мине выдвинулся хорошо подготовленный боец со щупом и металлической «кошкой» на длинной верёвке. Установив точно место закладки, сапёр руками снял маскирующий мину дёрн, очень аккуратно руками разрыл рассыпчатую, пылящую землю. Показался корпус противотанковой мины.
Сама по себе такая мина для подготовленного сапёра непосредственной опасности не представляет, но под ней вполне может оказаться ещё одна мина-сюрприз. Суть такова: инженер снимает основную мину, не догадываясь о дополнительной, которая установлена ниже и снабжена взрывателем разгрузочного действия.
После физического удаления противотанковой мину с дороги вес, понятно, меняется. Срабатывает заряд и подрывает мину-сюрприз, заготовленную специально для сапёра. Возможно, от этого взрыва детонирует и противотанковая мина тоже. Контузия, увечья или смерть - плата за неосторожность. Это без всякой патетики, пару раз в год мне тоже приходится
сталкиваться с разного рода минами и прочими снарядами. Насколько эти штуки опасны - лично мне объяснять не нужно.
Но боец был бдителен, возможность наличия «сюрприза» предусмотрел, зацепил противотанковую мину «кошкой», размотал верёвку, отполз и выдернул противотанковую мину верёвкой с безопасного расстояния. Раздался взрыв, сработал «сюрприз», вверх полетели комья, пыль и щебёнка.
Вторую мину другая собака обнаружила в соседней колее. На этот раз взрывное устройство было меньше в размерах.
Боец определил местоположение закладки щупом, помогая себе руками, выяснил, что мина противопехотная и получил команду уничтожить её с помощью накладного заряда. Чтобы зря не рисковать.
Установив в непосредственной близости от обнаруженной мины заряд взрывчатки, присоединил к нему неведомое мне огнепроводное устройство с замедлителем. Подал предупреждающую команду, активировал всю систему и отбежал в укрытие. Второй взрыв был куда слабее первого. Офицеры сообщили, что сначало взорвались около 800г в тротиловом эквиваленте, а потом - 200.
Сапёры двинулись дальше. Прошли дорогу практически до конца.
И тут командиру отделения доложили - на дереве у дороги установлен подозрительного вида металлический ящик. Зачем? Ну, например, укрепив в ветвях фабричную или даже самодельную мину направленного действия и снабдив такую проволочной растяжкой, вполне можно ожидать, что сидящие в кунге грузовика или на броне люди получат ранения. Зацепил антенной неприметную леску - взрыв. Направленные в сторону дороги взрывом металлические шарики, обрезки или ещё какие-то поражающие элементы печальных делов натворят запросто. А это непозволительная роскошь.
Чтобы не допустить такого исхода, командир принял решение подозрительный ящик уничтожить. Взял свой АК, прицелился и первым же выстрелом коробку «разминировал». Взрыв коробки ловко зафиксировал
virusog вот здесь. Всё. Дорога свободна, условных потерь нет, упражнение выполнено достойно.
Выстрел был, конечно, холостым и подозрительная коробка была подорвана дистанционно. Потому как вне стрельбища боевыми патронами стрелять чревато, да и около коробки было оборудовано специальное место для наблюдения за происходящим.
В учебном разминировании принимала участие ИРМ «Жук» с экипажем из двух бойцов-контрактников. Известно об этой машине следующее:
Инженерная разведывательная машина (ИРМ «Жук») - армейская машина, предназначена для разведки местности, путей движения войск и водных преград. Установленные на ней стационарные и переносные приборы и средства инженерной разведки позволяют получать данные о проходимости, уклонах, наличии минно-взрывных заграждений, зараженности местности и путей движения войск, ширине, глубине, скорости течения водных преград, относительной плотности дна, наличии навигационных препятствий, толщине льда и т. п.
ИРМ может двигаться по шоссе с максимальной скоростью 53 км/ч, на плаву 12 км/ч (процент плавучести 13%); масса машины составляет 17т. Принята на вооружение в 1980 году. Экипаж - 6 человек: механик-водитель, стрелок-радист, командир машины, а также три сапера. Машина оборудована приборами наблюдения, эхолотом, различными миноискателями.
Разведывательная машина вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ, установленным в башне и предназначенным для стрельбы по наземным целям на дальностях до 1000 м. Внутри отсеков управления и экипажного, кроме того, предусмотрена укладка трех автоматов и по 150 патронов к ним, сигнального пистолета, 1000 патронов к пулемету, 10 ручных гранат Ф-1, 15 кг ВВ с комплектом средств взрывания.
Click to view
Не поленюсь лишний раз сказать БОЛЬШОЕ СПАСИБО за организацию такого заезда. Считаю, очень полезное и важное начинание. Но не будем сильно забегать вперёд.
Сразу после учебного полигона все отправились осматривать 66-й межведомственный центр кинологии, а после него - на стрельбище. Рассказ об этом в следующей, завтрашней части «военно-инженерной саги».