Про посещение международного военно-технического форума «Армия-2015». Часть вторая, авиационная.

Jul 07, 2015 14:03




ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Часть первая по ссылке.

Во второй части речь пойдёт об «авиационной составляющей» или «авиационном кластере» международного военно-технического форума «Армия-2015». Гостей Форума пригласили на авиабазу, где дислоцируется 237-й гвардейский Проскуровский Краснознамённый орденов Кутузова и Александра Невского центр показа авиационной техники (ЦПАТ) имени И. Н. Кожедуба. Погода, метеорологи и цвет неба, конечно, подкачали, но, тем не менее, кое-что посмотреть и поснимать удалось.











Погрузились в автобус и отправились на аэродром. Опять краткий досмотр, уже совсем формальный и мы шагаем по бетону полосы.

Перед капитальным осмотром устроили перекус, примостившись на ступенях какого-то административного здания. Попутно слушали звуки трансляции из Алабино. В основном, удалось услышать бессвязную полуграмотную болтовню профнепригодного диктора про ДТ-30 «Витязь» - двухзвенный вездеход на гусеничном ходу. И что-то вообще фантастическое про «Солнцепёк». Мастеру удалось прокомментировать некоторые события даже ещё нелепее и гаже, чем гражданину Губерниеву на «Танковом биатлоне». Растёт мастерство комментирования, растёт! Хохоча убежали подальше от репродуктора.

Народу в «авиационном кластере» было заметно меньше, чем в КВЦ, а поскольку весь день демонстрационные полёты откладывались и откладывались, посетитель, и так немногочисленный, потихонечку рассасывался.



Дальняя авиация во всей красе. «Белый лебедь». Он же BlackJack. Бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Самый большой сверхзвуковой самолёт в мире. Именно этим сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком Ту-160 «Александр Новиков» управлял в ходе Парада Победы лично главнокомандующий ВВС РФ Герой России генерал-полковник Бондарев.

На боевое дежурство Ту-160 заступили в мае 1987 года. После распада СССР большая часть советского парка Ту-160 (всего было произведено 34 самолёта) оказалась на Украине. 19 Ту-160 продержались в составе ВВС Украины до 2 февраля 2001 года. К этому дню все доставшиеся украинцам бомбардировщики были разбазарены: 10 утилизированы, 8 переданы нам за газовые долги, а один из бомбардировщиков приведён в негодное для использование состояние и помещён в авиационный музей в Полтаве. На сайте музея пишут: «Предлагаем Вашему вниманию: самолеты Ту-95 и Ту-160 (стратегический ракетоносец), которых нет ни в одном музее мира. Есть возможность подняться в кабины, которые, кстати, находятся полностью в рабочем состоянии, а также сделать фото на память, в том числе в кабинах самолетов». Всего-то за 20 гривен. Достойно.

Иначе сложилась судьба Ту-160 в составе ВВС РФ. Один из самолётов вместе с экипажем погиб в катастрофе в 2003 году, а ещё 16 Ту-160 сегодня стоят на вооружении 121-го гвардейского ТБАП 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознамённой дивизии 37-й воздушной армии Верховного Главного командования, авиабаза Энгельс-2. В мае этого года Верховный главнокомандующий В.В. Путин поручил возобновить производство Ту-160М, и до 2020 года поставить в войска не менее 50 новых «стратегов».



«Тарелка» А-50У, снимал несколько лет назад этого «сорокседьмого» в Иваново и в Рязани. Даже внутри дали возможность побывать, посмотреть на настоящих операторов.



На посадке.





В операторской кабине.





Модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-95МС «Саратов» ВВС РФ. Примечателен наличием четырёх двойных узлов внешней подвески. На таких пилонах можно размещать стратегические крылатые ракеты воздушного базирования нового типа.

Например, можно подвесить 8 штук крылатых ракет большой дальности Х-101 или даже Х-102. С повышенной точностью попадания. Думаю, нашим европейским и американским партнёрам сам факт демонстрации «Саратова» может показаться занимательным.

Кстати, три красных звёздочки под названием - за три успешных ракетных пуска.



Самолёты были выставлены по полосам и отгорожены от широкой публики заборчиками. Не очень удобно для посетителей, но это и не танк, каждая открученная «на память» гайка может дорого обойтись.

За заборчиком же гулял и экипаж. Любой подход лётчика к заборчику был равносилен участию в сессии вопросов-ответов, чаще всего настолько диких, что стойкости экипажа можно было только поразиться. Для особенно остро желающих иногда заборчик раздвигался и можно было сфотографироваться с лётчиками и самолётом без заборчика в кадре.



Ил-76МД. Трудяга-транспортяга.



Ту-22М3. BackFire. Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. В составе ВВС РФ летает и модернизируется. В составе ВВС Украины после распада СССР таких оказалось 60 штук, а осталось 4. Все к эксплуатации непригодны, временно стоят в музеях.



Ту-22М3 взлетает с авиабазы Дягилево, Рязань.



Кабина управления Ту-22М3.



Множество посетителей выставки посещали её отдельные «кластеры» или «составляющие» примерно в такой позе.
75% «парадных» кадров внезапно «обезлюдевшей» техники выкинул в корзинку, пару раз в меня граждане с поднятой рукой в процессе видимосъёмки врезались.

У заборчика, кстати, обильно были расставлены вот такие медиа-стенды и к ним были подведены провода. Однако ни один из них при мне не работал.



Стоило обернуться в любом месте и сразу находились «волонтёры».



Как ни странно - довольно много пожилых людей заметил.



Специальный самолёт Ту-214ОН.



Информация с сайта производителя: Ту-214ОН является специальной модификацией самолета Ту-214 и предназначен для выполнения инспекционных полетов в рамках Договора по открытому небу. Договор по открытому небу был принят 24 марта 1992г. в городе Хельсинки двадцатью семью государствами - участниками ОБСЕ. В России соглашение было ратифицировано в мае 2001г. Сейчас стран - участников договора 34.

Ту-214ОН стал первым самолетом, с которого были сняты ограничения по использованию оборудования иностранного производства в бортовом комплексе наблюдения. Данный комплекс включает все разрешенные договором средства наблюдения, аппаратуру управления и контроля этих средств, а также устройства записи и отображения всей полученной в ходе наблюдательных полетов информации на жесткий магнитный диск компьютера. Цифровая фото- и видеоаппаратура расположена в нижнем отсеке самолета со специальными иллюминаторами, которые закрыты механизированным шторками.

После полета вся полученная информация, с помощью аппаратуры наземного комплекса сбора и обработки данных будет переводиться в единый цифровой формат, принятой странами-участниками Договора. Самолеты Ту-214ОН заменят Ту-154 и Ан-30, которые выполняют задачу инспекционного контроля в настоящее время. Решение этой важной государственной задачи в рамках существующих международных соглашений будет выполняться на современном техническом уровне. Первый полет самолет Ту-214ОН совершил 1 июня 2011 года.





Тамбовский Ту-134УБ-Л «Байкал». В Тамбове как раз на таком летал на разведку погоды.



Пара картинок с Тамбовского аэродрома.





Корабельный истребитель МиГ-29К. Построен для Морской авиации ВМФ РФ в счёт программы 2014 года.



МиГ-29СМТ. Раньше живьём его не видел даже на земле.





Военные переводчики «авиационного кластера» снова не подкачали. Особенно удался оборот «is designed». Ладно, не буду больше про это.





В самом конце площадки разместился Ил-38Н «Новелла» МА ВМФ России. Самолёт прибыл на выставку из 859 Центра боевого применения и переучивания личного состава Морской авиации ВМФ (г. Ейск).



Назван в честь Радия Петровича Папковского, лауреата Ленинской премии, кавалера орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, Главного конструктора ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», внёсшего значительный вклад в создание противолодочного самолёта Ил-38.



Своему новому облику и новой букве в названии самолёт обязан поисково-прицельной системе «Новелла-П-38».



Сам самолёт, как «носитель», родом из 1970 года. Он стал первой машиной из модернизированной серии, переданной в прошлом году нашей Морской авиации. Для противолодочной авиации в архаичности самолёта нашлись однозначные плюсы: умеренная стоимость лётного часа. Поинтересовался у лётчика - есть ли какие-то трудности в управлении машиной из-за наличия «кепки». Говорит, нет никаких, «кепка» особенно на управляемость не влияет. Тут же из-за спины задали вопрос про тяжесть облучения экипажа и компенсацию вредности молоком. Уровень облучения оказался таков, что аж молоко сворачивается. Выдают сразу кефиром.



Ил-38 на учениях в Баренцевом море. Постановка гидроакустических буйков для поиска подводной лодки противника.





Атипичный посетитель авиационной составляющей Форума «Армия-2015».





Вертолёты Ми-28Н.





















В небе лётчики пилотажной группы «Русские витязи».















На площадке, видимо с какого-то хранения, собрали немало интересных самолётов. Вот, например, Ил-22М ещё в старой аэрофлотовской ливрее. 1968 г.р., наверное, заслуженный донор запчастей.



Торжокский Ка-52, участник Парада Победы.





Массовый вылет. Оба типа этих вертолётов «живьём» в воздухе видел впервые.



Учебно-тренировочный вертолёт «Ансат-У» производства ОАО «Казанский вертолётный завод» (КВЗ).











А-50У из Иваново. Когда пошёл дождь, заборчики перед «русским аваксом» раздвинули и гостей форума любезно пригласили укрыться от воды под плоскостью.



Ка-52.







ПАК ФА или перспективный многоцелевой истребитель Сухой Т-50.











Пилотажная группа «Стрижи».













Именной Ту-134А-3, «Санкт-Петербург».





«Парковка вручную».





Запарковался.





















Зачем-то, до окончания полётов, приспичило сквозь толпу гостей выставки, смотрящих в небо, вывозить на полосу «малую авиацию». Кому-то в голову плоскостью таки заехали, хотя сопровождающие самолёт мужички старательно всем орали, чтобы дали дорогу и поберегли головы.

Вообще говоря, это было самое странное на аэродроме: основная масса зрителей собралась в одном из «карманов», откуда лучше всего можно было наблюдать за взлётами и посадками. Для начала видимость зрителям была ограничена вертолётом, потом рядом с вертолётом запарковали Ту-134, потом начали туда-сюда ездить лётчики на автомобилях и вручную возить «малую авиацию», разгоняя толпу и каждый раз рискуя, что кто-то попадёт под колёса. Пронесло на этот раз. В немалой степени из-за терпения и настойчивости прапорщиков и капитана, постоянно напоминавших забывчивым собравшимся, что они на военном аэродроме, а не в парке культуры и отдыха.









К вечеру стало уже совсем холодно, прошёл дождь. Зрители попрятались в норы. Лётную программу, сильно задержавшуюся по вине метеорологов (альтернативное мнение, бытовавшее среди собравшихся - «Медведев в воздухе») заканчивали уже впотёмках. После завершения полётов все стремительно помчали к парковкам и автобусам, устроили давку у туалетов (на аэродроме в кусты не сильно зайдёшь за неимением) и пытались выезжать на личных автомобилях с парковочных площадок (каковых, кстати, было в изобилии) не туда, куда указывали военные регулировщики. Но все беспорядки были немедленно пресечены.

«На улицах города начинало светать, когда мокрые, усталые, но довольные своей работой приятели вернулись домой».

В следующем году опять надо ехать!

события, фотография, наши люди, тяжкое наследие СССР, армейский репортаж

Previous post Next post
Up