Про нож, режущий без ножа

Dec 02, 2013 14:27




Мне хотелось бы чистосердечно, и уж точно не в нескольких словах рассказать широкой общественности историю одного удивительного ножа. Называется он словом «Оборотень» и служит целям выживания в экстремальных ситуациях. Подробнее: (оригинальный текст заимствован на сайте производителя):

"Оборотень"- оригинальный балисонг-инструмент. Является ножом выживания в экстремальных ситуациях. Аналог боевого ножа . Имеет клинок и мастер - клинок. В первом положении ручки закрывают мастер - клинок на фиксатор. Клинок типа Drop point имеет бритвенную заточку. На обухе ножа есть фальшлезвие с зубьями, которые используются в качестве рыбочистки и стропореза. Во втором положении ручки рукояти перекидываются на 180- закрывается основной клинок. Мастер- клинок выполняет функции пилы по дереву, пилы по металлу, консервооткрывателя, гвоздодера, отвертки, ключа для открывания бутылок. На нижней половине рукояти дополнительно размещены плоская отвертка и шило. Обе части рукояти имеют деревянные накладки. В рукояти имеется отверстие для темляка. Не является холодным оружием.

Больше десятка лет тому назад за свои собственные деньги повезло мне приобрести как раз такой нож производства компании САРО (г.Ворсма Нижегородской области). Пожалуй, решающую роль в деле склонения меня к приобретению именно «Оборотня» сыграли три фактора: практически полное непонимание назначения указанного ножа, безосновательная вера (даже с толикой энтузиазма!) в отечественного производителя и довольно поверхностная заметка, опубликованная в одном популярном журнале - «Солдате удачи». Правда, речь в статье шла о боевой версии ножа (по ссылке можно скачать .pdf), но, посчитав, что даже сильно «огражданенный» вариант «Оборотня» с лихвой покроет все мои будущие потребности (см. список функций), помчал в ножевой магазин. Добыл!











На не очень аккуратно отполированном клинке «Оборотня» чернело маленькое скромное клеймо в виде головы лося с развесистыми рогами.





Ножны из кордуры с пластиковыми вставками. Без изысков, но надёжные. Кнопки добротные. Обещанного НАЗа и бруска для заточки в кармашке не оказалось, ну да и ладно. Крючков и спичек у меня было припасено немало.



Надо заметить, что покупался нож не просто так, а для первого серьёзного и довольно продолжительного заезда в Новгородскую область, на место работы известного поискового отряда «Демянск». Почему же понадобился именно «нож выживания»? В первую очередь, конечно, чтобы выглядеть солидно. Да и внешний вид ножа понравился, суровый, даже грубый дизайн этого изделия внушит уважение и медведю, а богатейший встроенный инструментарий выручит смелого и умелого владельца в любой ситуации. Дороговато за него просили, но ведь это не для шашлыку нарезать, а для выживания. Понимать надо. Ну и просто интересно было попробовать себя и нож в деле.



Впервые «Оборотень» продемонстрировали на выставке «Средства спасения-94», которая проводилась в России. «Оборотень» - нож выживания с клинком ятаганной формы, с полуторасторонней заточкой. На верхней части клинка нанесены шоковые зубья с заточкой, выполненной в шахматном порядке. К обуху клинок постепенно расширяется. На клинке сделаны долы. На обухе над долами находится мелкозубая пила. Ближе к пяточной части лезвия расположены мелкая зубчатая заточка (стропорез) и крюкообразный выступ. В боевом положении перекидные рукояти удерживаются защелкой. «Оборотень» изготавливают в двух вариантах: гражданский (для спасателей, экспедиций) и армейский. В первом - клинок и рукоять сделаны из коррозиеустойчивой стали белого цвета, накладки на рукояти деревянные или пластиковые. Во втором - клинок и основание рукояти выполнены из высокопрочной стали с темным покрытием, накладки на рукояти - из ударопрочного пластика защитного цвета. Обе модификации снабжены НАЗ (противоветровые спички с теркой, рыболовные снасти, иголка с ниткой, хирургическая игла с ниткой). Все это запаяно в водонепроницаемый пакет. В кармане с НАЗ также находится брусок для заточки. Инструментальная часть ножа включает: пилы по дереву и металлу, приспособления для резки и сгибания проволоки, консервный нож, напильник, линейку, шило, плоскую и крестообразную отвертки. Кроме того, пята клинка в сочетании с перекидными рукоятками может служить кусачками, обжимкой для детонаторов, гаечным ключом. Ножны выполнены из кордуры с карманом для инструмента и НАЗ.



Так выглядит «боевая» версия «Оборотня».
Конечно, некоторые ножевые комплексы среди меня после исторического приобретения всё же развились. Под влиянием отсутствия таких необходимых для ножа элементов, как: «оружейная» (а ещё лучше «авиационная» сталь), криогенная заточка, сабельная гарда, кровосток, полость в рукояти с рыболовными крючками, компас, стеклобой и столбик ртути в клинке. Всех этих важных составляющих не было. Зато пила, страшный серрейтор, шоковые зубья, открывалка для пива и надпись на ценнике «гражданская версия ножа спецназа» служили некоторым мне утешением. Ну и, конечно, главнейший вопрос выживающего - а как у ножа дела с самообороной? Что было бы, если в фантазиях воткнуть такой набор в какого-нибудь внезапно напавшего из-за ёлки пешехода - даже представить страшно. Но реальность превзошла все самые смелые ожидания.



Первым делом нож был заточен бруском и стал заметно острее, чем был изначально. Попробовал резать разные продукты и подвернувшиеся деревяшки: режет неплохо всё подряд, особенно если подтачивать лезвие регулярно. Регулярно - это через день, а лучше ежедневно, если пользоваться ножом случается каждый день. Знатоки соврать не дадут: нержавеющая сталь 65Х13 легко точится и легко тупится. Ничего особенного в ней нет, «ширпотреб для ширнармасс». Нюанс: при перекидывании ножа из «боевого» положения в «рабочее» передняя часть лезвия грубо упирается в стальную шайбу, закрывающую ось дополнительных инструментов. Что, конечно, ставит жирный крест на заточенном лезвии. Как странно. Но не лезвием единым богат клинок «Оборотня»!

Пила, предназначенная для перепиливания дерева, в принципе со своей задачей справляется, давая пользователю возможность без значительных усилий спилить тоненькую берёзку или отчекрыжить пару высохших нижних веток старой ели для срочного розжига костерка. Процесс пиления, вы не поверите, очень неудобен, а из-за остро выступающего навершия ещё и болезненен. Короткая пила сразу же вязнет в сыром дереве, в процессе пиления ладонь испытывает какие-то совершенно излишние нагрузки, ничего не фиксирующий толком фиксатор допускает заметный люфт рукоятей, всё скрипит и ёрзает. Маленький топорик решает обе перечисленные «лесопильные» задачи за пару секунд. За неимением топора нетолстую деревяшку будет правильно ножом просто перерезать. Именно перерезать, перерубить что-то получится только ценой сверхусилий: рукоять у «Оборотня» очень увесистая, если не сказать тяжёлая, а вот клинок, напротив, лёгкий. Такая же история, кстати, и со стропорезами-серрейторами. Верёвку проще перерезать без них, меньше цирка и просто быстрее получается.



Дальше в программе тестирования оказалась пила по металлу. Полноценной пилой её назвать сложно, скорее речь идёт всё же о напильнике. Напильник, тут я уверен, позволит настойчивому пользователю перепилить быстро медную или там дюралевую трубочку, а за несколько часов и пару стальных арматурин толщиной в палец. Перед более-менее твёрдым металлом (согнутый в дугу взрывом ствол отечественной трёхлинейной винтовки) напильник оказался бессилен, оставив на казенной части бывшей винтовки несколько царапин. И всё.

Спрятанные в одной из половинок рукояти дополнительные инструменты в лице шила и плоской отвёртки без вмешательства ещё одних дополнительных инструментов даже просто достать не удалось ни разу. Сделано крепко и надёжно. Гарантированы сломанные ногти при попытке открытия. Быстро обучился открывать эти полезные и нужные инструменты, подцепив их сначала ногтями, а потом поддев металлической клёпкой на ножнах. Неудобно, конечно, но вдруг потребуется для выживания. Использовать второй нож для открытия инструментов первого было как-то перед людьми совестно.



Шило. Вот к шилу претензий нет. Если уж вам удалось отогнуты его (без травм и «такой-то матери»), то послужит оно вам на славу, в мешке его точно не утаишь. К плоской отвёртке тоже придраться сложно. Ну, кроме шуток и смеха при открывании. Общее для шила и отвёртки слабое место - полное отсутствие фиксации в рабочем положении. Что может привести обладателя «Оборотня» к лёгким телесным чудесам. Ну и, орудуя шилом да отвёрткой надо следить за положением клинка и не хватать нож руками как попало, риск случайно порезаться при работе не иллюзорен.

Гвоздодёр. Тут без иллюзий, вычёркиваем. Металл напрягается и гнётся сразу, при небольшом начальном усилии. Нож просто сломается при более-менее ощутимом рывке, необходимом для выдирания серьёзного гвоздя. Мелкий гвоздик будет «Оборотню» вполне посилен, а крупный, скорее всего, окажется летален. Я не стал рисковать и ломать нож, вовремя унялся в гвоздодёрном угаре.



Но ведь не может же случиться так чтобы нож совсем уж ни на что не годился! Ну и русскому человеку пристало пенять не на нож, а на свои руки. Посмотрим на «Оборотня» под иным углом. С задачей открывания банки тушёного мяса нож справился удовлетворительно. Поскольку лезвие его массивно и широко, то им будет удобно открывать банки большого диаметра, например, с консервированной атлантической сельдью. Каковых сейчас, наверное, и не производят. А обыкновенную тушёнку нож вскрывает грубо. Банку приходится буквально кромсать, прилагая серьезные усилия для контроля клинка. В зависимости от диаметра банки, вскрытие производится четырьмя-шестью энергичными прорезами верхней крышки. Здесь-то и выясняется окончательно: рукоять ножа изначально сделана какими-то врагами так, чтобы очень быстро наминать ладошку и прямо таки вынуждать пользователя задуматься о работе в перчатках. Это, считаю, оглушительный успех для любого ножа.



Обратите внимание на два неглубогих паза, сделанных для более надёжной фиксации фиксатора, фиксирующего половинки рукоятей. Странно, но с другой стороны эти пазы отсутствуют. Ладно, наплевать на то, что размер фиксатора никак не подогнан к размеру рукоятей (на моём экземпляре он на пару миллиметров больше, чем необходимо и его приходится силой насаживать на дерево рукоятей) и ничего толком не фиксирует, но почему пазы-то для него с другой стороны не сделали?
Полная же симметрия конструкции. Загадка.
К слову: резать жесть консервных банок ножом не так уж и обязательно, это работа для открывалки. Ещё, как ни странно, банку удобно открывать топором, но лучше всего таки действовать открывалкой. Например, овеянной заслуженной славой и обросшей легендами P-38, сделанной в США.



Или, если вдруг потратить 50 рублей на патентованную складную легенду иностранного производства нет никакой возможности, то вполне сгодится и отечественный аналог. Часто не складной и, бывает, совершенно незаточенный. Речь, конечно, про металлическую версию, пластиковая открывалка из отечественного сухого пайка ИРП предназначена для вскрытия консервов в толстой фольге, потому для обычных жестяных банок не подойдёт.



Отечественные пластиковая и металлическая компактные открывалки. Дешево, сердито.



Спецоткрывалка, конечно, вызывает недоумение у мужественных любителей брутального вскрытия сгущёнки алебардой, всячески нарушает саму концепцию «А вот выживальщик!» и вряд ли поможет вырыть окоп полного профиля, отбиваясь от стада каннибалов или срубить корабельную мачту в тундре. Но со своей работой справляется вполне успешно. И места много не займёт. Укомплектовал такой кармашек на ножнах, иногда позорно пользуюсь в лесных далях :).



Обычно у меня в узелке с мыльно-умывальными принадлежностями находится место и для такого немецкого столового набора. В нём тоже предусмотрена годная открывалка для консервных банок.

Нашлась и такая область приложения усилий, где «Оборотень» проявил себя с самой лучшей стороны: когда сидишь с большой лопатой в яме и на дне появились человеческие останки вперемежку с оружием и снаряжением погибшего бойца, орудовать лопатой становится не очень удобно. Даже если речь идёт о малой пехотной лопатке, ошибочно называемой «сапёрной». Тут надо браться за нож и активно тыкать клинком в грунт, который бывает разным.



Типичный пример работы ножом в яме с останками. По ссылке можно познакомиться с подробностями.
«Оборотень» со своим широким внушительным клинком очень даже годен для такого дела. Плюс - он уже есть в наличии, его не жалко поцарапать или затупить в грунте. Несовершенство рукояти в такой момент отлично нивелируется необходимостью работать в перчатках, даже в просто полотняных, а ещё лучше, если перчатки брезентовые, да со спилком.



Так вот, в грунте «Оборотень» оказался очень полезным. Правда, оба его недоделанных «серрейтора» после такой работы служат поставщиками песка и грязи в ножны, в которых, понятно, люверса или там просто отверстия для выливания-вытрясания-выколачивания всякого лишнего не предусмотрено. Если вымыть нож сразу после работы негде (а такое бывает нередко), то в ножнах гарантированно раздастся скрежет песка о металл ножа и пластик ножен. Ничего особенно страшного, но царапает нож и раздражает владельца.

Открывалка для пробок. Пиво открывает отменно. Но не так уж часто в лесу можно встретить бутылочку пива, а открывание бутылки пива в городе при помощи «Оборотня» я себе даже и представить не могу.

Как следует натестировавшись и напользовавшись ножом за несколько поездок, вложил его ножны и убрал в рюкзак до лучших времён. В одной из следующих поездок нож внезапно пропал, незаметно для меня выпав из внешнего рюкзачного кармана на одном из пеших переходов. Но потом «Оборотень» так же внезапно нашёлся. Именно там, где я его и выронил из рюкзака. Чуть больше двух лет, с апреля по май, нож провёл в одиночестве на сильно заросшей лесной полянке под открытым небом близ деревни Цемена. Правда, нож был в ножнах, но ни о какой герметичности последних и речи быть не может. Итог после просушки и чистки был таков: ни одного пятнышка коррозии на металле, а деревянные накладки отделались всего лишь трещинами на лакированной поверхности. Сам факт возвращения беглого «Оборотня» в руки хозяина, понятно, мистичен донельзя, тут и обсуждать нечего. Но есть в нём и что-то очень трогательное, почти былинное. Так нож оброс своей собственной историей и перестал быть обезличенным.



Как и было обещано в начале, нож «Оборотень» конструкции Игоря Скрылёва и производства нижегородской компании «САРО» оказался действительною необычным. Поскольку коллекционирование ножей лично мне не очень близко и понятно, будем считать что этот достойнейший экземпляр зачисляется на бессрочное хранение в качестве овеществлённого напоминания о результатах погони за полной универсальностью и «спецназначением». С такой оговоркой: идея максимального насыщения ножа полезными функциями в ущерб удобству, помноженная на качество изготовления и приправленная добротным ценником рождает «Оборотня». Сложно сказать почему «Оборотень» получился таким удивительным продуктом. Видимо, свою роль сыграли четыре или пять составляющих, среди которых: конструктивные ошибки и недочёты, особенности отечественной культуры ножевого производства, используемые материалы и, понятное дело, разной степени прямизны руки счастливого обладателя.



Конструктор ножа Игорь Скрылёв. Слышал, что он скончался в начале сего года. Правда?



Не так давно с огромным удивлением повертел в руках очередные современные версии «Оборотня», предлагаемые широкой общественности на прилавках оружейных и охотничьих лабазов. За какие то полторы-две тысячи рублей можно без всякого разрешения приобрести свой личный экземпляр ножа выживания, клинок которого украшен чудовищной силы «хохломой», призванной, видимо, имитировать некий художественный вкус производителя. Выглядит как-то совсем дико и нелепо. Не остались, кстати, в безвестности и наши трудолюбивые китайские соседи. Поднатужились и бабахнули по общемировому потребительскому рынку своим собственным видением «Оборотня». В руках иностранный клон не держал, но выглядит он примерно вот так:



Ну и пара слов к начинающим любителям всеразличного экстремального выживания и адептам подготовки к так называемому «БП»: представленный в обзоре нож выживания и прочие ему подобные - безусловно хороши и нужны в случае, если под рукой ничего больше нет. Если же упомянутый «БП» в ближайшие дни не грядёт и есть время заняться вдумчивым выбором ножа «на случай непредвиденной агрессии», то я бы рекомендовал присматриваться к товарам предназначенным всё же для обычного, рядового пользования. А не для выживания. Сам лично, кстати говоря, имея тогда сегодняшний опыт и выбор, остановился бы на вполне мирного вида продукции шведской фирмы Mora, швейцарском Victorinox или на дважды финском ноже, разработанном бывшим полковником финской армии Пелтоненом - Sissipukko M07 J.P. Peltonen.



Тот, который подлинее - M95, тот, что покороче - как раз и есть M07.


P.S. Ну и чтобы два раза не вставать. На тернистом жизненном пути встретилось устройство, исполняющее свои ключевые обязанности ещё ловчее «Оборотня». Имя ему - лопата. Но не простая, а опять спецназначения: складная, лёгкая, на нанотехнологиях, с пилой и прочим титановым выпендрёжем. Первым делом мощно себя проявила пила: воткнуть лопату пилу в грунт без специальных усилий никакой возможности нет. Копать этим недоразумением возможно, но трудно. От нахлынувшего отчаяния хозяин новенькой лопаты попробовал ей что-нибудь перепилить. Пилить лопата тоже отказалась, завязнув накрепко в корявой осинке толщиной с бедро младенца. Не пилит. Наверное, надо развести зубья и подточить их. Подточили, развели. Результат не улучшился, а копать стало вообще невозможно. Хоть назад разводи. Последнее фиаско спецлопата потерпела при попытке перерубания ею нетолстого елового корня. Один из «шарниров» скрипнул и прекратил исполнение своих обязанностей. Лопатка получила несколько неожиданных степеней подвижности без возможности как-то эти степени контролировать руками. За что и была была немедленно утоплена в болоте. «Спецназ уходит под воду», в общем.

поножовщина, фотография, чужие фотографии, караул!, хозяйке на заметку, ссылка

Previous post Next post
Up