(no subject)

Aug 24, 2015 13:17

"Ригвѣда" - очень хорошій исходный матеріалъ для осмысленія того, что есть религія, а что - вѣра, и въ какихъ отношеніяхъ онѣ суть между собою. Если понимать подъ вѣрою - какъ это принято сегодня - только буквальное принятіе чьего либо нарратива, то какъ можно вообще вѣрить въ вѣдійскихъ боговъ? Всѣ они суть ничто иное, какъ поэтическіе образы, это еще Будда объявилъ, а брахманы знали за поколѣнія до Будды. Болѣе того, любая сакральная книга любой религіи, у которой только есть такая книга - Библія, Авеста (точнѣе - Зендъ, весь сводъ на авестійскомъ и пехлевійскомъ языкахъ), Вѣды, со всеми теξтами, что къ нимъ прилагаетъ индуистская традиція, Коранъ - это поэзія особаго рода, искусство сочинять которую нынѣ утрачено. Практически какъ и искусство вѣры. Отъ вѣры сегодня требуютъ доказательствъ, причемъ такихъ, какими намъ обосновываютъ наши школьныя знанія: теоремы и научные законы. Но всѣ такого рода доказательства остаются лишь въ предѣлахъ нарратива. Доказать теорему, Пиθагора или Ферма, - это только доказать данную теорему, доказать законъ сохраненія вещества или Ома - это только доказать данный законъ, но умѣете ли вы доказывать теорему о среднемъ (точнѣе, знаете ли вы это доказательство) или нѣтъ, будутъ ли отъ этого васъ больше любить дѣвушки (или мужчины, если вы дѣвушка)? Обязанность же знать законъ Ома прилежитъ электрику-профессіоналу, если же вы таковымъ не являетесь, то ваша обязанность - оплатить его трудъ, ежели у васъ какая нибудь будетъ съ электричествомъ проблема. Съ религіей все совершенно иначе. Только по невѣжеству можно полагать, что догматическая структура религіознаго знанія построена на изначальномъ исключеніи всякихъ сомнѣній. Вѣра, повторяю, есть искусство, и религіозный нарративъ собственно требуетъ не вѣры, а довѣрія. И тутъ доказательства отнюдь не исключаются, только инаго, личностнаго свойства, за предѣлами самого нарратива: у васъ есть полная свобода судить, кто есть по правдѣ пастырь добрый и насколько его ученіе схоже съ его дѣлами. Затѣмъ, первый принципъ именно религіознаго истолкованія священныхъ теξтовъ - сводить тѣ мѣста въ нихъ, что разногласятъ между собою; и если намъ кажется это экзотичнымъ въ буддійскихъ катанахъ, то лишь отъ долгой вредной привычки къ школьному богословію. Вѣра же и не нуждается въ доказательствахъ, потому что возникаетъ не извнѣ, но изъ глубины души, искушенной довѣріемъ, умѣщей имъ рѣшать сомнѣнія, это ея внутренняя личная сила, которая сама уже ведетъ душу, особенно тамъ, гдѣ нѣтъ никакихъ иныхъ источниковъ свѣта. Потому и Спаситель уподобляетъ ее горчичному зѣрну: если въ насъ она воистину есть, уже неважно много ли ее, ибо какъ бы ни былъ густъ мракъ вокругъ нея, внутри ли насъ или вовнѣ, она способна передѣлать и нашъ внутренный міръ и тотъ міръ, что вокругъ насъ.

airyan

Previous post Next post
Up