Н. А. Семашко о Советском Здравоохранении (часть V)

May 19, 2017 07:08


XIII. ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ OБPA3OBAHИЕ B CCCP

Государственная организация всей системы здравоохранения в СССР определила и постановку высшего медицинского образования в СССР.

И в этом деле имеется громадная принципиальная разница в постановке дела в зарубежных капиталистических странах и в СССР; и в этом деле советская медицина сказала свое новое слово.

Разница эта не только количественная, но, главное, - качественная.

B CCCP вместо 13 медицинских факультетов, существовавших в 1913 г. В царской России,  имелось в 1946 г. 72 высших медицинских учебных заведения. Количество обучающихся в них студентов достигает колоссальной цифры 116 000 (вместо 8500 студентов в 1913 г.). Таков количественный масштаб работы. Число врачей в CCCP B 1940 г. Равнялось 130,4 тыс. чел. По пятилетнему послевоенному плану в 1950 г. оно должно достигнуть 223,9 тыс. чел.

Этот количественный объем объясняется прежде всего тем, что в CCCP в отличии от зарубежных стран высшее медицинское образование общедоступно: успевающие студенты обеспечиваются стипендиями, иногородние - общежитиями, студенты пользуются специально организованными для них столовыми. Все это делает высшее медицинское образование доступным широким слоям населения. Двери вузов широко открыты детям трудящихся.

B CCCP в отличии, например, от США нет вузов «первой категории» - для богатых, могущих платить высокую плату за учение «второй категории» - для малосостоятельных.

В СССР все вузы полноценны, все одинаково обеспечены всем необходимым для преподавательской и научно-исследовательской деятельности.


Сеть вузов в CCCP распределяется так, чтобы удовлетворять своими врачами-выпускниками также отдаленные области и национальные республики. В национальных вузах особое внимание обращается на подготовку кадров из коренного населения. Ленинско-сталинская национальная политика находит свое применение и в подготовке медицинских кадров, и В обеспечении ими учреждений здравоохранения.

На кафедрах и клиниках вузов проводится не только педагогическая, но и огромная научно-исследовательская работа: готовятся кадры научных работников. Однако самое главное отличие постановки медицинского образования в СССР от зарубежной состоит в характере и содержании самого преподавания.

Основой преподавания является тот принцип, который выражен в следующих словах товарища Сталина:

«Нет необходимости, чтобы специалист-медик был вместе с тем специалистом по физике или ботанике и наоборот. Но есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, - это марксистско-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма».

На этом принципе основана и научно-исследовательская, и преподавательская (учебная) деятельность советских вузов. Материалистическое мировоззрение является единственно научным мировоззрением. И это особенно важно иметь в виду именно в медицинском образовании, ибо научная медицина несовместима с идеалистическими или виталистическими установками.

Так как высшее медицинское образование имеет своей основной задачей подготовить научно образованных и материалистически мыслящих врачей, то на методику преподавания - на программы занятий, на организацию лекций, практических занятий, производственной практики студентов - обращается особое внимание.

Вузы готовят врачей прежде всего для практической работы в учреждениях здравоохранения. Постановлением правительства от 23/VII 1930 г. все вузы переданы в ведение так называемых «оперативных» народных комиссариатов (ныне - министерств). Таким путем устанавливается более тесная связь между преподаванием и запросами жизни. Вузы выпускают врачей, которые вышли из народа и служат народу, служат не по принуждению, а добровольно, с охотой. Однако этим ничуть не устраняется единство организационно-методического руководства работой всех вузов. Установление плановости и единства в подготовке специалистов осуществляет Министерство высшего образования как единый организационно-методический центр. Это Министерство ведает также подбором и распределением высшего преподавательского состава в вузах.

Вузы являются главным резервом, из которого черпается молодая смена научных работников. Среди студентов довольно широко распространены научные кружки по различным специальностям; кружки эти объединяются в научные студенческие общества, работающие под руководством преподавателей. Наиболее способные и проявившие склонность к той или иной отрасли медицины остаются в вузах в качестве аспирантов, ассистентов, ординаторов для дальнейшего усовершенствования. Вузы оказывают всяческое содействие (притом бесплатное) в подготовке кандидатских и докторантских диссертаций молодыми учеными.

Для повышения качества подготовки в вузах введен шестилетний срок обучения. Это означает не механическую прибавку года учебы к пятилетнему прежнему курсу, а глубокий пересмотр всех программ преподавания и углубление преподавания как теоретических, так и клинических дисциплин. Советский врач должен быть глубоко и разнообразно научно образованным врачом, а не узким техником своего дела. Институты усовершенствования врачей и крупные лечебно-профилактические учреждения предоставляют возможность врачам повышать свою квалификацию и специализацию.

Так, советское здравоохранение не только организует подготовку будущих врачей, но и помогает им повышать свои знания и тем самым повышать качество медицинского обслуживания советского народа.

И во всем этом - принципиальное отличие постановки дела высшего медицинского образования в СССР от зарубежной. Таким образом, в области высшего медицинского образования господствует тот же принцип: государственная плановая организация всего дела, удовлетворение нужд советского народа.

XIV. ВРАЧ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ И ВРАЧ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СТРАНЫ

Самым замечательным результатом советской организации здравоохранения является то, что она переделывает самих людей, самих медицинских работников.

Целый ряд зарубежных беллетристических произведений ярко и правдиво характеризует положение и психологию врача в капиталистической стране.

Профессор ларингологии Гик у Синклера Льюиса «Мартин Эрроусмит» поучал своих слушателей, как им надлежит работать в будущем.

Профессор Гик, как отоларинголог, твердо верил, что гланды существуют в человеческом организме только для снабжения врачей-специалистов закрытыми автомобилями. Каждого врача, оставляющего пациенту гланды, он считал бесчестным неучем, пренебрегающим здоровьем больного и комфортом врача. По его глубокому убеждению, удаление части носовой перегородки никогда не причиняло никакого вреда больному. Последнему было вполне достаточно части, оставшейся после операции, которую доктор Гик производил и в том случае, когда самое тщательное исследование носоглотки пациента не давало ничего, кроме разве указания на то, что больной слишком много курит. Гик яростно нападал на теорию о «предоставлении природы самой себе». Помилуйте, средний человек с достатком ценит внимание! Он не особенно высокого мнения о специалистах, если они не оперируют его от времени до времени, чуть-чуть и не слишком болезненно. Гик ежегодно произносил классическую речь, в которой, высоко паря над отоларингология, подвергал критической оценке всю медицину и излагал благодарным целителям рода человеческого метод добывания приличного гонорара:

«Знания имеют величайшее значение в медицине, но сами по себе они - ничто, пока вы не можете продать их. А для того, чтобы сделать это, вам необходимо прежде всего произвести впечатление на людей, обладающих долларами. Старый ли это пациент или новый, - вы всегда должны быть по отношению к нему искусным продавцом. Объясните ему, а также его напуганной и взволнованной семье, сколько упорного труда и внимания вы уделяете его болезни, и дайте ему, таким образом, почувствовать, что польза, которую вы ему приносите или собираетесь принести, гораздо значительнее того гонорара, который вы предполагаете себе назначить. Тогда, получив ваш счет, он не истолкует его ложно и не будет протестовать».

Если в этом рассказе и есть известная сгущенность в красках, то по существу рассказ правдиво передает психологию частнопрактикующих врачей в капиталистических странах. Конечно, среди зарубежных врачей есть и врачи-гуманисты, которые иначе понимают свои обязанности врача, чем учитель молодежи у Синклера. Но что является правилом и что исключением? Это зависит от почвы, на которой произрастают эти явления. Капиталистическая почва - каменистая, неблагоприятная для произрастания гуманных идей. Если в капиталистическом обществе homo homini lupus est, то o каких же  гуманных чувствах можно говорить? Это находит свое отражение и в поведении врача. Звериное фашистское общество породило преступников из врачебного мира. Дипломированные убийцы, святотатственно носившие имя представителей самой гуманной профессии, - вот продукт гнилостного распада фаIшистского общества. Но никогда не надо забывать, что фашистская медицина лишь поставила грязную кляксу вместо «точки над и». Не надо забывать, что французы Гобино и Ляпуж были провозвестниками фашистских расовых теорий во Франции. Такие же проповедники «расовой теории» были и есть в Англии, в США и во многих других странах. Не надо забывать, что расовые учения в области медицины в настоящее время лишь притаились, то и дело прорываясь наружу. В «демократических» США находятся «ученые» медики, которые и теперь «научно обосновывают» варварские мероприятия против негров, как против носителей «низшей» расы. Поэтому задача разоблачения и искоренения фашистской идеологии в области медицины является не менее актуальной, чем в других областях научной и практической деятельности. Понятно, что и вопросы так называемой «врачебной этики» диаметрально противоположно решаются у нас и в капиталистических странах.

По существу понятие врачебной этики охватывает три группы вопросов: 1) отношение врача к больному, 2) отношение врача к коллективу (обществу) и 3) отношение врачей друг к другу.

Отношение врача к больному построено у нас на диаметрально противоположных моральных основаниях по сравнению с положением в капиталистических странах. Там частная медицинская практика неизбежно создает ненормальные отношения между врачом и пациентом: погоню за гонораром, рекламу и т. д., не говоря уже о таких возмутительных явлениях, как затягивание лечения в целях выкачивания средств из кармана больного, постановку диагноза «болен» здоровым людям, особенно при диагнозе венерических заболеваний, и т. д. Нет и не может быть таких отношений при организации государственной бесплатной помощи населению. Наоборот, даже личный, профессиональный интерес врача у нас - поскорее вылечить больного. А для этого врачу даются все средства и возможности. Вот почему едва ли в какой другой стране врачи и вообще медицинские работники проявили столько любви и самопожертвования в минувшую войну на фронте и в тылу, как в нашей стране. Истинно гуманное понимание обязанностей врача, его долга в отношении населения возможно только тогда, когда между врачом и пациентом не залегают корыстные соображения.

Такая же разница и в отношениях врача к коллективу. Почему в капиталистических странах (ни в одной) нет точного учета венерических заболеваний? Потому что врачи, несмотря на строгие распоряжения начальства, скрывают эти заболевания. А почему они делают это? Потому, что за «неразглашение тайны» получают от пациента усиленный гонорар. Венерология - самая прибыльная для врачей капиталистических стран из всех врачебных специальностей. Вот почему именно в этой области там расцветают наиболее отвратительные явления. Частнопрактикующий врач знает больного, а не общество. Что ему Гекуба, а что он ей? Он знает свое дело, лечит больных, получает гонорар и этим ограничиваются его интересы, а часто и общественно-политическое сознание. Известно, что корпорация практикующих врачей была главным противником введения государственного социального страхования от болезней.

Диаметрально противоположно положение у нас. Врач - служащий советского государства, слуга народа. Он для этой службы обеспечивается государством - и материально, и морально - возможностью так лечить больного, как этого требует современная медицинская наука. К его услугам консультации опытных товарищей, возможность помещения больного в нужное квалифицированное лечебное заведение для исследования и лечения и т. д. и т. п.

Больше того, врач в советском государстве не только лечащий врач, но и одновременно орган и затор здравоохранения. Мы уже не говорим о врачах - организаторах здравоохранения par excellence, о санитарных врачах, эпидемиологах, о работниках охраны материнства и младенчества и т.д. Ho и простой лечащий врач в CCCP - opганизатор здравоохранения в своей области. Врач больничный, естественно, заботится о лучшей постановке дела в больнице, - ведь это же его прямой интерес! Ибо он - государственный служащий, постоянный работник этой больницы, а не гастролер в ней, как это бывает в капиталистических странах, где к тому же не столько медицинские, сколько коммерческие интересы являются лейтмотивом деятельности платного лечебного заведения.

Каждый добросовестный советский врач вкладывает свои усилия в улучшение постановки здравоохранения в нашей стране. Потому-то так крепнет и растет советское здравоохранение, что оно строится руками миллионов советских медицинских работников и советской общественности. Советский врач - государственный служащий - видит перед собой интересы коллектива, общества. Вопросы так называемого сохранения врачебной тайны, над которыми столько лет ломали себе головы буржуазные медики и юристы, столько исписали бумаги, для советского врача решаются просто: интересы коллектива выше интересов отдельного лица.

Врач обязан хранить тайну, доверенную ему пациентом, иначе подрывается моральная связь с больным, подрывается доверие больного к врачу. Но если сохранение тайны грозит интересам окружающих, коллектива, врач не должен связывать себя тайной. Если врач констатировал заразное заболевание, грозящее окружающим, он, по нашим законам, обязан немедленно сделать об этом сообщение руководящей инстанции и в нужных случаях изолировать больного.

Вопросы сохранения врачебной тайны теряют, впрочем, в СССР ту остроту, которую они имеют в капиталистических странах: по мере роста сознательности и культурности населения у самих больных уменьшается желание «сохранить тайну» во вред другим.

Больные заразными болезнями в СССР сами не желают держать заболевание в секрете, раз это заболевание благодаря «тайне» угрожает здоровью окружающих и родственников. Они сами просят, чтобы их отправили в лечебные заведения во избежание распространения инфекции.

Советский врач - общественный работник. Таким делает его не только наша система медицинского образования, но и самая работа. Рядовой советский врач в массе своей на на несколько голов выше в медицинском отношении и по политической сознательности врача любой капиталистической страны.

И, наконец, отношения врачей между собой. Эти отношения в условиях частной медицинской практики лучше всего определяет латинская пословица: homo homini lupus est, medicus medico lupissimus. Борьба за клиентуру, подсиживание друг друга, саморекламирование - неизбежный результат системы частной медицинской практики.

Ничего этого нет и не может быть у нас, ибо хотя частная медицинская практика у нас не запрещена, но в общей системе медицинской помощи она не играет почти никакой роли.

3АКЛЮЧЕНИЕ

Таковы вкратце теоретические основы советской медицины.

Жизнь, практика являются лучшими критериями правильности различных построений, идей, принципов, учений.

Жизнь сурово проверила правильность принципов построения советского здравоохранения.

В тяжелые годы гражданской войны, блокады нашей страны империалистами, голода, разрухи, пандемий советское здравоохранение выдержало испытание: эпидемии были побеждены, санитарное благополучие населения быстро восстанавливалось.

Еще более тяжелый экзамен выдержало советское здравоохранение в годы Великой Отечественной войны. Прекрасная военно-санитарная организация на фронте, четко поставленная эвакуация раненых и больных, развертывание хорошо оснащенных специализированных госпиталей, помощь научных медицинских учреждений и научных работников, помощь советской общественности, крепко слаженная санитарно-эпидемическая организация,-все это обеспечило то, что больше 70% раненых возвратилось боеспособными на фронт и Советский Союз в тылу и на фронте не знал массовых эпидемических заболеваний.

Фашистам, несмотря на все их старания сеять заразу среди нашего населения, не удалось поколебать санитарного благополучия советского народа. Ни одна страна и ни один другой строй не могли бы выдержать таких испытаний войны, основная тяжесть которой пала на плечи советского народа.

Так, «тяжелый млат, дробя стекло, кует булат». Советское здравоохранение из всех этих испытаний вышло еще более окрепшим.

Советское здравоохранение, как и весь советский государственный строй, - самое демократическое здравоохранение в мире. Вот почему в странах новой демократии (Югославия, Болгария, Польша и др.), где государственное управление перестраивается на началах, удовлетворяющих требованиям народа, здравоохранение строится на тех же началах, на которых развивалось советское здравоохранение: бесплатная государственная медицинская помощь, плановость и единство управления, проведение профилактических мероприятий в работе, особое внимание - подрастающему поколению, участие самого населения в охране его здоровья, широкое санитарное просвещение и т. д. В самой демократической стране в мире, в Советском Союзе, родилась и развивалась самая демократическая, организация здравоохранения.

Прочность основ советской медицины, правильность направления работы в области здравоохранения - направления, определенного партией и правительством, - служат твердой гарантией того, что в результате работ по выполнению и перевыполнению послевоенного пятилетнего плана советское здравоохранение поднимается на еще более высокую ступень по сравнению с довоенным уровнем. Количественно по целому ряду показателей советское здравоохранение уже достигло довоенного уровня. Предстоит упорная и трудная работа по повышению качества медицинского обслуживания населения, и в этом - центральная задача органов здравоохранения в четвертой пятилетке.
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV

PS Закончила, если кто найдет чего-нибудь не того, прошу дать знать. С учетом пожеланий, добавила ссылки на все части. Павел, ❣ сами знаете за что.

#здравоохранение в СССР, Н.А Семашко

Previous post Next post
Up