IKEA и стадо подопытных остолопов

Jul 19, 2019 06:05


Ах, не написать ли мне опять про Швецию! Впрочем, не совсем, поскольку в основном намереваюсь описать мегасклад не очень качественной мебели и другого никому ненужного хламья под названием IKEA. А также некоторые приемы, используемые этой компанией для того, чтобы произведенное в немеренном количестве барахло живо расходилось среди доведенных до нужной кондиции простофиль. Как раз супротив поста, который давеча целый божий день мозолил мне глаза в плывущей строке живого журнала “Икеа-пять гениальных товаров”.




Да, IKEA уже вовсе не шведская, а скорее мультинациональная компания с голландской штаб-квартирой в придачу. Тем не менее, основателем компании является шведский гражданин Ингвар Кампрад, которого в 2015 году занесли в десятку богатейших людей планеты по версии “Форбса”, после того как он нажил непосильным трудом около 40 млрд живительной-по крайней мере для капиталиста! -зелени.1



Гражданин Кампрад основал свою компанию в 1943 году, и, возможно, события того времени наложили свой отпечаток на бизнес-модель этого предприятия, позволив ему впитать все лучшие традиции манипуляций и психологических уловок в духе таких мастеров своего дела как гражданин Геббельс и иже с ним.  В общем, прошу ознакомиться с информацией ниже, и если после ее прочтения у вас не возникнет стойкое ощущение того, что толпы покупателей IKEA держат за стадо недоумков, то это скорее всего от того, что у вас развилось состояние отрицания действительности.



Итак, начну с некоторых подробностей биографии нашего основателя. Маленький Ингвар был не обычным мальчуганом, который беззаботно носился с соседскими приятелями по улицам Швеции; вместо этого он, будучи пяти годов от роду, начал промышлять продажей спичек для получения барышей. Не все дети понимают ценность денежных купюр в таком юном возрасте! К десяти годам пацан расширил ассортимент и стал барыжничать всякой ерундой вроде елочных украшений и карандашей, в основном наживаясь на своих ближних. 1

Да, представьте, этакий ангелочек стучит в дверь соседям и с очаровательной улыбкой просит купить у него игрушечку к рождеству. Кто устоит? Таким образом гражданин сумел присовокупить заработанные им аржаны к тому, что давал ему отец за хорошую учебу, и уже в 17 лет открыл свое собственное дело.1 Герой, не так ли?



Ага, не то что лишенные предприимчивости советские подростки, которые в его годы убегали на фронт как раз в то же самое время, дабы добровольно ценой собственной жизни защищать таких же ближних. На последних, оказывается, следовало бы наживаться по примеру успешного основателя.



Вероятно, подобные способности Ингвара оказали решающее влияние на то, что он стал не только владельцем бизнеса, но и сочувствующим нацистам Германии и даже вступил в ряды молодежной нацистской организации на территории Швеции. 1

А Швеция в то время тоже была еще тем гадюшником. Могу предположить, что мало кто наслышан о том, что там до 1975-го года существовала практика насильной стерилизации граждан, которые не вышли лицом из-за смешанной крови или выглядели не так, как принято; наконец, просто имели какие-то дефекты.2



Между тем еще в 1922 году в стране открыли государственный институт расовой биологии-это вам не какой-нибудь затрапезный физико-химический институт им. Л. Я. Карпова, где было положено начало изучению атомной энергии!  В расовом институте изучали такие важные вопросы как евгенику и то, насколько арийской была шведская нация. Разумеется, чем арииестее, тем лучше, поэтому в расход пошли все те, кто по каким-то причинам не приглянулся тогдашнему господствующему классу.

Мечтатели о социализме как в Швеции должны на секунду задуматься: прежде чем счастливым шведам стали раздавать щедрые подачки, 63 тыс граждан 3 были подвергнуты насильной операции- упаси бог, если хоть один инвалид или одинокая мамаша окажутся на шее общества, ибо там все места уже заняты более солидными господами.



Не буду особо останавливаться на экспериментах над умственно-отсталыми людьми для медицинских исследований-об этом следует написать целую статью. Однако замечу, что данные исследования проводились государственной медицинской комиссией в сотрудничестве с частными компаниями. Чего и следует ожидать от буржуазного государства, служащего интересам господствующего класса.

Представителем которого и являлся наш Ингвар, ныне почивший. Он, к слову, в 1973 году специально переехал в Данию, дабы не платить налоги.1 Как истинный шведский ариец и благодетель нации.

Но вернусь к IKEA. Мало того, что весь хлам, продаваемый в магазинах этой сети, изготавливают на фабриках компании в странах третьего мира, с тем чтобы продавать товары по низкой цене, точнее продавать товары по умеренной цене, но при этом платить наемной рабочей силе сущие копейки за труд; так еще затейники-маркетологи этой компании пуще, чем все остальные на подобных вакансиях, уже несколько десятилетий подряд не перестают думать над тем какие психологические приемы следует использовать на гражданах потребителях с тем, чтобы заставить их купить как можно больше ненужного хлама.



И уже имеют в своем арсенале довольно много интересных трюков. Например, строят свои магазины подальше от остальных торговых объектов для того, чтобы поездка туда казалось чем-то вроде путешествия в парк аттракционов.4 Действительно, не раз слышала как граждане намыливаются туда как на парад-всей семьей с детьми, с тем чтобы посмотреть и поесть. В результате обязательно что-то покупают- не с пустыми же руками возвращаться!



Тем более, что помещения сетей намеренно проектируют таким образом, что там немудрено заблудиться. Недотепы шведы? Ах нет, они это специально-для того чтобы заманить покупателей в лабиринт и на каждом шагу расставить ловушки в виде всяких безделиц, которые никому даром не нужны, но уж больно дешевы...или во всяком случае так начинает казаться, когда заблудился. Так или иначе, по подсчетам профессора архитектурных технологий Университетского колледжа Лондона Алана Пена потребители, участвующие в подобных крысиных бегах, покупают на 60% больше, чем планировали. 5

Кстати, по той же причине в зданиях нет окон. Покупатели теряют чувство реальности- не замечают, что на дворе давно уже вечер, и хватают все, что попадет под руку.



Еще одна уловка-относительно дешевая еда где-нибудь в середине лабиринта.  Дело в том, что по данным Института маркетинга запахов,-во как!-потребители склонны тратить гораздо больше денег, если у них возникают определенные ассоциации с тем или иным ароматом.6

В компании IKEA выяснили, что запах жаренных фрикаделек 7, например, не только вызывает желание закупить чертову дюжину сковородок и кухонных лопаток-чтоб самим дома таких нажарить! - но еще раздобреть от еды и загрести прорву полотенец, батареек, штор и, пожалуй, такие разноцветные подставки для свечек в ванную для пущего счастья.

Еще одна немаловажная деталь-мебель этой компании нужно собрать самому. Казалось бы, это дает возможность продавать дешевую мебель- чуть не себестоимости, ага. Раз сам собрал-значит доброму капиталисту меньше достанется, ибо он, обделяя себя, на этом этапе не эксплуатирует рабочую силу, а предоставляет покупателю самому доделать и сэкономить себе целую уйму деньжат. Но нет! Опять уловка.



Оказывается, есть такой психологический прием, получивший название “эффект IKEA” 8, который заключается в том, что производители используют естественную потребность каждого в созидании для того, чтобы дать потребителю уверенность в собственной значимости, а следовательно вынудить его потратить как можно больше денег на то, что может казаться результатом собственного труда. Ах, человеческая природа! Все кругом настолько ленивы, что на их желании созидать сделали не один миллиард!

Помимо всего этого, разные штучки по мелочам: компания изготавливает нестандартные матрасы с тем, чтобы все постельное белье можно было купить только в той же IKEA 9; сотрудники намеренно не прибирают, а иногда даже сами создают беспорядок, чтобы у покупателя создалось впечатление, что товар пользуется жутким спросом и его вот-вот разберут 10; гражданам выдают бесплатные карандаши и листочки, чтобы у них возникло желание ответить любезностью на любезность и купить что-нибудь в благодарность, а также записать свои намерения, дабы от них было труднее отказаться 11 и тд.

В общем, как видно, перед нами очередная сага о героях-миллиардерах, и о том как они используют все средства для своего личного обогащения, оставляя остальных в дураках и нищебродстве.



Нет, конечно, сжигать ничего не надо, но отобрать и поделить...хм, переоборудовать в физико-химический институт...или все таки сжечь? А граждан класса Ингвара Кампрада с прихлебателями-расчищать завалы!

1.businessinsider.com/ingvar-kamprad-10th-richest-2016-1#kamprad-was-born-in-the-south-of-sweden-in-1926-and-by-the-age-of-5-began-selling-matches-for-profit-at-10-he-rode-his-bike-around-the-neighborhood-to-sell-christmas-decorations-fish-and-pencils-1

2.washingtonpost.com/archive/politics/1997/08/29/sweden-sterilized-thousands-of-useless-citizens-for-decades/3b9abaac-c2a6-4be9-9b77-a147f5dc841b/?utm_term=.6cea8454ea6d

3.thelocal.se/20070109/6041

4.icmrindia.org/casestudies/catalogue/Marketing/IKEA%27s%20Global%20Marketing%20Strategy%20-%20Marketing%20Case.htm

5.theatlantic.com/business/archive/2011/04/how-ikea-designs-stores-to-trick-people-into-buying-more/237013/

6.salon.com/2008/09/17/scent_marketing/

7.thisismoney.co.uk/money/bills/article-1711794/The-tricks-stores-use-to-make-you-spend-more.html

8.hbs.edu/faculty/Pages/item.aspx?num=41121

9.realtor.com/advice/home-improvement/things-to-avoid-buying-at-ikea/

10.nytimes.com/2011/04/08/business/08clutter.html?_r=2&ref=stephanieclifford&

11.apartmenttherapy.com/ikea-retail-tricks-buy-more-shopping-behavior-253661

#kamprad, уловки маркетинга, ikea, частные собственники, потребление

Previous post Next post
Up