Как уже писал раньше -
http://omskvich.livejournal.com/260201.html - в 2004году я был оператором документального фильма режиссера Олеси Фокиной «Ангелопочта».
Подробнее о фильме - здесь:
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/375768.html Фильм - о семье Томашевских, которые оказались причастны к судьбам всех самых известных людей, составляющих нашу культуру в середине 20-го века. Главными героями фильма были Зоя Борисовна Томашевская
и ее дочь Настя.
В их доме на Грибоедова 9 бывали, а иногда и подолгу жили Ахматова и Бродский.
- Настя всю жизнь, с детства, мечтала танцевать, Иосиф часто просил - потанцуй, Настенька - и она танцевала под любую музыку. - рассказывала Зоя Борисовна. - Она хорошо разбиралась в классической музыке, могла обсуждать со взрослыми людьми серьезные произведения.
Бродский подружился с Настей, когда она была еще совсем маленькой. Ему самому было лет 25. Он часто останавливался в доме Томашевских. Потом начались лихие времена - аресты, ссылка, психушки… Он отовсюду писал ей письма - в стихах, с рисунками. Он называл их - «Ангелопочта». В одном из писем он Насте написал: - Надеюсь, когда-нибудь эти письма помогут тебе…
Насте было около 25 лет, когда в доме отдыха, где она отдыхала, случился пожар, она потеряла сознание в дыму. Пожарные в огне приняли ее за мертвую, скинули с большой высоты - несколько этажей. На земле кто-то увидел, что она жива, отправили в больницу. Через несколько месяцев ее выписали домой.
- Я заметила, что она стала часто спотыкаться, буквально на ровном месте - а ведь у нее всегда была легкая походка. Мы пошли по врачам - оказалось, то падение не прошло бесследно, нарушена координация ног, требовалась операция.
В тот период многие близкие люди помогали Зое Борисовне. Я не запомнил фамилию французского хирурга, который был знаком с их семьей - он предложил провести операцию бесплатно, главное - доехать до Парижа и оплатить лекарства.
Самый поразивший меня случай:
- Я зашла по делам к Юрию Никулину, он как раз вернулся из каких-то зарубежных гастролей. Когда я собиралась уходить, они с женой вручили мне корзину с фруктами - невиданными у нас тогда бананами и ананасом - для Насти. Я принесла домой, и когда выложила все на стол, под салфеткой, на дне корзинки обнаружила пачку денег - 1000 долларов. По тем временам - невероятные деньги, они нам очень тогда помогли. Никулины знали, что я не взяла бы денег, они им трудно доставались. Советские артисты никогда не шиковали, особенно на гастролях - экономили на всем, питались в номерах гостиниц, готовили на самодельных походных плитах, берегли валюту.
Операции так и не помогли восстановить здоровье Насти. Уже после смерти Бродского, оказавшись в условиях серьезной нужды Зоя Борисовна и Настя приняли трудное решение - расстаться с альбомом. Вырученные деньги дали возможность продолжить лечение.
Так и сбылись слова Бродского, письма действительно помогли Насте.
Запомнился еще такой момент.
Снимали интервью с Зоей Борисовной. В какой-то момент она просит прерваться и набирает номер по мобильному:
- Мишенька! Мишенька, здравствуй, поздравляю тебя с днем рождения! - с улыбкой говорит в трубку, оттуда слышен какой-то до боли знакомый голос, долго и добро беседуют.
- А кто это - Мишенька? - спрашивает Олеся.
- Миша Козаков, у него сегодня юбилей, 70 лет. Мне важно было успеть до начала его вечера в театре, потом не дозвонилась бы.
- А Вы его откуда знаете?
- Да он жил в нашем дворе, был любимый мальчик всех девочек - он был маленький, мы его с 3-летнего возраста на руках носили, наглядеться не могли.
Мишенька, таким образом - известный актер Михаил Михайлович Козаков.
Во время съемок в Питере - был день празднования прорыва блокады - Зоя Борисовна торопила нас закончить съемки: она была приглашена на концерт, в Консерватории должна была прозвучать та самая Блокадная симфония Шостаковича, дирижировал с сын композитора Максим. Нам не хватало достнять пару кадров квартиры, консерватория находилась рядом, но на просьбу задержаться на минуту, Зоя Борисовна ответила категорическим отказом:
- Неужели вы думаете, что я заставлю ждать Ирину Анатольевну?
Оказалось, Ирина Анатольевна - вдова Дмитрия Шостаковича - пригласила ее пойти на концерт вместе, они сидели в одной ложе - люди одной эпохи.