14 июля 1789 года вооружённая толпа парижан ворвалась в крепость Бастилию и таким образом вписала в учебники по истории одну из главных для Франции страниц. Падение наводящей ужас королевской тюрьмы, в которой на тот момент содержалось всего семь узников, стало центральным событием Французской Революции и, пожалуй, главным символом свержения абсолютизма. За несколько месяцев стены и башни Бастилии по камешку разобрали, а на пустыре поставили табличку: «Ici l'on danse» («Здесь танцуют»). Традиция июльских балов сохранилась во Франции и по сей день, а сама дата 14 июля превратилась в национальный французский праздник, по известности во всём мире сравнимый с Днём Святого Патрика или Днём независимости США. За 10 с лишним лет я так ни разу не побывал в Париже в этот знаменательный день, поэтому в этом году наконец решил исправить такое недоразумение. День выдался летним и солнечным, поэтому несмотря на опасения по поводу большого количества туристов я с праздничным настроением сел в электричку и отправился в Город Света, с целью посмотреть военный парад.
Сойдя с поезда в районе музея Орсэ я немного удивился, не увидев той толпы народу, которую ожидал. На перекрытых для транспорта улицах было тихо и спокойно, люди тонкими струйками стекались к Сене, вдоль которой проходила часть парада.
Возле моста Согласия народу было больше, поэтому смотреть на парад пришлось через головы. Этот мост достраивали с использованием камней, вырванных из стен Бастилии. На другой стороне реки - площадь Согласия.
Воздух настолько прозрачен, что виден даже Сакре-Кёр на севере столице.
Люди негромко переговаривались между собой, от души аплодировали проходящим колоннам, а те в ответ запевали военные песни. Всё очень торжественно и в то же время доступно для всех желающих.
Каким-то образом в ряды военных затесался доктор Хаус.
У армии свои собственные операторы.
Народ тоже вовсю снимает, правда в основном на телефоны и «мыльницы».
Стоило пройти чуть дальше, как толпа поредела, и я оказался в самом первом ряду. Сойдя с моста, парад поворачивал направо на набережную Орсэ, где я и расположился.
Никаких ограждений на набережной не было, а до маршировавших солдат я при желании мог бы дотронуться вытянутой рукой.
Этот мужчина (мсье Тулуз, судя по форме) привлёк мой внимание харизматичным и грустным выражением лица. Наверное, вспоминает погибших товарищей.
В толпе много родственников и друзей, и обстановка очень дружеская - люди приходят семьями.
Но вот поток военных кончается, и парад подходит к концу. Люди в форме не уходят, а общаются с друзьями и знакомыми, смеются, фотографируются на память со всеми желающими.
Проезжая часть сразу же стала доступной для пешеходов и велосипедистов.
Девушки засматривались на подтянутых парней в форме, а те в свою очередь приосанивались и гордо улыбались.
После окончания парада я расположился на набережной напротив Большого дворца, чтобы дождаться финала - пролёта авиации над Елисейскими полями.
Рядом - мост Александра III, под которым постоянно проплывали баржи и катера с туристами.
Справа от меня оказалась группа военных в парадной форме.
Солдатский паёк.
Два полицейских катера встретились на Сене, и начался обмен любезностями.
Я же от нечего делать разглядывал окрестности в видоискатель.
Виден кончик обелиска с площади Согласия. Где-то там французский президент принимал парад со своей вип-трибуны.
И вот наконец вдалеке послышался какой-то гул.
Над Гран-Пале пролетели армейские вертолёты.
Ещё несколько минут спустя показались два Альфа-джета из «Патруль де Франс». Почему их было всего два, и куда подевалась остальная авиация, я так и не понял. Концовка оказалась немного смятой. Хотя лучше уж так, чем совсем ничего.
Но оказалось, что завершающий номер программы ещё не прошёл - им стала группа парашютистов.
Ребята долго кружили в воздухе, а потом по одному стали приземляться на площади, прямо на глазах у президента.
Вот теперь уже действительно всё. Но чтобы получить более полное впечатление я решил отправиться на площадь Бастилии и посмотреть то место, на котором раньше возвышались мрачные стены крепости.
В центре площади король Луи-Филипп I установил в 1830 году Июльскую колонну в память об Июльской революции, после которой власть перешла от дома Бурбонов к Орлеанскому дому.
На вершине 80-метровой бронзовой колонны - позолоченный «Дух свободы».
Небольшая табличка на углу дома показывает расположение Бастилии по отношению к современным очертаниям площади. Вопреки распространённому мнению, Июльская колонна не имеет никакого отношения к революции 1789 года.
Именно на этом месте Наполеон хотел увековечить свои победы в Египте, поставив огромный фонтан в виде слона. Гипсовый макет африканского животного какое-то время стоял здесь, а Виктор Гюго в романе «Отверженные» поселил в него бездомного сорванца Гавроша.
На площади Бастилии часто проводятся ярмарки, карнавалы, балы, собрания и другие события. Вот уж действительно: теперь здесь танцуют.
На этом я закончу описание национального французского праздника. Пример салюта в честь взятия Бастилии вы можете посмотреть вот в
этой записи. Да воцарит во всём мире Свобода, Равенство и Братство! Только по возможности мирно и без революций.
Похожие записи:
-
Салют ко дню взятия Бастилии-
Празднование королевской свадьбы-
Фестиваль Святого Патрика