Самый длинный автодорожный туннель в мире находится в Норвегии. Он соединяет городки Лердал и Эурланн и проложен в толще скалы. Его длина - 24,5 километра, а чтобы проехать тоннель насквозь требуется около 20 минут, хотя из-за монотонности езды в замкнутом пространстве это время по ощущениям растягивается на целый час. Зато теперь существует возможность быстро и комфортно путешествовать вдоль фьордов, не петляя по узким горным дорогам (если, конечно, вы не подвержены клаустрофобии). В случае нештатной ситуации в тоннеле воспользоваться аварийными выходами не получится - их просто не существует. Единственный способ выбраться наружу - добраться до одного из двух входов. Выражение «свет в конце тоннеля» здесь воспринимается совсем по-другому. Всерьёз.
Самым длинным тоннелем в мире (независимо от категории) считается Делаварский акведук в Нью-Йорке - 137 км. Самый длинный тоннель метро расположен в Китае, железнодорожный - в Японии. Долгое время самым длинным автотоннелем считался Сен-Готардский тоннель в Альпах. В сравнительно недавнее время его превзошли Лердальский тоннель в Норвегии и Чжуннаньшаньский тоннель в Китае.
2
До того, как был проложен тоннель, путь через горы занимал больше часа и составлял около 55 км. Получается, что удалось вдвое сократить расстояние и втрое - время в пути. С другой стороны, сверху открываются гораздо больше интересные виды, по сравнению с однообразными стенами тоннеля.
3
Смотровая площадка Стегаштейн расположена прямо над тоннелем. Наверх ведёт однополосная дорога с редкими карманами, благодаря которым двум встречным автомобилям можно разъехаться. Движение довольно оживлённое, да и к тому же наверх едут даже экскурсионные автобусы, поэтому начинающему водителю лучше не рисковать. Даже опытный водитель порядком взмокнет, прежде чем доберётся до стоянки рядом со смотровой.
4
5
Деревянный «язык» смотровой площадки резко обрывается, и только стеклянное ограждение отделяет людей от пропасти.
6
Виды фьордов просто отменные. Вот в таких скалах и был проложен Лердальский тоннель.
7
На спокойной глади фьорда волны от катера расходятся правильным треугольником.
8
А рябь на воде напоминает компьютерную графику.
9
Кажется, что если б не паромы, то вода была бы абсолютно гладкой, как зеркало. Скалы надёжно защищают внутренние воды от малейшего дуновения ветра.
10
Здесь мы видим кусочек самого длинного норвежского фьорда Согнефьорда.
11
Кого-то интересуют природные красоты, а кого-то - люди с большим объективом.
12
Со смотровой площадки есть два пути: один - через горы, другой - вниз по серпантину и в тоннель. На кругу перед тоннелем нужно быть очень осторожным. Если случайно свернуть в сторону тоннеля, то развернуться уже будет негде.
13
В Лердальском тоннеле стоит современная система вентиляции и очистки воздуха. Крупные турбины загоняют воздух в стометровую пещеру, где расположен центр по очистке. Здесь с помощью электростатического фильтра удаляются пыль и сажа, а с помощью угольного - диоксид азота.
14
Тоннель поделён на четыре участка по 6 км каждый, между которыми проделаны расширения в виде пещер, где можно остановиться, отдохнуть и, в случае необходимости, развернуться.
15
Пещеры необходимы ещё и для того, чтобы как-то разбавить монотонность тоннеля. Освещение здесь радикально отличается: сине-голубые оттенки с красно-оранжевыми акцентами, напоминающие рассвет.
16
17
Делаем остановку в третьей и последней пещере. До ближайшего выхода - 6 километров.
18
19
Движение через тоннель было не очень оживлённое, и время от времени становилось тихо, спокойно и безлюдно.
20
Приближение машин было слышно заранее, благодаря постепенно нарастающему гулу.
21
22
На самом деле, конечно, чувствуешь себя не очень комфортно, и долго находиться в тоннеле не хочется - ведь над тобой почти полтора километра скалы. Клаустрофобам здесь точно не место.
23
Поскольку аварийных выходов в тоннеле не существует, были приняты дополнительные меры предосторожности. Через каждые 250 метров расположены телефоны экстренной связи с полицией, пожарной службой и скорой помощью. Через каждые 125 метров расставлены огнетушители, а через каждые 500 метров сделаны ниши, в которых можно укрыться в случае ЧП.
24
В случае возникновения чрезвычайной ситуации в тоннеле загораются предупреждающие огни и надписи «Разворачивайтесь и следуйте к выходу».
25
Специальные камеры считают автомобили на входе и выходе из тоннеля, чтобы в случае аварии можно было узнать, сколько машин осталось внутри.
26
Последний взгляд на пещеру - и мы покидаем место стоянки, чтобы поскорее выбраться на свежий воздух.
27
Свет в конце тоннеля - можно выдохнуть.
28
На другой стороне находится городок Лердал и одноимённый фьорд.
29
Лердал долгое время был крупным центром рыболовецкого промысла. В реке, впадающей во фьорд, в изобилии водилась форель, а лосось поставлялся прямиком на королевский стол.
30
31
Извилистый язык фьорда не позволяет рассмотреть масштабы и кажется озером.
32
33
Лердальский фьорд - идеальное место для влюблённых. Судите сами:
34
Для влюблённых в природу:
35
36
Для влюблённых в тишину и уединение:
37
38
39
Для влюблёных в посиделки с друзьями на свежем воздухе. Стол для пикника, мангал и уединение на природе - что может быть лучше?
40
41
42
Утром из окна мотеля вам открывается вот такой вид. Так не хочется уезжать - но к обеду нужно уже быть в аэропорту Осло, проехав около 300 км по извилистым дорогам. Но я забегаю вперёд, а ведь самый любопытный фьорд всё ещё остаётся непоказанным. В следующей записи - узкий Нерёй-фьорд. До скорого!
43
Норвегия:
Часть первая. Общие впечатления. Часть вторая. По северным дорогам.Часть третья. Самый длинный автодорожный тоннель.
Часть четвёртая. Узкий Нерёй-фьорд.Часть пятая. Затерянная среди фьордов деревня Флом.
Понравилась запись? Поделись с друзьями!