Португалия, часть третья. Бедный Порту.

Apr 29, 2014 08:00



«Стамбул - город контрастов», - сказал однажды классик. Я в Стамбуле пока ещё не был, но повидал немало городов, в которых сочетаются бедность и богатство, чистота и беспорядок, зелёные парки и бетонные джунгли. Можно жаловаться на обшарпанные стены, хаотичную инфраструктуру, неровные дороги и визуальный мусор, но все эти детали, присущие как правило бедным кварталам, только оттеняют лоск и ухоженность центральных районов. В фотографии есть такое понятие, как «фактурность» - это шероховатость, неровность, неравномерность, неоднородность, делающая определённый вид фотогеничным. Так вот, я бы сказал, что Порту заслуживает посещения именно благодаря своим бедным кварталам, старым домам и узким улицам. Только в таких местах получится прочувствовать атмосферу этого старинного, красивого и, несомненно, фактурного города.

Моё знакомство с Порту началось с района вокзала Сан-Бенту. Я вышел из подземки и увидел такую картину:


2

Это живописный район в самом центре города. Когда-то эти здания полностью соответствовали статусу проживающей здесь публики - аристократов и буржуа.


3

Сегодня дома уже не выглядят так богато, и если присмотреться, то можно увидеть и отвалившуюся штукатурку, и отслоившуюся краску, и разный визуальный мусор.


4


5

На Цветочной улице (rua das Flores) со временем стали селиться рабочие люди - слесари, каменщики, кузнецы, механики...


6


7

Здесь можно позавтракать булочками с заварным кремом и кофе прямо на улице, но цены окажутся довольно высокими из-за центрального расположения.


8

По пути к мосту Луиша I начинаешь потихоньку проникаться духом старинного Порту, с его узкими улицами и близко посаженными домами.


9

У этого домика окна находятся чуть-чуть ниже уровня моста. С одной стороны - хороший вид, с другой - шум проходящих трамваев и любопытные туристы.


10

Поскольку в Порту очень сложный рельеф, то некоторые улицы на самом деле оказываются лестницами.


11

Можно увидеть признаки бедных районов - висящее на свежем воздухе бельё и спутниковые тарелки.


12


13


14

В Порту тоже существует феномен уличного «искусства», хотя на мой взгляд его масштаб довольно скромен и уж точно не дотягивает до Лондона или Берлина.


15


16

Довольно интересны районы городка Вила-Нова-ди-Гая, расположенные прямо под мостом Луиша I. Пусть это уже не Порту, но сложно представить один город без другого, настолько тесные у них связи.


17

Спуск к набережной оказался по-домашнему уютным и опрятным. В проёме между домами виднеются массивные опоры моста.


18

Над головой плавно проплывают кабинки канатной дороги. Для защиты улиц от падающих сверху объектов были повешены металлические сетки. Необычно должно быть жить одновременно и под мостом, и под канатной дорогой.



19, 20

А вот похожие улицы с противоположной стороны реки. Здесь они какие-то более старые, обшарпанные и фактурные.


21


22

Самое интересное в Порту - это улочки, спускающиеся с холмов к реке Дору. Со смотровых площадок видны только самые крупные из них, но самые колоритные прячутся и петляют между домами.


23


24

Типичная улочка выглядит примерно так, как на следующей фотографии. Плиточные фасады, висящее бельё, спутниковые тарелки, неровная дорога, мощёная булыжником и вполне ощутимый уклон - вот их основные характеристики.


25

На пластиковых стульях частенько сидят и общаются местные жители. Мне категорически не советовали ходить по старым кварталам после наступления темноты, и действительно - вечером здесь было бы по меньшей мере неуютно. Днём можно гулять относительно спокойно - много туристов, да и местные к ним уже вполне привыкли, судя по всему.


26


27

Оцените уклон улицы.


28

Если честно, порой у меня возникало ощущение, что я нахожусь в каком-то пиратском городке на Карибских островах - мне это навеяли спускающиеся к реке улицы. Помните сцену в первых «Пиратах Карибского моря», когда ночью в гавань зашёл корабль и начал палить из пушек по окружающему рельефу? Почему-то мне она вспомнилась.


29


30



31, 32

Что делают люди с ограниченным достатком, если у них не хватает средств на автомобиль? Правильно, ездят на трамвае.


33

Исторических трамвайчиков в Порту меньше, чем в Лиссабоне, и они менее известны, но тем не менее присутствуют. На радость туристам в городе сохранились три трамвайные линии.


34

Реклама «Джеймесона» меня бы порадовала в Ирландии, а в Португалии на трамвае хотелось бы видеть рекламу портвейна (или не видеть её вообще). Видимо производитель виски заплатил больше.


35


36

Интересен тот факт, что трамвайные пути не парные. Трамвай едет в одну сторону, а потом по той же колее катится назад. На фотографии как раз запечатлён момент «разворота».


37

Старинный трамвай - это скорее аттракцион для туристов. Для реального и быстрого перемещения используется лёгкое метро, напоминающее трамвай.


38

За последние годы старые дома у воды немного отреставрировали, подкрасили и сделали из них визитную карточку города. Теперь пейзажи смотрятся красочно и колоритно.


39


40


41


42


43

Набережная старого района Рибейра стала главным туристическим магнитом в Порту. Это часть исторического города, внесённого в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


44


45


46

Рибейра - пример того, как можно модернизировать старые кварталы, сохранить их исторический облик и одновременно сделать привлекательными для туристов. Хотя у администрации города ещё есть над чем поработать.


47

На этой площади я съел своего первого осьминога. Кредитная карточка почему-то отказалась работать, а наличные у меня как раз закончились. Я захотел оставить что-нибудь в залог и пойти снять денег, но официант ответил, что залог не требуется, и рассказал как пройти к ближайшему банкомату. Люблю такое доверительное отношение к людям.


48

Виды здесь просто отменные, и этим пользуются дорогие отели и апартаменты.


49


50


51

В следующей записи покажу вам пышную архитектуру богатых районов Порту, и надеюсь, что контрастность города от этого станет ещё более очевидной.


52

Португалия:

Часть первая. Вступление.
Часть вторая. Лучшие виды Порту.
Часть третья. Бедный Порту.
Часть четвёртая. Богатый Порту.
Часть пятая. Где производят настоящий портвейн.

Понравилась запись? Поделись с друзьями!

Португалия, ЮНЕСКО, Порту

Previous post Next post
Up