Есть на юге Франции невероятный заповедник под названием Камарг (Camargue). Болотистая местность в дельте реки Рона, своеобразный аналог Астраханского заповедника, представляет собой настоящий оазис для огромного количества птиц: уток, цапель, выпей, сов, аистов, чибисов и, конечно же, розовых фламинго, о которых пойдёт речь в этой записи. Эти невероятно красивые птицы, «дети заката», находят в заповеднике обилие пищи и безопасные места для гнездования. Не так уж много уголков в Европе, где можно полюбоваться на такое удивительное зрелище - красновато-оранжевая степь и ярко синяя лагуна, усыпанная бело-розовыми точками. Если вам повезёт, то вы увидите фламинго вблизи, а может быть даже в полёте. Но даже издалека они не оставят вас равнодушными.
Камарг - это 930 квадратных километров солончаков, тростниковых болот, морских лагун и наносных песчаных островов. Добраться сюда проще всего на машине - два часа из Марселя или час из Монпелье. Заповедник не сразу производит впечатление, но чем больше по нему едешь, тем более интересные и разнообразные пейзажи открываются взгляду.
На земле, в воде и в воздухе присутствует морская соль. Только определённые виды растений могут существовать в условиях, где сочетаются солёная вода, песок и сухая почва, выжженая ярким солнцем Прованса.
Особую пикантность камаргским степям придают заросли солероса европейского. Это неприхотливое однолетнее растение, прекрасно выживающее на солончаках, цветёт красным цветом, преображая земные пейзажи в марсианские.
Во Франции солерос иногда используют в качестве приправы или даже гарнира. Из золы растения добывают соду, а сочные стебли могут служить кормом для скота или сырьём для биотоплива.
Я в первый раз увидел во Франции потрескавшуюся от жары почву. Дополнительный контраст этому феномену придаёт протекающая рядом речка.
И снова живучий солерос, только ещё не покрасневший.
А в некоторых местах Камарг - это настоящая пустыня. Удивительно, как такие разные пейзажи могут существовать бок о бок.
Помимо фламинго, заповедник знаменит местными породами лошадей (белых) и быков (чёрных). Камаргских лошадей мне удалось сфотографировать на одной из стоянок, а быков я так и не встретил. Но по крайней мере выполнил главную задачу поездки. Какую - вы уже догадываетесь и скоро увидите.
Поиски фламинго оказались довольно увлекательными. Для начала я заехал в информационный центр, где любезная француженка показала на карте самые интересные места в заповеднике, в том числе и озеро, где промышляют розовые птицы. По дороге туда за каждом поворотом я присматривался ко всем пернатым, но это как правило оказывались небольшие цапли.
На указанном озере сначала ничего интересного не было заметно. Но стоило пройти буквально сотню метров, как вдалеке показались светлые точки. Сердце вдруг начало биться быстрее. Неужели я всё-таки не зря сюда приехал?
Достаю фотоаппарат, выкручиваю зум - и вот оно, счастье!
Фламинго занимаются добычей еды - моллюсков и ракообразных, поэтому постоянно держат клюв на уровне воды. Выглядит всё это довольно странно и даже страшновато - такие бурдюки на трёх ногах, странной походкой бредущие по озеру.
Застать птичек в какой-нибудь интересной позе оказалось непросто - у меня вышёл только один кадр довольно средней интересности. Фламинго только на несколько секунд поднимали головы из воды, а потом снова ныряли клювом.
А точек вдалеке оказалось довольно много.
Слишком уж далеко - 200 мм зума явно не хватало. А поближе подойти нельзя - тут своеобразная зона отчуждения. Люди не мешают птицам, а те в свою очередь не улетают и дают себя фотографировать - с приличного расстояния.
Обрадовавшись, что желание увидеть фламинго оказалась исполненным, я поехал дальше. На берегу солёного озера (бывшего когда-то частью моря) увидел одинокую птицу, не желающую повернуться лицом к фотографу. На заднем плане - маяк Гашоль. Туда мы и отправимся.
Дорогу до маяка можно резюмировать одним дорожным знаком. Это и правда 4 км гравийного покрытия с лежачими полицейскими через каждые сто-двести метров. Хотя стоит заметить, что основные дороги в парке просто отличного качества. Впрочем, как и везде во Франции.
Маяк Гашоль построен в 1882 году. Рядом проходит дамба, защищающая устье Роны от воздействия Средиземного моря.
Смотровая площадка на верхушке оказалась закрыта, а во внутреннем дворике отдыхали двое велосипедистов. Расстояния здесь довольно большие - от парковки до маяка пешком около 15 минут, а самый маленький круговой маршрут мимо маяка составляет 10 км - удобнее всего прогуливаться на велосипеде.
Пейзажи здесь воистину африканские. Я, если честно, всё никак не мог поверить, что ещё нахожусь в Европе. Рыжая степь (или саванна?), озеро с фламинго и горы на горизонте.
Снова 4 км лежачих полицейских, и мы возвращаемся к озеру с фламинго. И тут - о чудо! Птицы подошли поближе, да ещё и подсвечиваются вечерним солнцем. Немедленно останавливаемся и достаём фотоаппарат.
Фламинго очень методично прочёсывают озеро, растянувшись в цепочку и чуть ли не разделив водную гладь на условные квадраты. Судя по всему, дальнюю от дороги часть они изучили днём, а к вечеру приблизились к берегу.
На этом кадре фламинго снова похожи на бурдюки на ножках. Своей странной походкой они мне напомнили существ из какой-нибудь страшной компьютерной игры или фильма ужасов.
В Европе фламинго можно увидеть в заповеднике Марисмас дель Одиэль в Испании, а также на солёных озёрах Ларнаки на Кипре. Если вы знаете ещё такие места, прошу поделиться в комментариях.
Увидев людей с фотоаппаратом птицы начали потихоньку отходить от берега. Ничего не поделаешь. Я сел в машину и медленно поехал вдоль озера. И тут я понял, что если оставаться в машине, то фламинго не станут тебя принимать за потенциального врага и подпустят поближе. Я остановился на пустынной дороге, открыл окно, достал Никон - и на какое-то время забыл обо всём, кроме окошка видоискателя.
Так близко к этим пернатым я и не мечтал подойти.
Мягкое вечернее солнце высвечивало розовое оперение взрослых и серую одёжку молодняка.
Фламинго, оказывается, моногамы, хотя жить любят в колониях по нескольку сотен и даже тысяч особей. В неволе могут прожить более 30 лет.
В контровом свете птицы кажутся полупрозрачными.
Мама и сын. А может быть папа и дочь. Не разобрать.
Не побоюсь сказать, что эти невероятные создания стали одним из главных впечатлений этого года. Ради такого представления стоило пересечь Францию. Жалею, что у меня нет линзы с большим фокусным расстоянием. Впрочем, на это я уже сетовал, когда ездил на авиасалон в Ле Бурже. Самолёты - они ведь тоже птицы. И всё-таки между споттингом и анималистической фотографией я бы выбрал последнее.
А вам, дорогие друзья, доводилось фотографировать необычных птиц и животных? Может быть вы бывали на сафари в Африке или в каких-нибудь других заповедниках? Поделитесь информацией и кадрами.
Похожие записи:
-
Ричмонд-парк-
Ферма Мадшут с видом на небоскрёбы-
Вдоль речки Ли