Несколько месяцев назад я написала
пост о новом ремиксе на всемирный хит - песню Бориса Потёмкина "Наш сосед" В этом посте также я писала о том немногом, что удалось найти о жизни и творчестве этого необыкновенно талантливого композитора и поэта.
Недавно я получила в том посте вот такой комментарий:
УВАЖАЕМАЯ ОЛЬГА!
Я - МАРК ЛАБОК, НА КОТОРОГО ВЫ ССЫЛАЕТЕСЬ, РАССКАЗЫВАЯ О МОЕМ ДРУГЕ БОРИСЕ ПОТЕМКИНЕ. СКОЛЬКО ЭМОЦИЙ У МЕНЯ ВЫЗВАЛ ВАШ МАТЕРИАЛ!
К СОЖАЛЕНИЮ, Я НЕ ЗДОРОВО ВЛАДЕЮ КОМПЬЮТЕРОМ (ЗНАЮ ЛИШЬ ЕГО ОСНОВЫ),
ПОЭТОМУ НЕ СУМЕЛ НАЙТИ ВАШ E-MAIL, ЧТОБЫ УСТАНОВИТЬ ЛИЧНУЮ СВЯЗЬ.
НО Я РИСКНУЛ ДАТЬ СООБЩЕНИЕ, КАК КОММЕНТАРИЙ К ПОДНЯТОМУ РАЗГОВОРУ!
ХОЧУ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВАМИ. И ЕЩЕ, В НЬЮ-ДЖЕРСИ ЖИВУТ ДОЧЬ И ВНУЧКА БОРИСА, А В НЬЮ-ЙОРКЕ - ЖЕНА НАТАША. ПРИЧЕМ, ВНУЧКЕ ОКОЛО 30 ЛЕТ И ОНА МАЛО ПРЕДСТАВЛЯЕТ, КАКИМ ЕЕ ДЕД БЫЛ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ! ОНА С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВПИТЫВАЕТ ВСЕ, ЧТО О НЕМ ПИШУТ. Я ВЫСЛАЛ ДОЧЕРИ БОРИСА СВОИ РЕДКИЕ ФОТО С НИМ. РОДНЫЕ БОРИСА, КАК И Я, ОБРАДУЮТСЯ, ЧТО ПОЯВИЛСЯ РЕМИКС-2012 "НАШЕГО СОСЕДА", ДА ЕЩЕ И ОПЯТЬ УСПЕШНЫЙ!
ИЗВИНИТЕ ЗА МНОГОСЛОВИЕ - ВОЗРАСТ! РАССЧИТЫВАЮ НА ОТВЕТ!
С ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ, МАРК ЛАБОК.
Я ответила Марку, дала ему свой адрес и через несколько дней получила от него письмо:
Уважаемая Ольга!
Рад счастливому случаю, который нас познакомил (пусть заочно)!
С большим интересом прочел все Ваши публикации о Борисе
Леонидовиче. Могу сказать, что много еще "осталось за кадром"
- "Рыжий парень"(не рыжий я, а золотой), "Фонтанка" (не быстра
река Фонтанка, не быстра, не глубока...), "Стеклышки" (стеклышки,
стеклышки, каких только стекол нет..) и другие.
Я помню их мелодии и вспомнил, благодаря Вам! А еще, Боря
написал песню на мои слова, когда у меня родилась дочь - "Дочушка":
"У кроватки твоей светленькие планки, как волосики моей маленькой
Светланки. У моей дорогой доченьки-дочушки: голубые глазки светлые
волосики, маленькие рученьки, крохотные ножки).
Для своей Анюты он сочинил "Я всю неделю жду воскресенья" (а без
папы и без мамы - это, что за выходной!).
Самый первый в стране "Клуб песни" в Ленинграде тоже создал ОН (при
Доме народного творчества на ул. Рубинштейна, 15, который в полном
составе прощался с ним в большом зале ленинградского крематория
после нелепой кончины 30 апреля 1978 года).
Извините, что так расписался (тема затронула!). Думаю, что связь установится!
С признательностью, Марк Лабок.
К письму были приложены несколько файлов с фотографиями.
Борис Потёмкин (ведущий, справа) и Марк Лабок (Чичиков, слева) в капустнике 1972-го года "Новые похождения Чичикова".
"Новые похождения Чичикова" (1972 г.) За роялем Борис Потёмкин
А сегодня в том самом посте появился ещё один комментарий (!):
Здравствуйте все участники форума!
Меня зовут Анна, я дочка Бориса Потёмкина.
В последнее время, в связи с огромной популярностью новой записи песни «Наш сосед», появился интерес к автору песни. На разных сайтах люди пишут много всякой ерунды, объявляя себя папиными друзьями. Было даже интервью с каким-то папиным близким другом на Израильском радио. Ни я, ни мама этих людей не знали, а папа не скрывал от нас своих друзей. Они все бывали у нас дома. К сожалению, из тех кто действительно хорошо знал моего папу практически никого уже нет в живых. На таких сайтах я не объявляюсь, мне это не интересно.
Ваш форум первый, в котором мне захотелось участвовать. Я увидела искренний интерес к папе и его творчеству, готова с удовольствием поделиться своими воспоминаниями. Я не обещаю активно участвовать в форуме, но периодически буду появляться.
Могу адресовать всех интересующихся на сайт Пьехи «Каравелла». Там на странице «Борис Потёмкин» опубликованы мои воспоминания о папе. В ближайшее время там появятся фотографии.
Всем всего наилучшего!
Я, конечно же, ответила Анне, а также заглянула на
сайт "Каравелла" (информация с этого сайта цитировалась в моём июльском посте, но тогда там ещё не было воспоминаний Анны!) и прочитала её искренние и очень интересные воспоминания об отце. Вот они:
Анна Потёмкина
О МОЁМ ПАПЕ
Если бы мне надо было охарактеризовать папу в одной короткой фразе, я бы, наверное, сказала: «Влюблённый в жизнь, разносторонне одарённый, остроумный, доверчивый мальчишка-разгильдяй». Но сегодня я не ограничена ни временем, ни пространством, ни цензурой. Так что начнём по порядку.
ДЕТСТВО
Папа родился 8 февраля 1933 года в довольно обеспеченной, но умеренно образованной еврейской семье. Еврейского там была, в основном, запись в паспорте. Дедушка немного знал иврит и главные праздники. Раз в год, весной, он покупал в синагоге мацу, и мы всей семьёй отмечали пасху. Бабушку я знала плохо, она умерла, когда мне было 3 года, а ей всего 54. У неё был обыкновенный аппендицит, но в больнице поставили диагноз инфаркт и прозевали перитонит. Первая, но, увы, не последняя преждевременная смерть в нашей семье, вызванная исключительно медицинской халатностью. Бабушка играла на рояле и была инициатором того, что детей с ранних лет пытались учить музыке, а позже всем дали высшее образование.
Папа был средним из трёх сыновей. Старший брат, родившийся на 2 года раньше, был самый любимый у родителей и считался наиболее положительным. Младший родился через 5 лет после папы и был более-менее правильный. Все трое вносили свою лепту в то, чтобы родителям жизнь не казалась раем: дрались, хулиганили, воровали у бабушки конфеты, приготовленные к празднику. Но папа был, безусловно, самый изобретательный по части проказ.
Его выгоняли из нескольких школ. Не за недостаток способностей, а за плохое поведение. Папа смеялся, что из всех школьных предметов он лучше всего знал ботанику. В пятом классе он побрил кактус в кабинете биологии, после этого все контрольные и экзамены у этой учительницы он сдавал по два раза. Когда много лет спустя он пришёл на вечер встречи выпускников, она узнала его и приветствовала фразой: «А Вас, Потёмкин, мы не приглашали».
Папино музыкальное образование тоже не увенчалось успехом. Хотя начало было многообещающим. В 30-х годах Исаак Осипович Дунаевский организовал в Ленинграде детский оркестр. Бабушка привела туда папу, когда ему было 4 года. Самому маленькому музыканту доверили что-то типа бубна. По семейным преданиям, в конце одного из концертов Исаак Осипович поднял папу на руки и обратился к публике: «Я хочу, чтобы вы поприветствовали будущего великого музыканта». Увы, Дунаевский ошибся, папа не стал музыкантом. Опять же, не по причине слабых способностей, а по причине плохого поведения. Его выгнали из трёх музыкальных школ за самодельные пистоны, подложенные на стул преподавателю, за разбитые окна и прочие милые шалости. В результате, папа был талантливым самоучкой. Он довольно прилично играл на рояле, но уроков сольфеджио в его жизни не было, и писать партитуры он никогда не умел.
ЮНОСТЬ
Закончив кое-как школу, папа успешно сдал экзамены и поступил в Ленинградский Инженерно-Строительный Институт (ЛИСИ) на сантехнический факультет. Трудно представить себе человека более далёкого от инженерии вообще и сантехники в частности, чем мой папа. Но какое-то высшее образование надо же было получать. В ЛИСИ в тот год была выше разнарядка на евреев (для тех, кто не знает, - разрешённый процент на приём евреев в институты каждый год варьировался: один год брал Бонч, другой год - Политех, и так по очереди) - значит, будет «инженер по унитазам». Уже в институте папа начал активно заниматься художественной самодеятельностью. Там же в ЛИСИ он познакомился с будущим знаменитым бардом Женей Клячкиным, они общались до папиной смерти. Тогда же появился в папиной жизни Миша Бутман (отец ныне знаменитого джазиста Игоря Бутмана), первый исполнитель его песен и близкий друг на всю жизнь. Ещё в детстве папа начал писать стихи, а в студенческие годы появились первые песни. Но появились они только для друзей-приятелей, которых у него было множество. Обаятельный, остроумный, лёгкий в общении папа притягивал к себе людей. Некоторые сохранились на всю жизнь, некоторые потерялись. Я иногда случайно сталкивалась с людьми, знавшими папу в те годы (некоторые оказывались родителями моих друзей), и неизменно слышала: «От Борьки всегда исходило такое жизнелюбие! Поток энергии! С ним было весело».
Помимо художественной самодеятельности папа в студенческие годы активно занимался спортом. Полнота, наметившаяся ещё в молодости, не мешала ему хорошо играть в настольный теннис, кое-как играть в футбол, ходить в турпоходы. Шахматы были любовью его жизни, и играл он довольно сильно, на уровне кандидата в мастера. Другой любимой игрой был, не пользующийся официальным признанием, преферанс.
Кажется, папа был в институте ещё какого-то уровня комсомольским вожаком. Подробностей я не знаю, но теоретически это возможно. В юности он относился к советской власти очень лояльно. Его старший брат смеялся: «Борька у нас красненький. Он плакал, когда Сталин умер». Карьера на общественном поприще закончилась бесславно. В первые годы работы, где-то в конце 50-х папа был в составе молодёжной организации в Финляндии, продал бутылку водки и купил на вырученные деньги очень понравившийся ему финский ножичек. На него, естествено, настучали, и дело закончилось исключением из комсомола. Главным последствием этого события стало то, что до конца жизни на него был наклеен ярлык «невыездной».
МАМА
Зимой 1954 года, студентом последнего курса ЛИСИ, папа приехал с приятелем в Киев на каникулы или на практику. В один прекрасный день они пошли вечером в кино и папино внимание привлекла очень красивая девушка, сидевшая с подругой неподалёку. Стройная, выразительные тёмные глаза, матовая кожа, чёрные вьющиеся крупной волной волосы, абсолютно ровные жемчужно белые зубы. Голливуд!
После фильма папа с приятелем, как сейчас говорят, «подклеились» к девушкам и назначили им свидание на следующий день. У красотки не было недостатка в кавалерах и заезжий гастролёр не произвёл сильного впечатления. Подружки решили на свидание не идти, но им было любопытно, придут ли юноши. Они заняли наблюдательный пост за углом от назначенного места и стали... болтать. В свою очередь, молодые люди подождали какое-то время, поняли что свидание не состоится и решили уходить. За разговорами о своём, о девичьем, подруги не заметили, что отвергнутые кавалеры идут прямо на них. Все четверо столкнулись нос к носу!
Потом было ещё несколько встреч, и вскоре папе надо было уезжать домой в Ленинград. Началась переписка. Когда дедушка первый раз увидел фамилию «Потёмкин» на конверте он вздохнул: «Вот только князьёв у нас еще не было». Мама с первого же письма вполне оценила папино мастерство в эпистолярном жанре. Она была образованная девушка, закончившая специализированную французскую школу, студентка Французского факультета Киевского Института Иностранных Языков. Её отец был художник-карикатурист, включённый посмертно в украинскую энциклопедию. Моя бабушка официально никогда нигде не училась, но её образованию, полученному на дому, могли бы позавидовать некоторые выпускники университетов. Всё это я пишу к тому, что за очень красивым фасадом было ещё соответствующее воспитание. Мама была из тех, кто мог оценить и хороший язык, и чувство юмора. Позже папа признавался, что мама была гораздо начитаннее, чем он. В процессе своей короткой жизни он наверстал.
Читать продолжение воспоминаний. Честно скажу, я просто необыкновенно взволнована и рада тому, что мы теперь можем столько
узнать об этом незаслуженно забытом и незаслуженно обделённом известностью человеке!
Он столько радости подарил людям, пусть его помнят!