Nov 26, 2007 23:43
Их достаточно много.
Скорее именовать их следует условностями, соблюдая которые можно прожить долгую и счастливую жизнь. Нарушив же запрет, можно потерять все.
Откуда же они взялись? Все эти установления пошли с Эры богов. С кого же брать пример и учиться, как не со старших и мудрых.
вот некоторые из них:
* * *
В "Нихонги" рассказывается, как однажды бог Сусаноо-но микото, изгнанный за бесчинства с небе, чтобы укрыться от дождя, сделал себе шапку и плащ из травы, и в таком виде пришел просить приюта у богов. Но ему было отказано. И с тех пор стало запретным входить к кому-нибудь в дом в плаще и шапке из сухой травы, или же даже держа пучок сухой травы за спиной.
"Кто нарушит этот запрет, тому непременно назначают искупительные жертвы. Закон этот идет из самой древней старины."
* * *
Идзанаги долго горевал по своей безвременно ушедшей супруге - богине Идзанами. И тогда он решился спуститься в Страну Корней, Страну Дна, в мир мертвых, чтобы вернуть ее. Чем дальше, тем становилось все темнее, и тогда отломил Идзанаги зубец от своего гребня и зажег его. При свете этого огня он нашел жену свою, но та успела уже вкусить пищи Страны Корней, тело ее начало разлагаться, а значит таким образом, он осквернил себя, соприкоснувшись со смертью. Но выбраться оттуда было не очень просто - Идзанаги рассердилась и послала за мужем погоню. И только сетка-кадзура, брошенный гребень и персики с дереве, что росло у входа, дали возможность сбежать. Выбравшись из Страны Мрака бог Идзанаги тут же решил совершить ритуальное очищение, что и сделал.
С тех пор существует несколько запретов - запрет на общение до свершения очищения для любого, участвовавшего в похоронной процессии, но о том писала я ранее.
Запрет смотреть на мертвого.
Запрет зажигать ночью только один светильник - например, перед богами и алтарем.
И запрет выбрасывать ночью гребень (в темноту). Гребень имел и символическое значение - его посылали человеку, если хотели навсегда с ним расстаться - "Гребень разлуки".
И еще одно сказать следует: тот, кто однажды вкусил пиши в стране мертвых уже не может вернуться в мир живых. Поэтому и огонь в селениях, где происходила церемония погребения, считался нечистым. И нужен был обряд Великого очищения, дабы все пришло в нормальное состояние.
* * *
Записано в "Нихон секи", что однажды, во времена правления императрицы Саймей, решили возвести святилище Асакура. Но чтобы сделать так, надо было срубить несколько деревьев. А неподалеку была священная роща. И как только посмели срубить там дерево, божество разгневалось, и святилище, что строили, было разрушено. Не миновал гнев и Государыню - во дворце появились блуждающие огни и многие погибли.
От того и действует и по сию пору запрет на рубку деревьев на священных и прихрамовых территориях. Примечательно, что и поныне прежде чем срубить старое дерево, мешающие, например, постройке дома, приглашают синтоистского жреца, чтобы совершил он перед деревом соответствующие церемонии и никакого урона не случилось.
* * *
В "Кодзики" сказано, что когда великая богиня Идзанами родила Хи-но-ягихая-о-но ками - Бога-мужа Обжигающего и Быстрого огня, она захворала и вскорости удалилась (это почтительное обозначение того, что она скончалась).
С тех пор повелось специальные покои строить роженицам, а после родов сжигать покои, дабы не случилось болезни ни матери ни ребенку.
* * *
Еще в "Кодзики" говорится, что первый раз совершая брачный обряд, боги Идзанами и Идзанаги допустили оплошность, и оттого детей, рожденных в результате неправильного брака "за детей не сочли".
Потому и считаются дети вне брака незаконными - неправильными. И не могут они наследовать - ни имущество ни почитание предков.
* * *
Продолжение следует...
Синто,
Элементы быта