Кирпичный заводик МПС конца 1950-х

Oct 24, 2013 07:32

В Омске у МПС было 2 кирзавода - №7, что по дороге в п. Дальний за Московкой и №12 - что был между пос. Телезавода и Сортировкой. Были заводы и в области. Мне кажется, что на фото - как раз Кирзавод№7

Оригинал взят у mib55 в Кирпичный заводик начала 1960-х
В запасниках Музея омских железнодорожников нашёлся один очень интересный фотоальбомчик, датированный началом 1960-х и посвящённый работе кирпичного завода дистанции гражданских сооружений Омского отделения ЗапСибЖД. На фото можно увидеть практически все этапы изготовления кирпича и начинается всё, конечно, с карьера. Там работал многоковшовый экскаватор поперечного копания ЭМ-182. Подобные экскаваторы используются на глиняных карьерах и в наше время, я уже выкладывал заметку про такую машину.




На этом фото хорошо видны рельсовые пути, проложенные для экскаватора и вагонеток, на заднем плане - цех по производству кирпича, построенный совсем рядом с местом добычи глины.



Рабочее место машиниста экскаватора. Многие послевоенные экскаваторы этого типа не комплектовались кабиной на заводе и её изготавливали на месте.



Трудился на карьере и обычный экскаватор Э-153 на базе трактора МТЗ-5.



Скорее всего, он применялся для профилирования карьера и добычи глины там, куда не дотягивался многовшовый экскаватор. Кстати, такие экскаваторы тоже шли с завода без кабины и эта деревянная кабина явно сделана в местных мастерских.



Вот он загружает самосвал ЗиЛ(ЗиС)-ММЗ-585. В отличие от большинства современных экскаваторов этого класса, основным оборудованием Э-153 была прямая, а не обратная лопата.



Экскаватор Э-182 загружал глиной вагонетки-думпкары.



Вот этот процесс крупным планом.



Затем гружёные вагонетки транспортировались в цех с помощью дрезины. Обратите внимание, что у дрезины - широкая колея, а у вагонетки - узкая.



Дрезина ТД-5, оснащённая мотоциклетным двигателем, широко применялась железнодорожниками на протяжении многих лет.



Из вагонетки глина ссыпалась в приёмный бункер.



Из бункера она по транспортёру уходила на конвейер. Далее она просеивалась, проходила другие подготовительные этапы и попадала в итоге в пресс.



Выходящая из пресса глиняная прямоугольная "колбаса" нарезалась специальным струнным резаком на кирпичи.



Причём занимались этим женщины, вообще на заводе их работало значительно больше, чем мужчин.



Вагонетка с кирпичом-сырцом выезжает из цеха.



Вот такая же вагонетка, только пустая.



Между заводскими цехами вагонетки толкали вручную.



На переднем плане видно примитивный поворотный круг.



Похоже, с вагонетками работали практически одни женщины.



Впрочем, мужикам тоже находилась работа по силам, например, укладка рельсовых путей.



Управление машинами и механизмами, а также их починка - тоже мужская работа.



Но мы отвлеклись от процесса. Кирпич-сырец сначала раскладывался на стеллажах для сушки.



А затем подвергался обжигу в простейшей земляной печи.



Готовый кирпич грузили в машины и отправляли на стройки. Думаю, немало зданий в нашем городе сложено из того кирпича.



Напоследок - групповое фото работников завода.



На Омском отделении ЗапСиба было минимум два кирпичных завода: на Московке и в Калачинске. Который из них попал в альбом - пока неизвестно, по фото определить трудно.

кирпичный завод, мож, кирзавод

Previous post Next post
Up