30 лет без права перелета (окончание)

Mar 06, 2013 17:42

Окончание публикации про "Аэропорт-Федоровка". Все прошлые части - по тэгу внизу. Материалы вышли в "Бизнес-курсе" от 13.02 и 27.02



Призрачная надежда (2006-2012)

2006 год стал годом очередного обострения внимания к «Фёдоровке». Леонид Полежаев отказывается от федеральных денег на глобальную реконструкцию «Омск-Центрального», и ОАО «Омский аэропорт» начинает ее за счет своих средств. В 2006 году вместо федерального ФГУ было создано ГП «Дирекция по строительству объектов аэропорта «Омск-Федоровка». В 2008 году предприятие реорганизовано в бюджетное учреждение. Компания «Хохтиф» (Германия) в 2007 году разработывает концепцию завершения строительства аэропорта «Омск-Федоровка», в которой определены основные базовые характеристики аэропорта, объем предполагаемых инвестиций - 5,3 млрд. рублей, срок строительства - 4 года.
Все это происходило в то время, когда разумным людям давно стало понятно, что как аэропорт сама по себе  «Фёдоровка» не нужна никому, ее экономика мертва. Это, естественно, не звучало по 12-м каналам, но вот что писал в том же году аудитор Счетной палаты: Следует отметить, что завершение строительства аэропорта «Омск - Федоровка» и перенос действующего аэропорта «Омск» за пределы города может привести к снижению эффективности аэропортовой деятельности. Учитывая существующее состояние авиаперевозок и сопутствующие факторы, можно сделать вывод, что проект достройки аэропорта «Омск - Федоровка» при реализации его в ближайшей перспективе, в условиях низкой интенсивности пассажиропотоков может рассматриваться, как проект с социальным и экологическим эффектом, оказывающим влияние на развитие города в целом.

В эти годы в России и СНГ предлагались к продаже такие близко расположенные действующие аэропорты как «Сары-Арка» и «Толмачево». Первая в итоге была продана за 90 млн (!)  рублей. «Толмачево» продавали много лет, в итоге в 2011 году 51% акций был продан за 2,8 млрд. рублей. Крупнейший в РФ аэропорт «Домодедово» в настоящий момент сдается в аренду за 92 млн. рублей в год, а до 2006 года сдавался вовсе за 3 млн. (!)  руб. Т.е., если бы нашелся инвестор, который бы нуждался в аэропорте, то он мог за смешные по сравнению со стоимостью достройки «Федоровки» деньги давно стать собственником подходящего ему аэропорта в РФ или СНГ.
Удивительно, что при всем при этом Леонид Полежаев продолжал истово верить в светлое авиабудущее отдельной «Фёдоровки». В октябре 2006 года он на своей пресс-конференции сказал знаменитое: «За «Фёдоровку» мы готовы заплатить сколько нам скажут. Идея дороже». Однако потом пришло «просветление». С 2007 года все усилия области и Леонида Полежаева были сосредоточены на одном - получить под контроль не мертвую «Фёдоровку», а действующий аэропорт. Цель ясная  - это земля под ним. Только она, родимая, и могла быть главным пряником, которым собирались соблазнить будущего инвестора строительства, тендер на которое на всякий пожарный случай выиграло НПО «Мостовик» еще в 2005-м.
Приоритеты области сменились настолько быстро и неожиданно, что федеральные чиновники были шокированы. То губернатор нам  заявлял, что заплатит любую цену, то вдруг министр Луппов категорически отказывается от бесплатной передачи «Фёдоровки» в собственность Омской области, заявляя при этом: «Область никогда не ставила вопрос так, чтобы отдать нам незавершенку! Нам нужен действующий аэропорт. Аэропорт «Омск-Центральный» - это инвестиционный залоговый фонд». Вот вам, как говорится, бабушка, и Юрьев день!
В 2008-м году 30 млн. дирекция  «закопала» на изыскания в новом аэропорту, а 24 февраля 2009 года завершена разработка ТЭО, проводимая ООО НВЦ «Аэропрогресс». От ФГУП гражданской авиации «Аэропроект», являющейся подведомственной структурой Минтранса РФ, получено положительное экспертное заключение по очередному ТЭО. Федерация сдавалась под омским напором! Летом 2009 года мечта Леонида Полежаева сбылась, Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ №606 о передаче 85% акций ОАО «Омский аэропорт» собственность Омской области, где строго предписывал до 2012 года возвести «Фёдоровку» за 7,5 млрд. рублей. Руководивший 20 лет аэропортом Сергей Круглов, когда-то главный сторонник, а с начала 2000-х  - главный противник «Фёдоровки», ушел в отставку. В администрации области и в подконтрольных ей СМИ царила эйфория! Однако вместо ударного строительства новые хозяева зачем-то сначала выкупили объекты «Фёдоровки» у своего  собственного ОАО «Омский аэропорт» за 80 млн. рублей, а в 2010 году еще более 50 млн. рублей ушло на очередной «бизнес-план». Осенью 2010 года наступил апофеоз - НПО «Мостовик» привело в «Фёдоровку» метрополитен, пока, слава Богу, виртуально. А следующей осенью 2011 года это же НПО  начало снос объектов аэропорта за государственный счет.  В числе прочего по приказу и. о. главы дирекции снесли и введенную в 1990 году в эксплуатацию котельную, что, на мой взгляд, уже просто является диагнозом всем этим «дирекциям».


Вместо эпилога
Что можно подвести в сухом итоге? После распада СССР в «Омск-Фёдоровку» нищей областью, государством и коммерческими структурами вложено, по моим оценкам, более 1 млрд. рублей в сегодняшних ценах. Это я не беру расходы, которые «Омский аэропорт» нёс по охране и «коммуналке» все эти годы. С таким же успехом можно было все эти годы спускать деньги в унитаз. Время показало, что самый лучший вариант был и есть - продать все эти развалины любому желающему. Ибо вся эта история  последние 25 лет  - цепочка вопиющего непрофессионализма на грани с мошенничеством. Увы, ответить за всё это уже некому.

Г. Г. Титарь, командир Омского объединенного авиаотряда (до 1990 года)
Я с В. М. Брюхановым ездил в Министерство ГА выбивать деньги для «Федоровки», год уже не помню. Мы поселились прямо напротив, и Брюханов позвонил и попросил соединить с министром, как-то обманув секретаршу. Министр взял трубку, выслушал и сказал, что готов выделить 40 минут немедленно. Через 5 минут мы уже сидели в его кабинете. Так я оказался единственным командиром авиаотряда, который попал на прием к министру Бугаеву. Финансирование мы пробили. Строительство аэропорта действительно «завалили» строители, с 1985 года средства не осваивались в полном объеме.
Актуальна ли сейчас «Федоровка»? Я давно там не был, не знаю точного состояния. Но если там всё, как я предполагаю, то, увы, «Федоровка» погибла.

С.Ф. Круглов командир Омского объединенного авиаотряда ( с 1990 года), экс генереальный директор ОАО «Омский аэропорт»
Да, я был сторонником «Федоровки» примерно до 1998 года. Почему перестал им быть? Перевозки упали на порядок! Стало ясно, что к объемам 1991 года мы будем возвращаться еще лет 30 минимум. «Омск- Федоровка» стала объективно не нужна, и поэтому мы начали приводить в порядок «Омск-Центральный» и даже получили финансирование на удлинение полосы и ремонт перронов и рулежек по федеральной программе. Но в Москве у нас эти деньги забрали после вмешательства Леонида Полежаева, потом они за свой счет  делали новые стоянки.
Никакому инвестору «Федоровка» не нужна, там все надо сносить. А за 10% от необходимых на завершение строительства средств любой мог купить пару лет назад контрольный пакет акций аэропорта «Толмачево».

А.М. Каримов. Главный архитектор Омска (1975-2005)
Слушайте, точно, не было сначала аэровокзала, должны были автобусами возить из города. Здание спроектировал омский архитектор, Паровышник и архитекторы профильного института. Мы пытались, как могли, его украсить, все-таки это должно было быть лицо города. Проект был готов к 1985 году где-то.
Достроить «Федоровку» в начале 90-х было реально, я это точно знаю, были серьезные инвесторы. Почему не получилось - вопрос не ко мне.

федоровка, Омск-Федоровка

Previous post Next post
Up