Jul 31, 2012 18:03
Взято с суперомска
Зампредседателя омского отделения Всероссийского общества охраны памятников Игорь Коновалов считает, что разводить дискуссию о месте установки памятника адмиралу Колчаку уже поздно.
Игорь Леонидович, Вы лично принимали участие в возведении памятника Колчаку. Расскажите предысторию вопроса, почему возникли такие трудности с выбором места для памятника?
Памятник сделал известный московский скульптор Михаил Ногин. Первоначально его должны были поставить на Иртышской набережной у магазина «Океан». Предполагалось, что памятник будет стоять на берегу Иртыша на открытом просторном месте. Скульптура рассчитывалась под эту градостроительную ситуацию - должна была быть видной, высокой. Высота композиции больше 6 метров, плюс пьедестал около полуметра - это около 7 метров. Площадь пьедестала по проекту Ногина 12 на 12 метров.
Потом возник вопрос «А почему у «Океана»?». Место это не исторично, случайно. Решили поставить скульптуру во дворе дома Батюшкина, в котором сейчас располагается Центр изучения истории Гражданской войны. Там Колчак жил, там была его личная резиденция.
Кто принимал решение о месте установки памятника адмиралу?
Компания «Омскгражданстрой», которая непосредственно занимается установкой памятника, выполняла заказ министерства государственно-правового развития Омской области. Они, в свою очередь, согласовывали свои действия с региональным минкультом. Но, насколько я знаю, решение о переносе памятника принимал губернатор Полежаев единолично, ни с кем не советуясь.
С исторической точки зрения это решение оправдано, но с художественной точки зрения оно ущербно. Двор дома Батюшкина небольшой, скульптура Ногина для этого места велика. В таком закрытом пространстве такая крупная скульптура смотрится непропорционально. По высоте семиметровый памятник соизмерим с самим домом Батюшкина. Кроме того, чтобы физически уместить пьедестал во двор, нам пришлось переделать авторский проект - ужать его на два метра с каждой стороны. В противном случае вокруг скульптуры не было возможности для кругового обхода, пьедестал буквально «налазил» на террасу и крыльцо дома.
Сначала «Омскгражданстрою» поступил заказ поставить памятник к 4 ноября. Но скульптор Ногин заболел, и нам продлили сроки. Мы заливали пьедестал в ноябре-декабре в лютые морозы. Долбили мерзлый грунт, грели бетон, чтобы он не замерз и не схватился. На пьедестал ушло около 60-ти кубометров или около 200 тонн бетона. Работы по установке пьедестала обошлись бюджету примерно в 7 млн рублей. И что в итоге? Залили зимой - сейчас уже середина лета, а этот пьедестал так и стоит.
А почему, раз уж была такая спешка, памятник не установили зимой или хотя бы весной 2012 года?
Установка памятника затянулась в связи с болезнью скульптора. Ногин заболел, лег на операцию, написал завещание. А без него дальше мы работать не можем. Все детали памятника отлиты, теперь требуется авторская сборка. Что сейчас с Михаилом Ногиным, я не знаю, я с ним лично не общался. Ногину уже заплатили - и ему как бы без разницы. Он живет за границей, где-то в Австрии, он далек от Сибири. Пока болел скульптор, власть сменилась. Новая власть вынесла вопрос места расположения памятника на общественное обсуждение, хотя пьедестал уже залит и скульптура оплачена.
Ни один из омских памятников не вызывал такого общественного резонанса, как памятник адмиралу Колчаку. В нашем обществе до сих пор существует разделение на красных и белых?
Полностью согласен. И, признаюсь честно, я - за белых. Идея установки памятника мне близка. А те, кто за красных, - они, конечно, против.
С другой стороны, как ученый-историк я хочу сказать, что историю не надо переписывать. Омск был столицей России, здесь находился верховный правитель, и это исторический факт. Был такой период в жизни нашего города, и его не стоит замалчивать. Этот факт достоин памяти.
Шла война, белые убивали красных, красные убивали белых. Был красный террор, был белый террор. Здесь нет правых и виноватых. Это исторический факт, он не изменится. В моем понимании памятник Колчаку - это символ национального примирения. В честь деятелей красного движения в Омке называли улицы, ставили им памятники, давайте теперь поставим памятник и деятелю белого движения.
И еще один момент, многие представители омской творческой интеллигенции недовольны композицией памятника. Напомню, что по идее Ногина Колчак стоит на носу корабля на капитанском мостике. Некоторые понимают буквально и говорят: «Колчак у нас тут не плавал, флотами не командовал». По моему мнению, это очень удачная аллегория - Колчак встал у руля России, как капитан в трудную минуту.
Вероятно, такие разногласия в обществе повлияли и на чиновников, постоянно меняющих свои решения?
Почему чиновники хотели поставить памятник Колчаку у «Океана», я сказать не могу. Зато понятно, почему памятник решили перенести во двор дома Батюшкина. Решение обусловлено, во-первых, историчностью места, во-вторых, там памятник находится на закрытой территории за забором, а значит, акты вандализма и непочтительное отношение исключается. Коммунисты уже заявили, что будут устраивать у памятника акции протеста.
А Леонид Константинович (Полежаев. - Ред.) все не мог определиться, он за белых или за красных - все сомневался в политической конъюнктуре и поэтому решил поставить памятник в таком закрытом месте. Делая все время что-то с оглядкой на коммунистов, губернатор проявил трусость. Если у человека есть внятная принципиальная позиция, объясни ее, будь последователен. Поставим здесь - поставим там. Считаешь, что прав - убеди и действуй до конца. А если сомневаешься - спроси людей во весь голос заранее.
Пока был на месте Леонид Константинович, обсуждать ничего было нельзя в принципе. Теперь Леонида Константиновича не стало - стало можно обсуждать. Но обсуждать нужно было в начале, а не когда уже устанавливают памятник.
Так Вы считаете, что общественная дискуссия по поводу места установки памятника сейчас не нужна?
Постараюсь объяснить подробно. Я не считаю, что двор дома Батюшкина - лучшее место для этого памятника. Когда «Омскгражданстрою» заказали заливать пьедестал, мы только закончили там благоустройство: посадили деревья, посеяли газон, вырастили цветы. Нам сказали: надо все сломать, все деревья выкорчевать и поставить здесь памятник. Надо, так надо, заказ не обсуждается. Сейчас мы делаем стилизацию фасада ЗАГСА (пристройки к дому Батюшкина), специально чтобы памятник стоял на историческом фоне. Уже закуплена плитка для облицовки пьедестала. Мы проделали 70% работ. Около 7 млн рублей потратили только на пьедестал и несколько десятков миллионов на сам памятник. На этом этапе начинать дискуссию нерационально.
Если решат ставить в другом месте, куда девать 60 кубометров бетона? Сейчас на полметра этот пьедестал торчит, и что, долбить его? Что с ним делать? Мы зарыли в землю семь миллионов на этом пьедестале.
Если сейчас начнется дискуссия, то мы не получим ничего. Смысл этой дискуссии в чем? Заказать новый памятник другому скульптору? Я сам убедился из практики: когда встречаются два художника, у них три мнения. Когда встречаются десять художников, у них 30 мнений.
А по такому острому вопросу, как памятник Колчаку, мы никогда не придем к единому мнению.
колчак,
памятники