Забытые ж.д. Омска: горветка
Я не в первый раз обращаюсь к теме исчезнувших в Омске железных дорог. Вот тут
http://omchanin.livejournal.com/8305.html есть огромный репортаж о старой окружной ж. д. Теперь пришла пора двигаться дальше и поговорить о другой несчастной ж. д. г. Омска - городской.
Как известно, железная дорога подошла к Омску в 1894 году, когда на ст. Пост Омск (Карбышево-1) прибыл первый поезд. Еще через 2 года, после сдачи моста через Иртыш, полноценно заработала ст. Омск. Несмотря на название, станция располагалась достаточно далеко от Омска, в 4 км. До 1932 года она находилась совершенно другом населенном пункте, последним названием которого был город Ленинск. Зачем Транссиб пустили в стороне от города - неизвестно. Видимо, считалось, что со временем город «дорастет» до магистрали, хотя тот же Челябинск, Екатеринбург получили железную дорогу, проходящую практически по центру города.
В любом случае потребовалось как-то соединить Омск с Транссибом. С такой проблемой сталкивались многие города. Так, от Томска до Транссиба вообще оказалось 80 км. От Алма-Аты до Турксиба - 10 км. Омску надо было построить всего 4 км. железной дороги. И такая дорога в 1902-03 гг. была построена. Она прошла кратчайшим путем до южной границы Омска, где был построен городской железнодорожный вокзал, располагавшийся прямо на месте нынешнего «желтого» дома по Иртышской набережной 10/1. А сама железная дорога от ст. Омск до Омска получила простое и емкое название - Горветка.
Дальнейшие события показали, что такая трассировка маршрута омской горветки была стратегически ошибочной. Например, горветка Алма-Аты, проложенная по уму 80 лет назад, работает до сих пор, никому не мешает, более того, расположенный на горветке вокзал «Алма-Ата-2» обслуживает больше пассажиров, чем «транзитный» вокзал «Алма-Ата-1». В Омске же горветка предсказуемо стала «костью» на пути развития города, и в 1960 году она окончательно была демонтирована. Пассажирское же движение по горветке исчезло еще до 1940 года, так как ст. Омск связал с городом удобный и современный трамвай, который мог довозить пассажиров не до Транспортного института, а вплоть до г. Водников.
Тем не менее, 55 лет своего существования омская горветка отработала на совесть. Помимо горвокзала, напротив транспортного института располагалась городская товарная станция с огромным грузооборотом. Сейчас на ее месте - фонтан и сквер. И, честно говоря, очень жаль, что горветку продолжили так неудачно, потому что при более удачном раскладе мы бы могли до сих пор иметь действующую ж. д., вокзал в центре города и потенциальную возможность задействовать ее во внутригородских перевозках. Ну, а теперь традиционный фоторепортаж. Ведь часть горветки - жива до сих пор.
Карта города и горветка во всей красе, со всеми ответвлениями. Видим заезды на Мясокомбинат, на завод, что был на месте «Каскада».
Живые еще мосты горветки в районе пл. Серова. Справа - действующий мост. Прямо - мост с разобранными путями.
Вы можете получить представление о мощности горветки. Мы видим основания для моста, которого уже нет. Получается, что с учетом существующих мостов тут проходило 3, а то и 4 пути. Это очень солидно!
Окончание горветки сегодня. Еще 50 лет назад она шла дальше.
Недалеко от моста горветки видны мосты Транссиба.
Как живая...
Смычка горветки и Транссиба. Бывшая станция «пл. Карлушка».
Конечная станция горветки. Платформы. Наверху - здание городского вокзала.
Конечная станция со стороны Иртыша
Уникальное фото, где мы можем видеть, как проходила горветка в привязке к существующим ныне домам.
Еще более уникальное фото. Трасса горветки в 3 м. от школьного крыльца