Невидимый город

May 05, 2011 10:47

Прогулка по Московке

Эпизод 2. Забытые московские топонимы и артефакты - Западная сторона

Итак, мы продолжаем разговор про Московку. Если немного переставить буквы получится Омсковка )))) Ну да ладно, шутки в сторону. МЫ выяснили, что изначально станционный поселок представлял из себя частный сектор в границах улиц Станционных и Ленинградских. Этот поселок лежал между, с одной стороны пос. Южный, а с другой - между пос. 7-го Кирпичного завода. Это были 3 абсолютно разных поселка. Соединяли их между собой 2 дороги. Пос. Южный и пос. Московка были связаны дорогой, которая впоследствии стала "псевдоначалом" ул. 6-я Станционная. Вот она.

http://www.wikimapia.org/#lat=54.9231344&lon=73.4623361&z=16&l=1&m=b

Совершенно очевидно, исходя из нумерации частного сектора ул. 6-я Станционная никогда не начиналась от Южного, а начиналась где-то от нынешней ул. Батумская, которой, конечно, тогда еще не было. Между Южным и Московкой был лес и пустырь. Но вот разъезд превращается в узловую станцию, куда в 1941 году приходят ветка от Сортировки и новая ветка-соединялка, построенная для нужд эвакуюрованных оборонных заводов (Полет, Баранова, Кордный, Шинный), соединялка окружной жд и Трансиба. Вот как это выглядело на карте.




Обращаю внимание, что это не карта тех лет, а современная реконструкция. НА ст. Московка появляется ЛокоДепо. И архитекторы планируют огромный по тем временам микрорайон, сравнимый по размерам с изначальным микрорайоном г. Нефтяников. Поместить его решили как раз на пустыре, примыкающем к старому станционному поселку, в сторону пос. Южный. Так появляется многоэтажная сталинская застройка Московки. Это нынешние улицы Батумская, Ишимская (главная улица микрорайона), Заслонова, Волго-Донская, кусок Молодогвардейской, Деповская, Путевые переулки. Вот несколько видов этого микрорайона.

Перекресток Заслонова и изначальной Молодогвардейской




ул. Батумская




Дворы домов на Волго-Донской. Дальний желтый дом -  уже на Заслонова.




Но даже после появления этого микрорайона никакого соединения Южного и МОсковки не было, между ними стояли колки и пустыри. Соединение произошло позже, когда стали застраиваться улицы, что сейчас называются 6-я Станционная и Молодогвардейская. Изначально все эти дома имели другой адрес. Какой? Ну, один из этих исчезнувших топонимов обнаружить удалось. Это Квартал "А". Вот доказательство.




Были ли в том районе другие "кварталы" - пока не знаю.

Ну, и совершенно очевидно, что раз Южный и Московка были отдельно друг от друга, напрашивается вывод, что Московка должна была иметь свою связь с Омском, что предполагает жд переезд, ныне заброшенный. И действительно, такой переезд легко обнаруживается. Более того, он даже частично существует. Вот он, ведет к Локомотивному депо в ствроре ул. Ишимская. Легко видеть, что раньше дорога шла до. ул. Барабинская.
http://www.wikimapia.org/#lat=54.9314016&lon=73.4717345&z=17&l=1&m=b

Причем, судя по всему, 2-мя маршрутами. Один после действующего перезда - прямо. Другой - чуть западнее, от входа в депо. Уверен, что где-то там мы найдем остатки будки смотрителя этого 1 или 2-х переездов.

южный, московка

Previous post Next post
Up