Прогулки по Кировску.
Эпизод 2. "Самарская" сторона.
Продолжаем прогулку по Старому Кировску и перебираемся на другую сторону железной дороги. Перед нами - бывший Куломзинский выселок, который стал в 20-е годы центром г. Ново-Омска, а затем и Кировского района г. Омска. Сохраняет он это звание до сих пор, несмотря на то, что на ЛБИ выросли многоэтажные микрорайоны, поскльку районная администрация и почти все остальные службы района находятся именно здесь.
За Куломзнским выселком вскоре, в 10-е годы 20 века возник и Самарский выселок, а уже в советское время между ними ближе к реке появился поселок нефтебазы, а дальше - поселок Кожзавода. Ну, а ядро Кировского района в 20-е, 30-е годы окончательно оформилось как крупнейшая промышленная зона Омска, связанная с хранением и переработкой зерна. С одной стороны именно с этой стороны города были и есть основые сельхозрайоны, плюс - две важнейших транспортных артерии: Иртыш и Транссиб. В месте их сопряжения построли спецальную жд станцию "Куломзино-Перевалка", ныне "Карбышево-1-Перевалка" и самый большой за Уралом элеватор, Ново-Омский, а ныне Кировск-Омский. Удивительно, но главная башня элеватора до сих является самым высоким зданием в г. Омске, более 70 метров. Вот его фото 30-х гг. Две линии автопогрузки в порт!
Другой достопримечательностью этого района был первый мост через Иртыш, понтонный, который располагался в створе нынешнх улиц Южной в Кировске и Заводская в Порт-Артуре. Вот его можно видеть на карте 1940 года. Он был построен в середине 30-х годов и просуществовал до ввода Леннградского моста в 1959 году. Осенью понтонный мост разбирался, весной - появлялся вновь.
Ну, а теперь по традиции 10 интресных фотографий "Самарского" Кировска, все кликабельно.
1. Старый зерновой причал, который наглядно показывает катастрофу, что постигла Иртыш.
2. Уникальные, единственные оставшиеся в черте города ледорезы. Защищали суда, стоящие на погрузке у элеватора от льдин, что плыли по протоке. Сейчас лишь показывают обмеление реки. Деревянные сваи рядом с ними - возможно, остатки причала понтонного моста.
3. Погрузочная башня элеватора, которую отлично видно на фото 30-х годов. Что было, и что стало (((
4. Неожиданный квартал "сталинских" домов. Выглядят абсолютно для Кировска инородно! Построены для работников элеватора в 40-е и 50-е годы, ул. Ялтинская. Знаменита еще и тем, что на ней жила супруга Вилли Токарева.
5. Артефактое здание. Заводоуправление кожзавода!
6. Жилой дом. Уникален облицовкой - ничего подобного я не видел больше нигде. Из чего эти плитки я так и не понял, похоже на какой-то прессованный картон.
7. Это не Нефтяники, а бывший военный городок в Кировске. Между ул. Центральной и Южной
8. Одна из немногих сохранившихся водонапорных башен железной дороги. Подавала воду в паровозные колонки ст. Куломзино. По назначению давно не функционирует.
9. Элеватор.
10. Вид с главной башни элеватора в сторону "родственных" ОАО Мельницы и Комбикормового завода (вдали) и центра Кировска. Внизу под нами - остатки станции Карбышево-1-Перевалка. Чуть справа - уже снесенный путепровод. Прямо вдали - труба КРК, как связь старого и нового Кировска. Кликабельно, как и все остальные фотки!