Моя мама как-то сказала: "Если ты что-то планируешь, всем чертям становится тошно". Да, я такая. Я не могу поехать за границу, не продумав маршруты прогулок, не узнав, какая гостиница удобнее, по каким дням закрыты музеи и как платить за общественный транспорт. В роддом я отправилась со стопкой книг по уходу за младенцами. Если я готовлю детский праздник, то у меня салфеточки будут в тон приглашениям, даже если этого никто не заметит.
Оказавшись в журналистике, если это можно так назвать :-), я всегда тяготилась тем, что у меня нет никакой теоретической подготовки (студия журналистики при дворце пионеров не в счёт, это было в шестом классе и закончилось очень быстро, когда я попала в больницу с травмой позвоночника). И пусть Стогов в "Учебнике жёлтой журналистики" пишет, что почти не встречал коллег с дипломом журфака, я не могла не мечтать о возможности поучиться.
Поэтому я на одном дыхании прочитала "Кисло-сладкую журналистику" Ганапольского, поэтому я проглотила "Учебник жёлтой журналистики" Стогова, поэтому я купила "Стилистику русского языка" и упражнения к ней, и ещё несколько книг. Поэтому я записалась на "краткий курс журналистики" в ЖЖ.
Сейчас закончился приём
на второй поток, и я по-хорошему завидую счастливчикам, у которых всё впереди. Как завидуют людям, ещё не смотревшим интересный фильм, не читавшим хорошую книгу.
Честно скажу, у меня бродили мысли завести виртуала и попасть во второй поток :-)) И я тайно надеюсь, вдруг потом будет организован "продвинутый курс" для тех, кто дошёл до финала "краткого курса". А дошли, прямо скажем, не все.
На поток было принято 300 человек. Первое задание выполнили меньше половины - я насчитала 124 - причём задание это было написать текст на определённую тему, но не всеми тема была услышана. Например, меня поразил один текст - взятый из ЖЖ пост про роды со всеми подробностями. А надо было "Я блогер".
Мне интересно у редакторов спросить. Бывает ли такое, что просишь статью "О пользе бабочек на колхозных полях", а тебе присылают "Юность Моцарта"?..
Второе задание сделали 59 человек. Я занервничала и стала прикидывать, сколько ж нас останется к концу курса :-) Третье задание выполнил 41 человек. Вообще его сделать могли только те, кто справился со вторым заданием, поэтому часть слушателей курса сразу отсеялась. Четвёртое задание сделали 35 человек. То есть немного больше одной десятой записавшихся.
Пятое задание выполнили пока 18 человек, но ещё есть время до завтрашнего вечера.
Я со своей склонностью всё разложить по полочкам стала думать, что ж такое. Интересно, сколько человек прочитало объявление о записи на курс и какой процент из них составляют принятые 300? Может быть, это и есть процент активных пользователей ЖЖ - тех, кто действительно что-то пишет, а не держит пустой журнал, чтобы читать других. Ну плюс имеет в данный момент желание чему-то научиться (в отношении текстов).
Из этих 300 реально готовы писать статьи примерно половина. Из той половины только половина готова писать статьи, которые можно будет опубликовать. Ну и так далее.
Я даже не касаюсь качества текстов, я это не берусь оценивать. Меня удивило, что даётся конкретное задание - текст должен иметь такую-то структуру, в нём должно быть то-то и то-то. Какой процент это воспринимает?.. Петь от души в бане может кто угодно, имея при этом отличный голос или не имея ни голоса, ни слуха. Вопрос, кто согласен петь в хоре, репетировать, слушать замечания дирижёра?
Я получила от "краткого курса" большое удовольствие - мне понравились лекции, понравились задания, понравились люди, с которыми я была на потоке, понравилась атмосфера, даже дисциплина понравилась :-) Наверно, можно сказать, что курс полностью соответствовал моим ожиданиям, поэтому я и осталась довольна.
Я читала в отзывах о курсе, что людям, например, не хватало общения с преподавателем, более подробного разбора каждого текста. Но, милые мои, 300 человек на бесплатном курсе. Нужно всё бросить и заниматься только этим. Даже если первое задание выполнило меньше половины. Представьте, что вам оставили 120 длинных комментариев (2-5 тысяч знаков), и вам нужно подробно ответить каждому человеку? Да даже если 120 человек с чем-то поздравили, то просто "спасибо" каждому написать - это полчаса, наверное. Прекрасно, когда есть время. А когда его нет?
Разбор плюсов и минусов можно было получить, прочитав все комментарии. Кому-то указали на один недостаток, кому-то на другой, кого-то похвалили за что-то конкретное. Из этого и складывалась общая картина - как надо писать и как не надо (чтобы полноценно выполнить задание). Прежде чем отправлять свой текст, я внимательно читала не только лекцию, но и тексты других людей, и комментарии преподавателя к ним. Зачем наступать на свои грабли, если можно увернуться от чужих? :-)
Некоторые из слушателей посоветовали впредь набирать курсы не 300 человек, а 50, например. Ага, чтобы первое задание сделали 25, второе 12, третье 6, четвёртое трое, и с ними преподаватель подробно поговорил :-))) Это, конечно, здорово. Особенно если курсы будут набираться раз в месяц, и очереди нужно будет ждать до следующего года.
Вообще народ в основном поделился на тех, кому не хватило развёрнутых комментариев, и тех, кто огорчился, получив комментарий слишком подробный - с полным разбором ошибок. Кто-то буквально сложил крылья и пишет: ну, я так и знал, что ни на что не способен. Эээ... ммм... учиться на краткий курс мы шли или за похвалой и одобрением?
Наверно, в идеале надо по Карнеги - сначала похвалить, потом коснуться недостатков. И вообще учитывать, кому нужен кнут, кому пряник, кому побольше ошибок показать, чтоб знал, над чем работать, а кого просто приободрить - ты молодец, брат, пишешь хорошо, у тебя всё впереди, вот немножко подучишься - и все СМИ падут к твоим ногам. Но не на бесплатном же курсе с таким количеством слушателей...
Хочу также сообщить, что за время прохождения краткого курса пострадало несколько человек, которых я совершенно замучила своими рассказами на тему, как мне там всё нравится. Однажды ночью я написала подруге: "Нудизм, голая тётка, лучшая грудь, аксессуары для бани, голые молодые люди с сигаретой, стриптиз, салон женского нижнего белья, озабоченные мужчины, идёт и раздевается, страсть обольстительницы, заглядывать под юбку, демонстрировала трусики, взлетающее кверху платье".
Подруга за меня испугалась :-) Спросила, что это - словарь для написания текста, чтобы он лучше гуглился?
Ещё я хотела написать вот о чём (вы не заснули? держитесь, всего пара абзацев осталась) - мне вспомнился учитель литературы из 27-й школы, Вячеслав Иванович Влащенко. Я знаю, меня читают те, кто у него учился :-) У него была своя методика работы с текстами, и девчонки у нас в классе (а мальчишек не было) ругались, что уже не могут нормально читать книги - автоматически ищут идеи автора, мысленно подчёркивают ключевые слова.
Так и я теперь, пишу в ЖЖ, а в голове держу структуру статьи и всё, что было на кратком курсе :-) Вот и этот пост написан с соблюдением структуры.