Как "верная Энни" чуть "Морской конек" не угробила, да сама угробилась

Sep 07, 2015 13:23

А англичане большие любители быть первыми во всем, что касается флота..и ВВС тоже

Англичане, как и немцы, еще до начала войны развернули свои подводные силы в море.
В виду угрозы возникновения войны с Германией, Адмиралтейство еще 24 августа 1939 приказывает выйти в море пяти подлодкам 2-й подводной флотилии для занятия позиций на линии Монтероуз - Оберштадт у побережья Норвегии. В их числе и была подлодка "Морской конек" (HMS Seahorse). Однако, пробыв в море более 10 суток, 5 сентября субмарина начала возвращение в Данди, на базу. Вечером того же дня, "Морской конек" был атакован самолетом ПЛО и вот, что из этого вышло.



Подлодка Его Величества "Морской конек"

В 20:05 с подводной лодки был замечен самолет. Командир "Морского конька" лейтенант Мэсси-Доусон решил уклониться от него погружением. Но в момент срочного погружению у лодки заклинило рули глубины и контроль над субмариной был потерян. А тем временем самолет сбросилна место погружения лодки две глуб. бомбы, взрыв которых не принес "Морскому коньку" никакого ущерба.  В это время экипаж отчаянно "сражался" с неуправляемой лодкой.  Это привело к тому, что субмарина начала всплывать и ее нос показался из воды. Самолет сбросил третью бомбу, но повреждений снова  лодка не получила.  Прежде, чем "Морской конек" смог снова уйти под воду, с самолета была сброшена четвертая бомба, которая легла очень близко к корме лодки.  Субмарину сильно встряхнуло, но кто-то на небесах держал за нее скрещенными пальцы и она не была повреждена и в этот раз. Однако, взрывом ее швырнуло в низ и лодка устремилась к дну, ударившись об грунт на глубине 66 метров.  Купол гидролокатора был поврежден.  Но для "Конька" все законилось благополучно. Ущерб лодки составил - поврежденный АСДИК и потрепанные нервы экипажа. 6 сентября лодка вернулась в Данди, завершив свой первый боевой поход.

Как думаете чей это был самолет?
Как оказалось британские ВВС начали воевать с британским флотом гораздо раньше, чем это начало делать "Люфтваффе".
Согласно данным из работы Росса Макнила "Coastal Command Losses Vol.1" это был "Эвро Энсон" I K8845 ZS-N пилот-офицера Йорка из 233 эскадрильи.



"Эвро Энсон"

5 сентября 1939 г., самолет Йорка в 16:00 вылетел на противолодочное патрулирование. Возвращаясь на базу после выполнения задания, Йорк обнаружил на поверхности субмарину, которую атаковал бомбами. После сброса четвертой бомбы (взрыв которой оказался результативен)  самолет получил серьезные повреждения. Йорк сильно снизился к воде во время него, что взрывом от глубинной бомбы(!) его "верная Энни" получила множество пробоин, включая и в топливных баков в крыльях. В результате, горючего просто не хватило чтобы дотянуть до аэродрома и самолет с пустыми баками рухнул в воду в эстуарии Иден. К великому удивлению, оба пилота (Йорк и Мюр) выжили после такого падения самолета. Летчики сумели воспользоваться надувной лодкой и были спасены. Йорк посчитал, что его атака была успешной и лодка потоплена. Но празднования на этот счет были быстро свернуты после сообщения от Адмиралтейства, что самолет атаковал свою подлодку и, не смотря на меткое бомбометание, лодка не получило серьезных повреждений.

Какие выводы можно сделать из этой истории?
Во-первых, этот случай вполне претендует на первую успешную атаку самолета подводной лодки, с причинением ей повреждений, во Второй Мировой.
Во-вторых, этот случай вполне говорит о бардаке, который творился в штабах Адмиралтейства и Берегового командования. Самолеты и лодки не были оповещены о районах нахождения друг друга, не имели ссудя по всему системы опознания друг друга. Подтверждением этого бардака являются еще несколько случаев "дружественного" огня в начале войны, включая и случай потопления подлодки "Оксли" подлодкой "Тритон".
В-третьих, повреждения "верной Энни" Йорка говорят об отсутствии практики бомбометания у британских пилотов. Спустя пару недель таким же образом сами себя "собьют" "Скуа" из эскадрильи "Арк Ройала" при атака U30 Лемпа.

Как итог - британцам было над чем задуматься.

"Верная Энни" - прозвище "Эвро Энсона" за его верную службу в КВВС с 1934 по 1968 гг.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк

Британские субмарины, Британские офицеры, Союзники, Небо и море

Previous post Next post
Up