Сирийская церковь. Церковь свв. Сергия и Вакха (Маалюля)

Sep 07, 2013 21:20

Отрывки из постинга (не удержалась, чтобы не сделать репост).
"В Сирии часто можно встретить иконы где надписи греческие, а текст Евангелия на арабском.Такого сочетания барокко, роскошного орнамента, каллиграфии, наложенных на византийскую иконографию, не найдешь даже в иконах западной Украины. Тут арабско-греческая фантазия разыгралась не на шутку. И в то же время барочные приемы тут так приправлены восточной декоративностью, что нет "пространственных дырок", орнамент, хоть и растворяет фигуры, но хорошо держит плоскость.
Распятие и Тайная Вечеря (16-17 вв.)
Эта икона была украдена и возвращена церкви через два года в 1997 году.
Необычно расположение Христа в Тайной Вечере. Он, следуя восточным традициям, как хозяин, сидит у двери или очага, и прислуживает гостям (апостолам).
Очаровательны надписи на этой иконе. Красные змейки, как кровь Спасителя. Никакой патетики и все в точку.
Местные путеводители и экскурсоводы любят упоминать, что форма стола на иконе похожа на форму центрального алтаря церкви. Но это, безусловно, особенность изображения близкого пространства в византийском искусстве, а не прямая аналогия."

Оригинал взят у palama в об одном реликте


Бывают реликтовые растения, бывают реликтовые ландшафты,
а бывают реликтовые алтари, живущие среди реликтового пейзажа, где растут реликтовые растения...





Церковь свв. Сергия и Вакха (Маалюля)

Эта церковь построена в начале 4 столетия в честь святых воинов Сергия и Вакха, пострадавших за Христа в 303 году в нынешней Ресафе (Сергиополис, Резеф) при Максимиане.

На этой горе, расположенной в 50 км от Дамаска, раньше стоял храм, посвященный Аполлону. Языческие постройки были уничтожены или частично переделаны в первых веках христианства, после того, как Маалюля стала христианской, в том числе, благодаря св. Фекле и связанным с ней событиям.
Археологические раскопки доказали, что церковь могла быть построена между 313 и 325 годами, то есть между Миланским эдиктом и Никейским собором. Поэтому ее можно считать одним из древнейших христианских сакральных сооружений на Ближнем Востоке.

С первых веков христианской эпохи Маалюля была важным религиозным центром, здесь была резиденция епископов, некоторые из них принимали участие во вселенских соборах:

1.ЕВТИХИЙ. Имя епископа Евтиха (Евтихия, Eutyches) упоминается среди участников первого вселенского собора, как настоятеля церкви Сергия в Маалюле *.
2.МАРКИАН (Marcian) участвовал во втором вселенском соборе, проходившем в Константинополе (381)
3.ГЕРОНТИЙ (Gerondio) был на Эфесском соборе в 431 году.
4.ИОАНН присутствовал на четвертом Халкидонском соборе (451)
5.ДИОНИСИЙ принимал участие в пятом Константинопольском соборе (553 )

Маалюля была резиденцией епископов беспрерывно, вплоть до начала 19 века **, когда епископы переехали в Дамаск.

* ZAIM, M. (Patriarca), Nomi e cronache dei santi della nostra eparchia, in Manoscritto n. 1052 della biblioteca del Monastero di San Salvatore (Ливан)

** ZAYAT, H., Khaza'n el-koutob, Damasco 1982, p. 123



Сейчас это женский монастырь Cвятого Сергия (Мар Саркис)
دير مار سركيس

Чтобы войти в церковь, нужно пройти более поздние пристройки, пройти через двор



и оказаться перед низкой дверью.


Не знаю откуда возник этот обычай низких дверных проемов. Может он связан с древним способом сохранения тепла в доме. Но в данном случае, это напоминает вход в пещеру, и всяк входящий должен преклонять голову. Не получается заглянуть на минутку, как в церковь с высокими дверьми-воротами, зайти мимоходом. Тут ты именно входишь в церковь узким путем. И входя в это каменное пространство, не хочется выходить из него.
Внутри только камень и дерево. Древесина использовалась в каменной кладке в качестве своеобразного амортизатора во время землетрясений. В Германии исследовали древесину внутри стен и деревянных перекрытий с помощью радиоуглеродного метода и выяснили, что возраст древесины около 2000 лет.

Интерьер церкви очень аскетичный. Совсем немного икон (жаль, что сами иконы не настолько древни и строги как стены). Но здесь нет того "золотопада", который мы иногда встречаем в наших церквях. Это очень собирает и настраивает на правильный лад. Взгляд не блуждает по мелочам, а собирается, слух не растворяется в витиеватом партесе, а созвучен, почти речитативной, арамейской службе.

Вот план церкви: три нефа и три алтаря.


Когда входишь в церковь, сразу видишь икону Сергия и Вакха 13 века (?)


Вообще датировкам на открытках, продающихся в Сирии, не всегда можно доверять, я даже видел в Дамасском музее вещи, которым прибавили в возрасте 100-200 лет



Вот эта икона поближе. Интересны несовпадающие серебряные нимбы. Серебряные или медные "приклады" очень популярны на Востоке. Это не оклад, закрывающий почти всю икону. Вкрапления металла на краске очень оживляют икону. Как драгоценные камни. "Приклад" не дает иконе превратиться в картину, возвращает ей прикладную функцию. Он делает ее с одной стороны площе и в то же время вводит в статус полурельефа. Приклады могут существовать и независимо от иконы или реликвии (отдельно собранные приклады я видел в церквях Алеппо), как сокращение сюжета-иконы, как знак и символ, связанный с тем или иным святым.



Пройдя к центральному нефу, можно увидеть иконостас и центральный алтарь.
Иконы в Иконостасе написаны иконописцем Михаилом из Крита специально для этой церкви в 1813 г. Апостольский ряд был написан позже, в 1818 году. Михаил жил какое-то время в Дамаске, на иконах можно заметить некоторые особенности одежды, типичной для Дамаска того времени: broccades - шелк с золотыми нитями.



Густав Климт нервно курит в стороне:))) Такого сочетания барокко, роскошного орнамента, каллиграфии, наложенных на византийскую иконографию, не найдешь даже в иконах западной Украины. Тут арабско-греческая фантазия разыгралась не на шутку. И в то же время барочные приемы тут так приправлены восточной декоративностью, что нет "пространственных дырок", орнамент, хоть и растворяет фигуры, но хорошо держит плоскость.

Икона Сергия и Вакха над центральным входом в алтарь.




Богоматерь



Христос Архиерей. В Сирии часто можно встретить иконы где надписи греческие, а текст Евангелия на арабском.



Наконец мы добрались и до реликта.
Реликт - это Алтарь этой церкви.
Алтарь посвящен св. Сергию и Вакху. Он имеет полукруглую форму с бортиком высотой приблизительно 7 см. Такая форма - наследство языческих алтарей. Но нужно признать, что полукруглая форма для римского периода тоже не очень частое явление. Не берусь судить откуда возник такой вид алтарей. Типологически все же языческие алтари больше связаны с колонной, а у христианского алтаря другие формоопределяющие источники - крышка гробницы (саркофаг) с останками святого мученика или трапезный стол.
В полукруглых языческих алтарях посредине или сбоку всегда было отверстие, чтобы кровь жертв стекала вниз. На полукруглом крае часто изображали животных, которые приносились в жертву.
Треугольная выемка с прямой стороны алтаря церкви Сергия и Вакха - не след от отверстия, куда стекала кровь, как описывают некоторые путеводители, а место, куда возможно клали реликвии (мощи святых).
Этот алтарь не был языческим, просто он перенял древнюю форму, такие типы алтарей, наверное, встречались в христианских церквях до запрещения их на Никейском соборе в 325 г.
В Национальном музее Дамаска так же сохранился подобный алтарь.

Справа и слева расположены еще два алтаря.



Перейдем к тому, что находится слева:



Левый алтарь с сенью, посвящен Богоматери.





Верхняя часть имеет квадратную форму и углубление (4 см), основание алтаря похоже на колонну.



Сень над алтарем очень красивая, жаль отснял только кусок.
Сень была создана в 1824 году. По углам сени изображены четыре Евангелиста со своими символами. На синем своде, заполненным золотыми небесными телами, с одной стороны изображен Христос, напротив него Богоматерь:





Правый алтарь был посвящен Арх. Гавриилу и Михаилу в 1984 год. Он был восстановлен на месте древнего алтаря и по его подобию.



На этом алтаре стоит маленький реликварий.



Если выйти из этого алтаря, можно увидеть иконы правой части иконостаса:



"Христос-Архиерей" 1717 г.



Эта же икона до реставрации



Богоматерь Одигитрия. Это, наверное, самая интересная и древняя икона в этой церкви.
И больше всего соответствует строгому интерьеру церкви.



Распятие и Тайная Вечеря (16-17 вв.)
Эта икона была украдена и возвращена церкви через два года в 1997 году.
Необычно расположение Христа в Тайной Вечере. Он, следуя восточным традициям, как хозяин, сидит у двери или очага, и прислуживает гостям (апостолам).
Очаровательны надписи на этой иконе. Красные змейки, как кровь Спасителя. Никакой патетики и все в точку.
Местные путеводители и экскурсоводы любят упоминать, что форма стола на иконе похожа на форму центрального алтаря церкви. Но это, безусловно, особенность изображения близкого пространства в византийском искусстве, а не прямая аналогия.



Св. Фекла. Икона написана тем же Михаилом из Крита в 1820 году.



Иоанн Креститель 1778 г.
(очень смешной вышел Иоанн, в духе арабских народных картинок)



"Живоностный источник" 19 век.

Слева от центра иконостаса висят две иконы 17 века - это дар польского генерала Владислава Андерса, командующего польской армией, сформированной в СССР в 1941-42 гг. Генерал жил в Маалюле в 1943 году два месяца, был исцелен в этой церкви, и по возвращение прислал из Польши эти иконы.

Вот они:





В Маалюле особенно торжественно отмечают три важных для этих мест праздника: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - 14 сентября, память св. Феклы - 24 сентября и памяти св. Сергия и Вакха - 7 октября. В Монастыре собирается множество верующих и все это мультикультурное разнообразие становится еще пестрее и удивительнее.

Античные рудименты, раннехристианская аскетичность и простота, барочные иконы, арабская вязь, народный лубок, древние языки на новый лад, древние одежды поверх джинс: все это сплетается в одно большое лоскутное одеяло стилей и времен.
И это яркое покрывало Востока укутывает тебя, и становится тепло и уютно, как в детстве под бабушкиным одеялом, сшитым из бог знает каких лоскутков ткани.

церковь странствующая

Previous post Next post
Up