Этот червяк, паразит рыб, удостоился особых почестей в New York Times: “Males and females meet each other during their juvenile stage, and their bodies completely fuse together, whereupon they remain faithful until death…. “. 100% моногамия! Но так ли им весело вместе?
Моногенетические сосальщики семейства Diplozoidae включают более 50 видов, но лишь один из них стал очень известным - Diplozoon paradoxum или спайник парадоксальный. Живут все спайники на жабрах пресноводных рыб и, если присмотреться, то имеют странную Х-образную форму. Дело в том, что этот самый Х - не одна, а две соединившиеся крест-накрест особи, причем их соединение происходит еще на личиночной стадии, когда нет зачатков половой системы.
Если бы это были бы самец и самка, то все выглядело бы очень романтично, но моногенеи - гермафродиты. В ходе срастания у них так «переплетаются» половые системы, что сперматозоиды одной особи перетекают в женскую половую систему другой без копуляции. Пенисов у спайников нет, хотя у их ближайших родственников из семейства Octomacridae все «как у нормальных людей». Т.е. у спайников в принципе невозможна «измена» партнеру, даже в форме самооплодотворения. Срастание двух особей не является уникальной чертой спайников - оно описано для некоторых трематод (например, для Diplotrema pelamydis), но почти во всех этих случаях речь не идет о сращениях половых систем и опять же это гермафродиты.
ПОЧТИ! Все же есть идеальное семейное счастье - пусть даже среди паразитов. Речь о раздельнополой трематоде Nephrodidymotrema ahi: у этого червя самец и самка слиты задними частями тела, которые находятся в большой капсуле. Свободны передние части тела, половые отверстия тоже "сами по себе", что теоретически делает возможной "измену", хотя практически это неосуществимо. Самец в такой паре меньше самки, но кто что любит…