События 24-25 июня, для памяти. Часть 2.

Jun 30, 2023 01:16

Поучительно было наблюдать за тем, как чиновники, и гражданские, и силовые ушли в несознанку, ожидая разрешения ситуации. Я не думаю, что на самом деле они ожидали реальной смены власти, хотя кто знает, может, кто-то и ждал. Скорее просто не могли понять, а что вообще происходит. То ли это провокация Кремля/ФСБ/армии/англосаксов/рептилоидов (нужное подчеркнуть), то ли реальный конфликт между игроками внутри системы, то ли часть какой-нибудь пиар-компании с неясными целями. В общем, что бы там ни было, можно запросто сделать или ляпнуть что-нибудь не то, и огрести потом неприятностей от начальства/силовиков/рептилоидов или как минимум выставить себя дураком, а этого, понятно, никто не хочет. В общем, да, наглядный и мрачный пример того, как царящая во властных кругах неразбериха приводит к параличу в момент принятия решений.

За реакцией широких народных масс тоже стоило понаблюдать. За тем, как зеваки в Ростове снимают на телефоны с близкого расстояния танки и людей с оружием, за тем как в том же Ростове вокзал заполняют стремящиеся поскорее уехать. Кажется, не было видеозаписей с теми, кто сразу же помчался в магазин, запасся продуктами и засел у себя дома, но такое можно легко представить. Реакция понятная и логичная. Сам помню, как в первый день путча 91-го года мы с мамой поехали на дачу, потому что правители приходят и уходят, а запасы на зиму сами себя не соберут. Или как в октябре 93-го мои одноклассники сбежали с уроков и поехали смотреть на стрельбу из танков по Белому Дому.

Да, а ещё кто-то и в такие сложные моменты продолжает работать, как ростовский дворник, подметающий тротуар перед танком. Или же как моя мама, которые в один из тех мрачных осенних дней 93-го поехала отвозить служебные документы куда-то в район Красной Пресни, а на выходя из здания услышала стрельбу и вместе с другими прохожими пряталась за машинами, а потом кое-как, где перебежками, где на четвереньках добралась до безопасного метро.

Но да, повторю, набор реакций поглазеть/сбежать/затаиться вполне логичен. Люди прекрасно понимают, что они в этом противостояние кого-то с кем-то всего лишь статисты. Да, к ним апеллируют, их интересами прикрываются, о них вроде как заботятся, но каково реальное отношение - все всё прекрасно понимают. Кстати, вот я вспоминаю, в августе 91-го у меня ещё было ощущение, что всё происходящее касается лично меня, и что моё мнение не то чтобы значимо, но хотя бы имеет какой-то смысл, и если я не могу повлиять на события, то я хотя бы в них эмоционально вовлечён.

А вот уже в 93-м это ощущение заметно растворилось, а ему на смену начало приходить безразличие в лучшем случае, а в худшем отношение по принципу «чума на оба ваши дома». С годами оно всё больше нарастало, и сейчас я уже скорее воспринимаю себя зрителем в безумном цирке, забрызганного с ног до головы летящей с арены кровью и с тоской ждущего, что вот-вот оттуда прилетит что-нибудь более увесистое и смертоносное.

С другой же стороны, понимаешь, что вот это массовое психологическое отстранение от происходящего, вкупе с привычкой очень-очень быстро забывать всё - и плохое, и хорошее (а мы же ведь понимаем, что уже через пару недель в массовой памяти останутся только какие-то отдельные разрозненные куски: ну да, кто-то там куда-то ехал, этот, как его, чего-то говорил, танк в цирке застрял, прикольно, либералы гнусно вредили, и ещё англосаксы, да, но Путин всех переиграл, конечно же, и победил, как всегда) оно не только оправдывается невозможностью повлиять на ход событий, но и помогает примириться с этой беспомощностью. Потому что если действительно понимать, что происходит, если помнить все события последних лет, и не просто помнить, а _осознавать_ их, то что остаётся? Либо впасть в глубокое уныние, неизбежно ведущее к алкоголизму. Либо начать дико, безумно, неистово ржать. Ржать до колик, до разрыва селезёнки. Потому что всё происходящее оно же ведь действительно не смешно, нет, оно именно ржачно, так что это была бы вполне естественная реакция, впрочем, столь же губительная в итоге, как и уныние.

***
И раз уж зашла речь о восприятии происходящего обществом: нежелании знать неприятную информацию и с жадностью воспринимать только то, что утешает и внушает надежду, о мгновенном забывании событий, о каком-то бесконечном дремотном состоянии, которое время от времени нарушает новый кризис, но немного повозмущавшись общество засыпает обратно, об отказе от рефлексии, от осознанного обсуждения, которое заменяется бессмысленным словоизвержением, обменом затёртым до полной неразличимости шаблонами и в целом об отказе от политического действия. Это как у Шварца, когда Дракон говорит Ланцелоту «Разрубишь тело пополам - человек околеет. А душу разорвешь - станет послушней, и только». Вот с такими душами мы и живём, и сами предпочитаем об этом не знать.

А впрочем… нынешние события помимо прочего ещё раз показали, что Ланцелота уже не будет, всё, не рожает наша земля Ланцелотов. Выступит против дракона разве что только сэр Брюс Безжалостный, известный своей привычкой убивать странствующих рыцарей, насиловать их спутниц, а затем также убивать. И если господин Дракон у нас старенький, может обойтись одной прекрасной девой в год, то сэру Брюсу для удовлетворения его потребностей нужно как минимум по одной деве в месяц. И неудивительно, что в сражении сэра Брюса с господином Драконом те, кто понимают ситуацию, затаиваются и бормочут про себя: «удачи обоим», хотя точно так же понимают, что если сэр Брюс и господин Дракон убьют друг друга, то останется Бургомистр, про которого и не поймёшь, действительно ли он с ума сошёл или талантливо притворяется (читать его телеграмм-канал бывает увлекательно, конечно, но дрожь пробирает при мысли о том, до чего может дойти некогда неплохой и по-своему даже симпатичный человек). Останется секретарь, он же первый ученик, а также вторые ученики, третьи и далее по списку. Останутся стражники, останутся тюремщики…

***
Произвело сильное впечатление внезапное появление Лукашенко в качестве третьей стороны, переговорщика и примирителя. Вот ведь как оно выходит. Сколько твердили про экономический суверенитет, импортозамещение и сами-с-усами. А в результате оказались в огромной зависимости от китайского импорта… и в меньшей степени от турецкого, иранского и индийского. Сколько твердили про политический суверенитет, гордую и сильную страну-цивилизацию, космическое одиночество, «я иду по лужам, мне никто не нужен». А при первом же крупном внутреннем конфликте отчаянно ищем переговорщика среди соседей, и конце концов обращаемся за помощью к самому из них неприятному и ненавистному для начальства, тому, который много лет тянет из России деньги и постоянно динамит. Да, ироническая империя, как и было уже сказано.

Кстати, вспоминая Шварца. А ведь господин Лукашенко во времена оно пришёл к власти как доблестный рыцарь, и вот уже много лет бедные белорусы не знают, как им от своего «героя» избавиться. А если он ещё и обзаведётся личной наёмной армией, то исполнение народных чаяний из маловероятного становится совсем уж безнадёжным.
А впрочем, использовать наёмников можно и в другом направлении. Подозреваю, что будь Лукашенко малость помоложе, он б с душою дорогой взошёл на шатающийся московский престол и присоединил Россию к Белоруссии. Только ведь если батьке сил не хватит, то есть сыновья и внуки, которым он передаст группу надёжных, проверенных бойцов. И ведь есть ещё возможность, например, династического брака с дочерью Кадырова, а уж объединённые силы «Ахмата» и «Вагнера» запросто возведут чету на трон, и постаревший, но не утративший лихости Охлобыстин будет орать на коронации «Ахмат - гойда!».

***
Вспомнилась ещё одна книга - «ЖД» Дмитрия Быкова, с концепцией о том, что вся история России представляет собой борьбу двух иноземных захватчиков - «хазар» и «варягов», каждый из которых пытается построить на этой территории общество своей мечты, но только вот представления об идеальном у них диаметрально противоположны. Правда, Быков исходил из того, что эти стороны сражаются друг с другом, а в нынешнем конфликте все основные действующие лица относятся к «хазарам», все они про деньги, имущество, ну и престиж, но основанный не на воинской доблести, а на занимаемой должности и всех положенных должности «плюшках». А условные «варяги», главным представителем которых выступает Стрелков, одинаково глубоко презирают и Пригожина, и Шойгу, и Путина.

И похоже, что самозабвенный аскетизм, нацеленность на подвиг и готовность к насилию любого масштаба производит определённое впечатление на публику, жаждущую по традиции «крепкой руки», которую нынешнее руководство России явно не в состоянии предоставить. Действительно ли произойдёт замена «хазар» на «варягов», результатом которого станет ещё более активное уничтожение подчинённого населения, сказать трудно. Если исходить из идеи цикличности если не буквальной, то хотя бы на уровне повторяющихся сюжетов и исторических ролей, то такой исход кажется практически неизбежным. Пока что, к сожалению, не видно, чтобы российское общество пыталось как-то преодолеть неизбежность, скорее оно безропотно склоняется перед роком, все участники регаты плывут строго по течению и отыгрывают предначертанные роли. Кто-то с большим, кто-то с меньшим энтузиазмом, кто-то и вовсе с отвращением, но сломать сценарий, выйти за пределы сцены никто не в силах.

***
Говорить о дальнейшем развитии событий, понятно, сложно, слишком уж тут всё непредсказуемо. Да и мы ещё шок от этих событий не пережили; если верить циркулирующим ныне смутным слухам, последствия только сейчас начинают проявляться, но, опять же, посмотрим. Вроде бы угроза подобного движения тяжеловооруженных людей теперь снята. Самая крупная, боеспособная, сплочённая, руководимая энергичным и харзматичным лидером группировка частично распущена, частично выдавлена за границу, частично перешла под управление Министерства Обороны. Собственно же военные части дезорганизованы и деморализованы, а также лишены сколь нибудь ярких и способных руководителей, и по идее способны разве что на небольшие выступления с применением стрелкового оружия, которые будут давиться мгновенно, с показательной жестокостью. Наша государственная система при всей её тугодумности и неповоротливости всё же способна учиться на ошибках, чему немало способствует тот испуг, который она испытала во время недавних событий, так что реагировать будет теперь куда активнее.

Но тут опять может сыграть злую шутку принцип «генералы всегда готовятся к прошлой войне». Проблем будут ждать от армии, от добровольцев или рассерженных патриотов, а кризис может разразиться на каком-нибудь другом направлении, о котором никто не думает или которое считают надёжно прикрытым (ведь и «чвквагнер» до момента Х считалось полностью подконтрольным Путину, а конфликт Пригожина и Шойгу полностью управляемым). Впрочем, может, напротив, армия окажется куда более организованной и целеустремлённой, чем сейчас выглядит, и сможет преодолеть попытки погасить её активность. Но тут начинается гадание на кофейной гуще. Понятно только, что у нас впереди новые кризисы, и что все исторические развилки, на которых была возможность свернуть на хоть сколь-нибудь позитивные варианты развития событий уже пройдены. Дальше будет выбор между плохим, очень плохим, кошмарным и «да как такое вообще возможно!».

Житейское, Ворчание

Previous post Next post
Up