День в музеях. Город желаний

Aug 27, 2012 01:32

-Однажды, студия, предоставленная мне Страной, станет музеем, куда я передам свои работы и коллекцию. Молодые люди, мужчины и женщины, посетят музей и увидят синагогальные подсвечники 18-го столетия из Польши и ковер - произведение еврейского искусства, и возможно, им даже придет в голову мысль о невысоком человеке, который когда-то начал собирать свою коллекцию, будучи без гроша в кармане, - сказал в одном из своих интервью всемирно известный художник Мане Кац.



Мане Кац был не только художником, но и коллекционером произведений еврейского искусства и иудаики. С тех пор, как он поселился в доме на улице Яффе Ноф в Хайфе, он не переставал мечтал о том, чтобы с его коллекцией могли познакомиться как можно больше молодежи.

"Мечта о Париже" - так, с долей романтики назвали устроители новую выставку в музее Мане-Каца - который год назад после ремонта открыл свои двери для широкой публики, и быстро стал серьезным художественно-исследовательским центром после сонного пребывания в течении нескольких десятков лет в статусе музея-квартиры с пыльными коврами и пыльными воспоминаниями, настоящие сокровища которого прятались в запасниках.



Мы прибыли в Хайфу на исходе утра, ближе к полудню.
Несмотря на жару и влажность, и легкую дымку вдали, ничто не помешало нам полюбоваться его прекрасными видами.


Так, знаменитый с мировой славой художник месье Мане-Кац, на закате своей жизни глядел из окна своей студии на возрождающуюся Землю Израиля, отвоевывая у смерти свои последние дни.










Первая половина 20 века, "Парижская школа", феномен Ecole de Paris, еврейские художники в Париже - таковы направления выставки "Мечта о Париже", на которой представлены более 100 работ 40 еврейских художников, живших в Париже - Марка Шагала, Амедео Модильяни, Моиза Кислинга, Хаима Сутина, Жюля Паскина, Роберта Фалька, Мишеля Кикоина, Эжена Зака, Пинхуса Кременя, Осипа Цадкина, Ханы Орловой, Абрама Минчина и, конечно же, самого Мане-Каца, бывшего заметной личностью в этой яркой компании, одним из самых выдающихся представителей столь необычного явления как "Парижская школа". Именно в Париже отточилось его художественное видение и мастерство, и там же, он создал большую часть своих работ. Художники Парижской школы не были объединены ни общими художественными целями, ни единой творческой программой. Главное, что их связывало - стремление к свободе, поиску и общению, а Париж для них был синонимом свободного художественного мира.












Эмануил Лазаревич Кац родился в 1894г. в Кременчуге Полтавской губернии. Может быть, мой дед Иосиф учился с ним в одном и том же хедэре. Так или иначе, Эмануил впитал в себя быт и фольклор галутного еврейства, которые и стали потом, уже в Париже, главными темами его творчества.

Что общего у этих людей: Добринский, Кикоин, Кислинг, Кремень, Липшиц, Модильяни, Паскин, Шагал...и Мане Кац (переделавший фамилию из своего имени)? Все они (за исключением Модильяни, он родился в Ливорно)родом из еврейских местечек, которые тянулись к знаниям, к высокому искусству, и путь их лежал через «черту оседлости» в Париж.

В начале 20гг ХХ столетия Париж превратился в крупный центр еврейского искусства - явление, которое получило название «Парижская еврейская школа».







«Многие становятся тут французскими знаменитостями, ещё не успев выучить французский».

Париж ассоциировался у наших "героев" с Землей Обетованной современных (на то время) художников. Что побуждало и воодушевляло молодых людей из еврейских местечек Восточной Европы на такое авантюрное предприятие, как жизнь в Париже без средств, без жилья, без знания языка? Некоторые из них рвали так или иначе налаженные связи, и уезжали в неизвестность.
На выставке можно увидеть непосредственную взаимозависимость жизни и творчества, как Париж создавал художников, а они творили «свой Париж» - Париж мечты.

Однажды, Хаим Сутин воскликнул:
- Если в таком городе мы не сумеем раскрыться, не сможем создать великих произведений искусства, грош нам цена!
Впервые сформулировал понятие «современный художник», поэт и искусствовед Шарль Бодлер, который утверждал, что настоящий творец должен отражать свое время и современную жизнь, а увидеть, почувствовать, постичь её можно только в самом современном городе мира - Париже. Эти размышления об искусстве, о месте художника в этом мире, в городе его мечты легли в основу своеобразной драматургии всей экспозиции.




Большинство молодых живописцев жили в общежитии для художников «Ла Рюш» («Улей») - в комплексе зданий, состоявший из нескольких конструкций Всемирной выставки 1900 года. С 1902 года художники арендовали в "Улье" жилье, одновременно служившее мастерской. Привлекала всех невероятная дешевизна: годовая плата равнялась цене двух обедов в ресторане. Постояльцы «Улья» были пестрой, интернациональной, многоязычной группой, начиная с 1910-х годов идиш можно было услышать чаще других языков. Но явно еврейские темы в произведениях тех лет были редкостью. В «Улье» жил и работал Марк Шагал.

Куратор выставки Светлана Рейнгольд:
- Нам хотелось приоткрыть зрителям атмосферу «Улья»: начало пути, встречи с теми, кто шёл, жил рядом, богема Парижа, художники, литераторы, модели, музы, любовницы.

Главная галерея экспозиции посвящена Парижу. Цветовая гамма, синий цвет соединяет два начала: Художник и Париж. Сидят-ли они в кафе, или в кабаре, бродят по дождливому Парижу или пишут очередную картину у себя в мастерской… Вся галерея светится, лучится яркими красками радости жизни. Но, если вспомнить убогие мансарды, нищету, антисемитизм, откровенно звучащий в критических статьях и очерках, гонения в 30-е годы на «расово неполноценных» обитателей «Улья», завершившиеся для многих из них мученической дорогой в газовые камеры, то невольно возникает вопрос: что питало эту радость?
«Мечта о Париже», сияние огней Парижа оказались сильнее его реальности! Игра воображения, экспрессия восприятия лежит в основе всех работ художников Парижской школы, давших начало экспрессионизму, как направлению в развитии изобразительного искусства начала ХХ века.













Устроители выставки сознательно поместили в главной галерее наряду с экспрессионистами работы современных израильских авторов эпохи постмодернизма, которые в таком соседстве обнаруживают откровенное диссонансное, дисгармоничное звучание в виртуальном восприятии пространства.



За кадром:



Мне очень понравился "Портрет молодой женщины" Кислинга. А Галя случайно это или нет, умудрилась заснять меня под этим самым портретом!



Выставка необыкновенная, чувственная, если можно так сказать...Нужен небольшой запас времени, и все - хорошее настроение вам будет обеспечено вкусным ароматным кофе в музейном буфете и пейзажами! Виды с обзорной террасы, под шелест густой зелени, и под аккомпанемент легкого бриза будут последними, финальными мазками, для завершения картины этого дня...

Каждую субботу в музее проводятся экскурсии на русском языке.
Выставка продлится до 15 октября. 
Адрес музея Мане Каца - Хайфа, бульвар Яфе-Ноф, 89.

Хайфа, пресс-тур, музей. Мане-Кац

Previous post Next post
Up