Курилы 2019. На Онекотанщине.

Aug 23, 2019 19:39

День 4.
Ещё ночью мы подошли к нашей следующей цели - острову Онекотан. Здесь мы должны были высадиться, подняться на кальдеру вулкана Креницина и, если повезёт, увидеть молодой конус, поднимающийся с середины Кольцевого озера внутри кальдеры.

Уже с раннего утра в воздухе жужжали дроны.
Над водой стелился туман, и не было ничего видно кроме белой пелены. Поэтому было непонятно, зачем они там жужжат.
Но стоило заглянуть на экран...
В отличие от нас дроны могли подняться над облаками. И любопытному зрителю открывалась чудесная картинка.

Некоторые считают этот вулкан - одним из красивейших в мире. Да что там. Если вы будете искать информацию про этот вулкан в интернете, то непременно прочитаете, что это одно из самых красивых мест в России.

И даже сухие строчки википедии при наличии пространственного мышления и богатого воображения могут поразить умы читателей.

Вулканический конус (с диаметром подошвы 3,5-4 км) поднимается в виде острова внутри лежащего на высоте 400 м озера Кольцевое (диаметр около 7 км). Озеро окружено соммой - стенами более древней кальдеры Тао-Русыр (высоты 540-920 м с диаметром подошвы 16-17 км).

Этакая гигантская матрёшка. Самый большой в мире вулкан в вулкане. Гигантская древняя кальдера, красивое пресное озеро внутри и гигантский почти идеально правильной формы новый конус. Относительно новый, конечно.

Конечно же пропустить такое просто невозможно. И если повезёт, то вашему взору откроется вот такой вид.




Проблема одна. Чтобы увидеть такую красоту, нужна хорошая ясная погода. Ибо даже при не очень сильной облачности, облака сразу цепляются за верхушку вулкана, надёжно укрывая его от любопытных глаз.
А солнечных дней здесь за лето хорошо если штук пять наберётся. По крайней мере так говорят.

Весь мой предыдущий опыт посещения этого вулкана только подтверждал подобные разговоры.

Первый раз мы были здесь пять лет назад.
Весь остров был окутан облаками. Но мы верили, что нам повезёт. Поэтому прошли пятнадцать километров, вышли на край кальдеры... И уставились в белую пелену.

Потом долго шаманили, взывая к совести вулкана. Наконец прибегнули к последнему средству. Принесли в жертву случайно оказавшиеся под рукой два сингапурских доллара.
Вулкан сжалился над нами. Постепенно облака стали расходиться, и нам показали кусочек кальдеры, озеро и половинку вулкана - верхушка по-прежнему пряталась в облаках. Но, несмотря на это, мы считали, что нам жуть как повезло.

На следующий год я снова оказалась в тех краях с группой рыболовов. Они попросили организовать рыболовный тур и ходить на вулканы не собирались. Однако сказали, что если есть что-то такое, что пропустить нельзя, то они готовы пойти.
Конечно же я их убедила, что Креницина пропустить никак нельзя.

Вы бы видели лица людей, которые в жизни в походы не ходили, в обычной жизни ходят от подъезда до машины, прошедших в гору пятнадцать километров и уперевшихся взглядами в белую стену. Мы сидели часа два. Картинка не менялась. Я думала, что на этот раз в жертву принесут меня. Но обошлось. Интеллигентные люди попались. Даже не сильно ругались возвращаясь на корабль.

В этот раз мы подготовились. Заранее послали гонца в Сингапур за двухдолларовыми монетками. Он привёз целый мешок, но в первый же день мешок куда-то надёжно потерял в своей каюте и нашёл его только в конце нашего пути.
То есть теперь вы можете представить, что чувствовала я выползая утром в белую пелену. Хорошо, что у нас были дроны.
Они летали над туманом. И на экране было видно всё - и склоны кальдеры, и Кольцевое озеро и полностью открытый конус вулкана. Это было невероятно.

Видимо на радостях наша съёмочная группа грохнула один из дронов, забабахав им со всей дури в стекло капитанского мостика. Стекло устояло, чего нельзя сказать о дроне.

А потом появилась белая радуга...




Вы когда-нибудь видели белую радугу? Лично я нет.

- Смотри, там белая радуга, - поделилась я радостным открытием с ЕК, только что выглянувшим на улицу и пропустившим все утренние развлечения.
- Пить меньше надо, - очень обидно ответил он. Но на бак посмотреть пошёл.
- О, и правда, радуга. Белая, - и тут же крикнул выглянувшему из двери Себастьяну - Себ, смотри, там белая радуга.

Себ про пить меньше надо своему начальнику сказать вслух не мог, но во взгляде его отразилось нечто подобное.

Белая радуга словно вбирала в себя остатки тумана, постепенно растворяясь в пространстве.




Вскоре уже без помощи дронов можно было увидеть открывающуюся красоту.




Пока наконец облака совсем не ушли, небольшой полоской соскользнув в океан с другой части острова.







Конечно с корабля всю красоту не увидишь.
Для того, чтобы увидеть всё, надо высадиться на берег и подняться на край кальдеры. Что мы и планировали сделать. Больше того скажу, наши планы шли гораздо дальше - затащить туда надувные лодки, спуститься к озеру и попробовать его пересечь.

Мне кажется, эта идея про озеро и лодки посещает каждую дурную голову искателя приключений, как только в его поле зрения попадает остров Онекотан и вулкан Креницина. Но лишь единицам удалось реализовать этот план.

Тщательно изучая вопрос в интернете мы нашли информацию только об одной экспедиции, когда несколько лет назад бравые парни затащили лодки, пересекли озеро и взошли на вулкан.
Нет, есть ещё чудный фильм, как кажется американцы приехали на Камчатку зимой, чтобы взойти на Креницина и скатиться оттуда на лыжах. И им это, надо сказать, вполне удалось. Но зима - это совсем другая история. Ооочень экстремальная.
Впрочем, и летом всё оказалось не так просто, как хотелось бы и как изначально думалось.

А изначально думалось, что самое сложное в этом процессе - найти небольшие надувные лодки и затащить их наверх.
Но как раз это получилось сделать проще всего.

Впрочем, не буду забегать вперёд.

По плану мы должны были после завтрака покинуть наш кораблик и отправиться в поход. Но ребята сказали, что им надо ещё несколько часов на съёмки и сборы.

Поэтому мы спустили лодку на воду и поехали на разведку.

Уже с корабля мы видели лагерь на берегу.




А подъезжая на лодке к берегу увидели людей, грузящих вещи в лодку.




Впрочем, лично для меня ничего удивительного не было. Я-то знала, кто эти люди. По крайней мере один из них.




Знакомьтесь - это Ден. Постоянный гид наших камчатско-курильских экспедиций. Мы с ним знакомы уже много лет. И вот что я вам скажу. Если вам нужен хороший гид походить по вулканам Камчатки или для скитура на Камчатке - теперь вы знаете этого человека. В основное время, когда Ден не гидствует, он работает спасателем. И раньше многие его рассказы начинались со слов "а вот был у нас ещё случай". Но теперь, то ли случаев стало слишком много, то ли рассказывать об этом надоело, но количество ужастиков в его рассказах резко уменьшилось.

Ден с нами ходил и в первую курильскую экспедицию пять лет назад. И на этот раз должен был прилететь в Южно-Сахалиск, где мы отправив первую группу домой, должны были встретить вторую группу и отправиться все вместе в путь по Курильской гряде с юга на север. Всё это случиться должно было ещё только через десять дней.

А пока одна компания наняла Дена с группой товарищей сделать красивую комфортную дорогу до края кальдеры.
Пять лет назад мы ходили с другой стороны, где дорога была длиннее, но более проходимая.
С этой стороны дорога была всего семь километров, против пятнадцати, но зато более заросшая и разрушенная.

Очень удачно сложилось, что дорогу ребята доделали как раз к нашему приходу. Так что мы были первыми испытателями этой новой тропы.

Вообще-то мы не должны были встретиться. Когда считали дни, получалось, что они уйдут с острова на несколько дней раньше, чем мы придём. Но потом ребята задержались в Северо-Курильске, позже вышли на Онекотан, дольше делали дорогу.
Но ведь чем внезапнее встреча, тем она радостнее, да?

Так вот. Про кальдеру, озеро и лодки.

Мы ещё зимой с Деном стали обсуждать, что надо бы найти пару небольших лодок, затащить их на кальдеру, когда окажемся там со второй группой и попробовать переправиться через озеро. Дальше наши планы особо не распространялись. Конечно хотелось взойти на конус, но мы понимали, что для этого должно глобально повезти с погодой да и времени у нас на это особо не было.
Но идея переплыть это озеро сама по себе была достойна того, чтобы мы снова и снова возвращались к ней.

В итоге Ден нашёл две двухместных надувных лодки. Каждая весила 12 килограмм - вполне реально, чтобы затащить. А уж когда к весне вдруг образовалась тема с короткой дорогой, сомнения в том, что мы занесём эти лодки, и вовсе развеялись.
Ден даже решил одну лодку взять с собой заранее, когда будет делать дорогу. Решили, что он занесёт её и оставит в каком-нибудь приметном месте.

А летом, когда мы с Повелом стали в очередной раз обсуждать планы и идеи, оказалось, что съёмочная группа тоже думает насчёт лодок.
Повел собирался везти какой-то надувной каяк, который весил тоже больше десяти килограмм. И очень обрадовался, когда узнал, что одна лодка уже будет ждать нас наверху. А вторую можно будет взять на корабле.

Вот так обычно причудливо складывается мозаика планов наших приключений.

Пока ребята собирали лагерь и грузили вещи, мы занялись исследованием близлежащего пространства.
Между прочим, это была наша первая высадка на курильскую землю. А первая высадка - это всегда немного волнительно.







Команда дорогопоходчиков стояла лагерем на берегу, делая радиальные выходы наверх.




С погодой им не повезло. Всё время был туман. Конус они до этого дня так и не видели. А в свободное время развлекались составляя вот такие художественные композиции.




На берегу стоял памятный крест, установленный восемь лет назад в честь трёхсотлетия освоения Курил Россией. С определённого ракурса освоение это получалось в не очень приглядном виде.




Увы, вот такими ржавыми железными бочками завалены многие острова. Особенно там, где когда-то находились военные части. И похоже вывозить их никто не собирается.




Немного поболтав с Деном, мы решили прогуляться до близлежащей симпатичной пещерки, глянуть, что там хорошего.




Хорошего не обнаружили. Обнаружили ещё снаряды. И снег. Лето на Курилы приходит поздно, так что к середине июля даже в гроте у берега сохранились остатки сугробов.




А ещё обнаружили вот такие загадочные дырки.




Разногласий по поводу того, что они напоминают не возникло ни у кого.




Пока ребята грузили своё имущество в лодки, мы решили заехать на корабль, который сначала привёз их сюда, а теперь должен был забрать.
Ибо кораблик этот был другого нашего знакомого по прошлым курильским экспедициям - Леонида. С ним мы ещё встретимся во второй части рассказов про курильскую экспедицию.

Сейчас же мы лишь на пять минут заглянули к ним в гости.




Уже на следующий день Ларга - так называется кораблик Леонида - подходя к Северо-Курильску получит пробоину. Но всё закончится хорошо. Об этом мне напишет Ден, рассказывая как неуютно просыпаться в каюте, когда у там по колено воды.
Этот живописный образ потом несколько раз будет являться в моих тревожных снах на корабле, отчего я буду просыпаться и вглядываться в темноту каюты - как там на полу, не плещется ли чего.

Мы вернулись на наш корабль.




Сборы там шли полным ходом.

Так как мы собирались идти с ночёвкой, мне тоже пришлось взяться за дело. Надо было лезть доставать палатки, горелки, котлы. Искать коробку с газом, которая конечно же оказалась запрятана в самый дальний угол кладовки в трюме.

Хорошо ещё, что с продуктами мы разобрались накануне вечером.

Ну, как разобрались...
Вечером мы по традиции собрались на капитанском мостике, чтобы обсудить планы на следующий день.
И на мою просьбу собрать нам продукты на выход Коля вдруг стал рассказывать, как всё это сложно и что если нам что-то надо, заранее надо было написать список, чтобы они подготовились и закупили всё по списку...

Пришлось напомнить ему, что мы этот вопрос уже обсуждали и ни о каких списках речь не шла. А крупы, консервы, хлеб, сыр, мюсли и печенье и так на корабле есть в достаточном количестве.

В общем, не знаю, что это было. Не люблю я с людьми ругаться. Но иногда приходится.
Зато на утро все продукты были собраны, подготовлены и ждали нас. Даже в избыточном количестве.

Ну и раз уж я начала бубнить и нудеть, расскажу ещё одну историю. Я бы может и не стала про неё вспоминать, но сначала одна история, потом вторая... А потом приходится ругаться и напоминать людям, про их обязательства и обещания... Почему сразу нельзя всё мирно решить, даже не знаю.

Раньше и пять лет назад, и четыре года назад на корабле была чудесный кок Света, которая буквально творила кулинарные чудеса на малюсеньком камбузе. Еды было столько, что родился девиз "ни тазу назад".

В этом году её сменила Таня.
И уже на второй день путешествия начались какие-то мелкие косяки. То на ужин не всем салата хватило. То утром на завтраке обнаружили лишь остатки каши, после того как позавтракал экипаж - они ели первыми.

А на мой вопрос "где же каша?" последовал рассказ о том, что накануне никто кашу есть не стал, и пришлось всю кастрюлю выкинуть.

Иногда очень удобно, когда сопровождающим на корабле от компании предоставляющей услуги является генеральный директор этой компании. Можно с поваром не ругаться, а сразу к начальству идти.
Что я и сделала. Пошла, поговорила с Колей.

Потом я никого не трогая сидела в кают-компании, куда снова пришла Таня и, видимо, с максимальной для неё возможной вежливостью, сообщила, что она не понимает, что значит больше или меньше. И если мы хотим, чтобы салата было больше, то надо сказать в граммах, насколько больше, по другому она не понимает. И пусть эти американцы уже определятся - едят они кашу или нет. А то варишь им варишь, потом выкидываешь. И вообще, ходят тут разные на всех не угодишь...

При чём попытка изначально изобразить вежливый тон достаточно быстро провалилась и перешла на какой-то базарный уровень высказываний на таких повышенных тонах, что сидящий тут же Джеф (хорошо хоть больше никого там не было) подошёл ко мне и спросил всё ли нормально и что происходит.

В общем, пришлось снова идти разговаривать с Колей. Уже не так любезно и мягко как в первый раз.
Потом он говорил с Таней. Потом с ней говорил старпом. Потом капитан.
Любить меня от этого она не стала и до конца поездки предпочитала обходить стороной.
Но с едой у нас больше проблем не было. По крайней мере в первой части экспедиции.

Знаете, почему-то мне кажется, что человек с глазами доброго телёнка да ещё в костюме плюшевого мишки вызывает у людей странную реакцию. Они начинают считать, что на него можно кричать, посылать, не выполнять обещания... Я даже начинаю понимать, зачем люди придумали дресс код и офисную одежду.
Не, серьёзно. Даже не применительно к этим в общем-то незначительным историям. Уж сколько раз в жизни я сталкивалась с вот таким отношением "а ты, девочка, собственно кто такая-то, чтобы нам указывать". Приходилось объяснять, что я может и никто, но сделать придётся всё равно как я скажу. И каждый раз сталкиваясь с таким отношением я думаю "не, ну что за нафиг-то?"

Однако, это не мешает мне снова и снова надевать костюм плюшевого мишки.

Курилы2019, Курильские острова

Previous post Next post
Up