Исаакиевский собор - одно из самых впечатляющих строений Петербурга.
Был освящён (30 мая) 11 июня 1858 года.
Строительство собора задумал ещё Пётр І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил таким способом почтить святого.
Четыре собора
Первый Исаакиевский собор был создан в 1707 году по указу Петра I на месте чертёжного амбара рядом с Адмиралтейством.
Собор четырежды перестраивали - его четвёртое возрождение мы и видим сейчас.
В первой деревянной церкви Исаакия Далматского венчались Пётр I и Екатерина I.
Вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 году: первая к тому времени уже обветшала.
Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем.
Но береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году был сильно повреждён ударом молнии.
Пришлось менять местоположение собора и строить его заново.
При Екатерине II в строительстве начали использовать мрамор, но достроили едва ли до половины.
Павел I распорядился закончить стройку кирпичом, а мрамор для облицовки отправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно: кирпичные стены высились на мраморном основании.
Это послужило поводом для едкой эпиграммы: "Се памятник двух царств, Обоим столь приличный, - Основа его мраморна, А верх его кирпичный".
Автор этой эпиграммы - флотский офицер Акимов - жестоко за нее поплатился: ему отрезали язык, уши и сослали в Сибирь.
Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга».
Александру I выстроенное предками не понравилось вовсе, и он велел здание сломать и построить новое - из гранита.
Монферран и его призрак
Архитектором Исаакия в теперешнем его виде был Огюст Монферран.
Строительство продолжалось 40 лет.
Легенда гласит, что некто нагадал Монферрану смерть после возведения собора, поэтому тот и не спешил заканчивать процесс.
Но всё же достроил: летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского - покровителя Санкт-Петербурга.
Скорее всего, это было случайным совпадением, однако через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран умер.
Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя - Александра II.
То ли он сделал архитектору замечание за ношение «военных» усов, то ли самодержцу не по нраву пришёлся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них и сам Монферран. Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние, поражённый подобным отношением императора, и через 27 дней умер.
На каменоломнях на острове Пютерлакс под Выборгом вырубали гранитные монолиты для колонн весом от 64 до 114 т, мрамор для облицовки интерьера и фасадов собора добывали на Рускольских и Тивдийских мраморных ломках.
Доставка огромных блоков к месту строительства, установка 112 монолитных колонн и возведение купола потребовали от строителей многих технических нововведений.
Одним из инженеров, возводивших Исаакиевский собор, был изобретён полезный рельсовый механизм, облегчивший труд строителей.
Для создания статуй и барельефов применили новейшую технологию гальванопластики, что позволило впервые в мире разместить многометровые медные статуи на высоте.
Для украшения Исаакия были использованы бадахшанский лазурит, шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский, а еще и 16 т малахита.
Еле уловимый запах благовоний, который можно уловить в соборе, источают пластинки из малахита, украшающие колонны у главного алтаря.
Мастера их скрепляли специальным составом, сделанным на основе миро (особое благовонное масло).
Считают, что на колонны Исаакиевского собора Демидову пришлось истратить все запасы малахита, из-за этого обвалился рынок, упала стоимость камня и его престиж.
Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.
Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако это огромное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса так и стояли неразобранными.
За 50 лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией: пока стоят леса, правит и династия Романовых.
Легенда, надо сказать, небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и не всякие материалы для его восстановления годились), а средства же выделяла царская казна.
Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году.
После революции для храма наступили нелегкие времена .
В 1922 году на нужды голодающих Поволжья из него было изъято 48 кг золота и более 2 т серебра.
Еще через несколько лет в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. Это спасло храм от разрушения: сюда стали водить экскурсии, на которых посетителям рассказывали о страданиях крепостных строителей здания и о вреде религии.
Тогда же в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко: благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией.
Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя, символизирующая Святой Дух.
В 1930е годы прошёл слух, что американцы предлагали советскому правительству выкупить собор. По слухам, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова.
Будто бы качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало.
Но, судя по наличию Исаакиевского собора и поныне на своём месте, либо это досужие домыслы, либо, к счастью, сделка сорвалась (а то остались бы и без собора, и без асфальта - знакомо!)
Во время Великой Отечественной войны собор пострадал от бомбёжек и артобстрелов, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов.
В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I.
Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола.
Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным, что помогло спасти множество произведений искусства накануне наступления фашистов.